Трансформация маркетинговых практик на фармацевтическом рынке России: новые вызовы и возможности
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.204Аннотация
Цель исследования: поиск и систематизация направлений трансформации маркетинговых практик в условиях ограничений на фармацевтическом рынке России на основе обновленного динамического подхода к анализу маркетингового инструментария (маркетинг-микса).
Методология исследования: эмпирическая часть исследования основана на концептуальной модели, построенной на этапе анализа академической литературы и консалтинговых отчетов исследовательских компаний. В основу методологии положена динамика трансформации маркетингового инструментария, вызванного шоковыми изменениями внешней среды. Основным методом исследования является серия глубинных интервью с представителями 11 фармацевтических компаний-производителей (в интервью приняли участие директора/руководители маркетинговых и смежных подразделений, ведущие маркетологи с опытом работы в отрасли в среднем в течение 12 лет).
Результаты исследования: по итогам эмпирического исследования была зафиксирована первичная реакция экспертов на изменения рынка, а также выявлены направления трансформации маркетинговых практик в отрасли: определены ключевые изменения на фармацевтическом рынке в контексте развития ESG-повестки, влияния пандемии COVID-19 и усиления международных санкций 2022 г.; обнаружены сдвиги в трансформации ролей ключевых игроков рынка; систематизированы направления изменений маркетингового инструментария.
Оригинальность и значимость результатов: в исследовании выявлены и наглядно представлены трансформации маркетинговых практик на российском фармацевтическом рынке, представленные через изменения в инструментарии маркетингового управления. С теоретической точки зрения работа вносит вклад в теорию эволюционного развития маркетинга с учетом выделения вех или событий, оказавших воздействие на значительные изменения рыночной среды и маркетингового функционирования. С практической стороны результаты исследования могут служить ориентиром для принятия решений топ-менеджерами компаний в целях совершенствования маркетинговых практик в период резких изменений окружающей среды.
Ключевые слова:
фармацевтический рынок, маркетинговые практики, трансформация маркетинговых практик, ESG-повестка, пандемия COVID-19, экономические санкции, маркетинговый инструментарий (маркетинг-микс)
Скачивания
Библиографические ссылки
References in Latin Alphabet
Translation of references in Russian into English
Загрузки
Дополнительные файлы
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Российский журнал менеджмента» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.