Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции

  • Денис Евгеньевич Климанов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-3572-8694
  • Ольга Анатольевна Третьяк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7072-4117

Аннотация

В современных исследованиях в сфере менеджмента бизнес-модели являются одной из наиболее активно изучаемых областей. Интерес к данной проблематике в первую очередь вызван потребностью бизнеса в целостном понимании своей деятельности, всего спектра механизмов, которые используются для создания и предложения ценности потребителю, а также извлечения доходов от этой деятельности. Понятие «бизнес-модель» неразрывно связано с проблематикой межфирменных взаимодействий, поскольку ценность создается совместно многочисленными компаниями, взаимодействующими на рынке. Несмотря на то что многие исследователи рассматривают бизнес-модель в качестве отдельной единицы анализа, вопрос о ее едином теоретическом фундаменте по-прежнему остается открытым. В настоящей статье обобщаются направления исследований бизнес-моделей, определяются концептуальные основы данного понятия, его структура и связи со стратегией компании, а также выделяются и структурируются ключевые направления дальнейших исследований. Авторами предложена концептуальная модель, облегчающая и упорядочивающая процесс сбора данных для оценки состояния и анализа бизнес-модели компании.

Ключевые слова:

бизнес-модель, создание и предложение ценности, межфирменное взаимодействие, направления исследований, стратегия компании

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Волкова И. О., Тинкина Е. Н. 2013. Исследование взаимосвязи типа бизнес-модели и эффективности деятельности российских компаний. Научные ведомости 15 (158): 54–65.

Исаев Р. А. 2010. Комплексная бизнес-модель коммерческого банка. Финансовая аналитика: Проблемы и решения (15): 47–59.

Стрекалова Н. Д. 2009. Бизнес-модель как полезная концепция стратегического управления. Проблемы современной экономики (2): 133–138.

Третьяк О. А. 2006. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика. Российский журнал менеджмента 4 (2): 129–144.

Третьяк О. А. 2008. Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях. Российский журнал менеджмента 6 (4): 141–148.

Третьяк О. А. 2013. Отношенческая парадигма современного маркетинга. Российский журнал менеджмента 11 (1): 41–62.

Шаталов А. И. 2010. Взаимосвязь бизнес-модели и результатов деятельности фирмы (на материалах российских компаний отрасли общественного питания). Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (2): 24–54.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Bocken N., Short S., Rana P., Evans S. 2013. A value mapping tool for sustainable business modelling. Corporate Governance Journal 13 (5): 482–497.

Cavalcante S., Kesting P., Ulhøi J. 2011. Business model dynamics and innovation: (Re)establishing the missing linkages. Management Decision 49 (8): 1327–1342.

Chesbrough H. 2007. Business model innovation: It’s not just about technology anymore. Strategy & leadership 35 (6): 12–17.

Chesbrough H., Rosenbloom R. S. 2002. The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation’s technology spin-off companies. Industrial and corporate change 11 (3): 529–555.

Coombes P., Nicholson J. 2013. Business models and their relationship with marketing: A systematic literature review. Industrial Marketing Management 42 (5): 656–664.

Demil B., Lecocq X. 2010. Business model evolution: In search of dynamic consistency. Long Range Planning 43 (2): 227–246.

Dubosson-Torbay M., Osterwalder A., Pigneur Y. 2002. E-business model design, classification, and measurements. Thunderbird International Business Review 44 (1): 5–23.

Gassmann O., Frankenberger K., Weiblen T. 2013. Network configuration, customer centricity, and performance of open business models: A solution provider perspective. Industrial Marketing Management 42 (5): 671–682.

Gilbert J., Henske P., Singh A. 2003. Rebuilding big pharma’s business model. In Vivo (The Business & Medicine Report) 21 (10): 73–80.

Gordon I. H. 1998. Relationship Marketing. John Wiley & Sons: Ontario.

Gummesson E. 1999. Total Relationship Marketing: Rethinking Marketing Management from 4Ps to 30 Rs. Butterworth Heinemann: Oxford.

Guo H., Zhao J., Tang J. 2013. The role of top managers’ human and social capital in business model innovation. Chinese Management Studies 7 (3): 447–469.

Hajiheydari N., Zarei B. 2012. Developing and manipulating business models applying system dynamics approach. Journal of Modelling in Management 8 (2): 155–170.

Hamel G. 2000. Leading the Revolution. Plume: N. Y.

Hedman J., Kalling T. 2003. The business model concept: Theoretical underpinnings and empirical illustrations. European Journal of Information Systems 12 (1): 49–59.

Johnson M., Christensen C., Kagermann H. 2008. Reinventing your business model. Harvard Business Review 86 (12): 57–68.

Keen P., Qureshi S. 2006. Organizational Transformation Through Business Models: A Framework for Business Model Design. System Sciences, HICSS’06. Proceedings of the 39th Annual Hawaii International Conference, 8: 206b–206b.

