Систематизация факторов участия потребителей в совместном потреблении

Авторы

  • Надежда Геннадьевна Антонова Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия
  • Вера Александровна Ребязина Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия
  • Эдуард Олегович Тункевичус Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2022.203

Аннотация

Цель исследования: систематизация факторов участия потребителей в совместном потреблении на разных уровнях экономики совместного потребления.

Методология исследования: в качестве основного метода исследования использован систематический обзор научной литературы по теме изучения факторов участия потребителей в совместном потреблении. Для анализа отобраны исследования, опубликованные в период с января 2012 г. по май 2022 г. в зарубежных научных журналах, индексируемых в базах научного цитирования WoS, Scopus и Google Scholar. В рамках первичного отбора авторами проанализированы более 2 тыс. публикаций по теме факторов участия потребителей в совместном потреблении. Наиболее релевантные для систематического обзора литературы работы вошли в финальную выборку, которая составила 151 публикацию.

Результаты исследования: по итогам анализа факторы участия потребителей в совместном потреблении систематизированы по группам на экономические, технологические, политические,
правовые, социальные, экологические, демографические, психологические и гедонистические; кроме того, раскрыты особенности влияния пандемии COVID-19 на совместное потребление как отдельного макрофактора. Каждая группа факторов описана на пяти уровнях экономики совместного потребления — персональном, организационном, отраслевом, государственном и мировом.

Оригинальность и вклад авторов: с теоретической точки зрения систематизация представляет исчерпывающую информацию о факторах участия потребителей в совместном потреблении на каждом уровне экономики совместного потребления, обобщая ряд существующих подходов к интерпретации факторов участия. Что касается применения на практике, то результаты обзора могут вызвать интерес у компаний сектора совместного потребления, так как дополнительная информация о взаимодействии участников обмена на разных уровнях позволит компаниям лучше понимать
их мотивы, что будет способствовать формированию эффективной маркетинговой и рыночной стратегий, увеличению продаж, укреплению позиций компании на рынке и выработке эффективного ответа на вызовы внешней экономической среды в условиях экономической нестабильности.

Ключевые слова:

совместное потребление, многоуровневый подход к изучению совместного потребления, факторы участия потребителей в совместном потреблении, система- тический обзор литературы, поведение потребителей, сервисы совместного потребления

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Вера Александровна Ребязина, Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

 



Эдуард Олегович Тункевичус, Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

 



Загрузки

Опубликован

22.12.2022

Как цитировать

Антонова, Н. Г., Ребязина, В. А., & Тункевичус, Э. О. (2022). Систематизация факторов участия потребителей в совместном потреблении. Российский журнал менеджмента, 20(2), 198–223. https://doi.org/10.21638/spbu18.2022.203

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)