Новый подход к анализу бизнес-моделей

  • Ольга Анатольевна Третьяк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7072-4117
  • Денис Евгеньевич Климанов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-3572-8694

Аннотация

Бизнес-модели (БМ) становятся одним из наиболее активно изучаемых вопросов в современных исследованиях по менеджменту, будучи широко востребованными как в академическом, так и в профессиональном сообществе. Считается, что инновации в области БМ могут служить в качестве важного источника конкурентного преимущества компании, который является гораздо менее затратным, чем вывод новых продуктов на рынок либо инвестиции в маркетинг. Несмотря на значительный рост количества исследований по БМ, множество вопросов до сих пор остаются открытыми. Разрабатываются новые подходы к анализу БМ, призванные лучше понять бизнес-модель компании, а также найти механизмы ее изменения и улучшения. В статье предлагается новый подход к анализу БМ, основанный на цепочке создания ценности/стоимости и теории организационных сетей. Он построен на ключевых тенденциях современных исследований по БМ и обладает рядом свойств, которые отличают его от уже существующих подходов, обеспечивая лучшую адаптивность и применимость в практике бизнеса.

Ключевые слова:

бизнес-модели, цепочки создания и продвижения ценности/стоимости, анализ и развитие, конкурентное преимущество

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Гиротра К., Нетесин С. 2014. Оптимальная бизнес-модель: Четыре инструмента управления рисками. Пер. с англ. М: Альпина Паблишер.

Исаев Р. А. 2010. Комплексная бизнес-модель коммерческого банка. Финансовая аналитика: проблемы и решения (15): 47–59.

Климанов Д. Е., Третьяк О. А. 2014. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции. Российский журнал менеджмента 12 (3): 107–130.

Попов Н. И., Третьяк О. А. 2014. Экономические факторы низкой клиентоориентированности компаний в странах БРИК. Российский журнал менеджмента 12 (1): 109–138.

Стрекалова Н. Д. 2009. Бизнес-модель как полезная концепция стратегического управления. Проблемы современной экономики (2): 133–138.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Aversa P., Haefliger S., Rossi A., Baden-Fuller C. 2015. From business model to business modelling: Modularity and manipulation. In: Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 151–185.

Baden-Fuller C., Mangematin V. 2015. Introduction: Business models and modelling business models. Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; xix–xii.

Chesbrough H. 2007. Business model innovation: It’s not just about technology anymore. Strategy & Leadership 35 (6): 12–17.

Chesbrough H., Rosenbloom R. S. 2002. The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation’s technology spin-off companies. Industrial and Corporate Change 11 (3): 529–555.

Demil B., Lecocq X. 2010. Business model evolution: In search of dynamic consistency. Long Range Planning 43 (2): 227–246.

Demil B., Lecocq X. 2015. Crafting an innovative business model in an established company: The role of artifacts. In: Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 31–58.

Furnari S. 2015. A cognitive mapping approach to business models: Representing causal structures and mechanisms. In: Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 207–239.

Gassmann O., Frankenberger K., Csik M. 2013. The St. Gallen Business Model Navigator. Working Paper, University of St. Gallen. St. Gallen, Switzerland.

Gilbert J., Henske P., Singh A. 2003. Rebuilding big pharma’s business model. In Vivo (The Business & Medicine Report) 21 (10): 73–80.

Hamel G. 2000. Leading the Revolution. Plume: N. Y.

Johnson M., Christensen C., Kagermann H. 2008. Reinventing your business model. Harvard Business Review 86 (12): 57–68.

Markides C. 2015. Research on business models: Challenges and opportunities. In: Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 133–147.

McQuillan D., Sharkey S. P. 2015. Models of internationalization: A business model approach to professional service firm internationalization. In: Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 309–345.

Mikhalkina T., Cabantous L. 2015. Business model innovation: How iconic business models emerge. In: Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 59–95.

Morris M., Schindehutte M., Allen J. 2005. The entrepreneur’s business model: Toward a unified perspective. Journal of Business Research 58 (6): 726–735.

Nenonen S., Storbacka K. 2010. Business model design: Conceptualizing network value co-creation. International Journal of Quality and Service Sciences 2 (1): 43–59.

Osterwalder A., Pigneur Y. 2004. An ontology for e-business models. In: Currie W. (ed.). Value Creation From E-business Models. Butterworth-Heinemann; 65–97.

Osterwalder A., Pigneur Y. 2010. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. John Wiley & Sons.

Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C. L. 2005. Clarifying business models: Origins, present and future of the concept. Communications of the Association for Information Science 16: 1–25.

Rumble R., Mangematin V. 2015. Business model implementation: The antecedents of multi-sidedness. In: Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 97–131.

Shafer S., Smith H., Linder J. 2005. The power of business models. Business Horizons 48 (3): 199–207.

Teece D. J. 2010. Business models, business strategy and innovation. Long Range Planning 43 (2): 172–194.

Timmers P. 1998. Business models for electronic markets. Electronic Markets 8 (2): 3–8.

Velamuri R., Anant P., Kumar V. 2015. Doing well to do good: Business model innovation for social healthcare. Advances in Strategic Management. Vol. 33. Business Models and Modelling. Emerald Group Publishing Limited; 279–308.

Zott C., Amit R. 2008. Exploring the fit between business strategy and business model: Implications for firm performance. Strategic Management Journal 29 (1): 1–26.

Zott C., Amit R., Massa L. 2011. The business model: Theoretical roots, recent developments and future research. Journal of Management 37 (4): 1019–1042.


Translation of references in Russian into English

Girotra K., Netessine S. 2014. The Risk-Driven Business Model: For Questions that Will Define Your Company. M.: Alpina Pablisher. (English-language translation).

Isaev R. A. 2010. Integrated business model of a commercial bank. Financovaya analytika: problemy i resheniya (15): 47–59.

Klimanov D. E., Tretyak O. A. 2014. Business models: Major research directions and search of conceptual foundations. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 12 (3): 107–130.

Popov N. I., Tretyak O. A. 2014. Economic antecedents of low customer orientation of firms in BRIC countries. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 12 (1): 109–138.

Strekalova N. D. 2009. The business model as a useful concept of strategic management. Problemy sovremennoi ekonomiki (2): 133–138.
Опубликован
2016-04-15
Как цитировать
Третьяк, О., & Климанов, Д. (2016). Новый подход к анализу бизнес-моделей. Российский журнал менеджмента, 14(1), 115–130. https://doi.org/10.21638/spbu18.2016.106
Раздел
Обзоры

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>