Kraemer K., Dedrick J., Yamashiro S. 2000. Refining and extending the business model with information technology: Dell Computer Corporation. The Information Society 16 (1): 5–21.

Linder J., Cantrell S. 2000. Carved in Water: Changing Business Models Fluidly. Accenture Institute for Strategic Change Research Report, 8–10.

Magretta J. 2002. Why business models matter. Harvard Business Review 80 (5): 86–92.

Malhotra Y. 2000. Knowledge management and new organization forms: A framework for business model innovation. Information Resources Management Journal 13 (1): 5–14.

Malone T. W., D’Urso V. T., Herman G., Woerner S. 2005. Do Some Business Models Perform Better Than Others? A Study Of the 1000 Largest US Firms. MIT Center for Coordination Science Working Paper No. 226.

Morris M., Schindehutte M., Allen J. 2005. The entrepreneur’s business model: Toward a unified perspective. Journal of Business Research 58 (6): 726–735.

Morris M., Shirokova G., Shatalov A. 2013. The business model and firm performance: The case of Russian food service ventures. Journal of Small Business Management 51 (1): 46–65.

Nenonen S., Storbacka K. 2010. Business model design: Conceptualizing network value co-creation. International Journal of Quality and Service Sciences 2 (1): 43–59.

Osterwalder A., Pigneur Y. 2004. An ontology for e-business models. In: Currie W. L. (ed.). Value Creation from E-Business Models. Butterworth-Heinemann; 65–97.

Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C. L. 2005. Clarifying business models: Origins, present and future of the concept. Communications of the Association for Information Science 16: 1–25.

Osterwalder A., Pigneur Y., Clark T. 2010. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. Wiley: Hoboken, NJ.

Sainio L.-M., Saarenketo S., Nummela N., Eriksson T. 2011. Value creation of an internationalizing entrepreneurial firm: The business model perspective. Journal of Small Business and Enterprise Development 18 (3): 556–570.

Shafer S., Smith H., Linder J. 2005. The power of business models. Business Horizons 48 (3): 199–207.

Sheth J. N., Parvatiyar A. 2000. The evolution of relationship marketing. In: Sheth J. N., Parvatiyar A. (eds.). Handbook of Relationship Marketing. Sage Publications: Thousand Oaks, CA; 119–148.

Solaimani S., Bouwman H. 2012. A framework for the alignment of business model and business processes. Business Process Management Journal 18 (4): 655–679.

Teece D. J. 2010. Business models, business strategy and innovation. Long Range Planning 43 (2): 172–194.

Tikkanen H., Lamberg J.-A., Parvinen P., Kallunki J.-P. 2005. Managerial cognition, action and the business model of the firm. Management Decision 43 (6): 789–809.

Timmers P. 1998. Business models for electronic markets. Electronic Markets 8 (2): 3–8.

Vives L., Svejenova S. 2011. Business models: Towards an integrative framework. Management Research: The Journal of the Iberoamerican Academy of Management 9 (3): 230–242.

Zott C., Amit R. 2008. Exploring the fit between business strategy and business model: Implications for firm performance. Strategic Management Journal 29 (1): 1–26.

Zott C., Amit R., Massa L. 2011. The business model: Theoretical roots, recent developments and future research. Journal of Management 37 (4): 1019–1042.


The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

Volkova I. O., Tinkina E. N. 2013. Issledovanie vzaimosvyazi tipa biznes-modeli i effektivnosti deyatel’nosti rossijskikh kompanij. Nauchnye vedomosti 15 (158): 54–65.

Isaev R. А. 2010. Kompleksnaya biznes-model’ kommercheskogo banka. Finansovaya analitika: Problemy i resheniya (15): 47–59.

Strekalova N. D. 2009. Biznes-model’ kak poleznaya kontseptsiya strategicheskogo upravleniya. Problemy sovremennoj ekonomiki (2): 133–138.

Tretyak O. А. 2006. Evolyutsiya marketinga: ehtapy, prioritety, kontseptual’naya baza, dominiruyushhaya logika. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 4 (2): 129–144.

Tretyak O. А. 2008. Razvitie kontseptsii upravleniya tsepochkoj sprosa na novykh osnovaniyakh. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 6 (4): 141–148.

Tretyak O. А. 2013. Otnoshencheskaya paradigma sovremennogo marketinga. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 11 (1): 41–62.

Shatalov А. I. 2010. Vzaimosvyaz’ biznes-modeli i rezul’tatov deyatel’nosti firmy (na materialakh rossijskikh kompanij otrasli obshhestvennogo pitaniya). Vestnik S.-Peterburgskogo un-ta. Seriya Menedzhment (2): 24–54.
Опубликован
2014-09-29
Как цитировать
Климанов, Д., & Третьяк, О. (2014). Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции. Российский журнал менеджмента, 12(3), 107–130. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/199
Раздел
Обзоры

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>