Трансформация маркетинговых практик на фармацевтическом рынке России: новые вызовы и возможности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.204

Аннотация

Цель исследования: поиск и систематизация направлений трансформации маркетинговых практик в условиях ограничений на фармацевтическом рынке России на основе обновленного динамического подхода к анализу маркетингового инструментария (маркетинг-микса).

Методология исследования: эмпирическая часть исследования основана на концептуальной модели, построенной на этапе анализа академической литературы и консалтинговых отчетов исследовательских компаний. В основу методологии положена динамика трансформации маркетингового инструментария, вызванного шоковыми изменениями внешней среды. Основным методом исследования является серия глубинных интервью с представителями 11 фармацевтических компаний-производителей (в интервью приняли участие директора/руководители маркетинговых и смежных подразделений, ведущие маркетологи с опытом работы в отрасли в среднем в течение 12 лет).

Результаты исследования: по итогам эмпирического исследования была зафиксирована первичная реакция экспертов на изменения рынка, а также выявлены направления трансформации маркетинговых практик в отрасли: определены ключевые изменения на фармацевтическом рынке в контексте развития ESG-повестки, влияния пандемии COVID-19 и усиления международных санкций 2022 г.; обнаружены сдвиги в трансформации ролей ключевых игроков рынка; систематизированы направления изменений маркетингового инструментария.

Оригинальность и значимость результатов: в исследовании выявлены и наглядно представлены трансформации маркетинговых практик на российском фармацевтическом рынке, представленные через изменения в инструментарии маркетингового управления. С теоретической точки зрения работа вносит вклад в теорию эволюционного развития маркетинга с учетом выделения вех или событий, оказавших воздействие на значительные изменения рыночной среды и маркетингового функционирования. С практической стороны результаты исследования могут служить ориентиром для принятия решений топ-менеджерами компаний в целях совершенствования маркетинговых практик в период резких изменений окружающей среды.

Ключевые слова:

фармацевтический рынок, маркетинговые практики, трансформация маркетинговых практик, ESG-повестка, пандемия COVID-19, экономические санкции, маркетинговый инструментарий (маркетинг-микс)

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Правительство РФ. Законопроект № 173061–8 «О внесении изменений в ФЗ “Об обращении лекарственными средствами” в целях проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом» (от 29.07.2022).

Правительство РФ. Постановление «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами…» (от 16.05.2020), действующая редакция (№ 697, от 31.05.2021).

Правительство РФ. Постановление от 29.12.2021 № 2544 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности”». [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310036?index=9&rangeSize=1 (дата обращения: 20.08.2023).

«Фарма-2030». 2021. Правительство РФ: Постановление от 29.12.2021 № 2544 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации ‘Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310036 (дата обращения: 20.08.2023).

Багиев Г. Л., Черенков В. И., Черенкова Н. И. 2018. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета 4 (112): 139–152.

Баландина Л. 2022. Аналитический обзор рынка тендерных закупок лекарственных средств по итогам 2022 года. ГК Headway. [Электронный ресурс]. https://www.hwcompany.ru/analiticheskij_obzor_rynka_po_itogam_2022_goda (дата обращения: 08.06.2023).

ГК Сириус. 2022. Продажи БАД, OTC, МИ, Косметики на топ-6 маркетплейсах: январь-ноябрь 2022. Материалы конференции: РАФМ «Фармацевтический рынок России. Итоги 2022 г.». [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/1-1OZe6EV8Mb6y7XfCdKH9CLzppgwHT8T/view?usp=sharing (дата обращения: 14.05.2024).

Дементьев В. Е. 2022. Российский опыт адаптации к внешним для экономики шокам (о книге «Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19»). Всероссийский экономический журнал ЭКО 5 (575): 178–192.

ДРТ. 2022. Тренды фармацевтического рынка в 2020-м ― 1-м полугодии 2022 года. Деловые решения и технологии. Материалы конференции: РАФМ «Фармацевтический рынок России. Итоги 2022 г.». [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/1Rkv801twj8KzMl_epaKZwl7pnqOhztbb/view?usp=sharing (дата обращения: 14.05.2024).

Климанов Д. Е., Третьяк О. А. 2016. Использование сетевого подхода к анализу бизнес-модели: пример российского фармацевтического рынка. Российский журнал менеджмента 14 (2): 77–100.

Климанов Д. Е., Третьяк О. А., Ури Г., Тимоти У. 2021. Трансформация ценности в инновационных бизнес-моделях: пример фармацевтической индустрии. Форсайт 15 (3): 52–65.

Минздрав РФ. 2022. Государственный реестр лекарственных средств. [Электронный ресурс]. https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx (дата обращения: 08.06.2023).

Мунблит В. 2022. Управление портфелем препаратов при различных сценариях развития рынка в текущей геополитической ситуации. Материалы конференции: РАФМ «Фармацевтический рынок России. Итоги 2022 г.». [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/1hb-o0tzENtK6Sd-UCtzOAzbm8VbcCV7_/view?usp=sharing (дата обращения: 14.05.2024).

Оборевич А. А. 2023. Изменения маркетинговой деятельности на фармацевтическом рынке: новые акценты. Маркетинг и маркетинговые исследования (2): 148–162.

Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19 (на примере шести отраслевых кейсов). 2021. Колл. моногр. под науч. ред.: Т. Г. Долгопятовой, Н. В. Акиндиновой, Ю. В. Симачева, А. А. Яковлева; НИУ ВШЭ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2568-5

Российское экологическое общество (РЭО). 2021. В российском экологическом обществе обсудили проблему обращения с фармацевтическими отходами. [Электронный ресурс]. https://www.ecosociety.ru/news/v-rossijskom-ekologicheskom-obshhestve-obsudili-problemu-obrashheniya-s-farmatsevticheskimi-othodami (дата обращения: 20.04.2023).

ТАСС. 2022а. Минздрав: ни одна зарубежная фармкомпания не ушла с российского рынка с февраля. [Электронный ресурс]. https://tass.ru/ekonomika/16072167 (дата обращения: 20.04.2023).

ТАСС. 2022б. Госдума может принять законопроект о полной утилизации упаковки производителем осенью. [Электронный ресурс]. https://tass.ru/ekonomika/15628081 (дата обращения: 20.04.2023).

Третьяк О. А. 2006. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика. Российский журнал менеджмента 4 (2): 129–144.

Третьяк О. А. 2013. Отношенческая парадигма современного маркетинга. Российский журнал менеджмента 11 (1): 41–62.

Фармацевтический вестник. 2022. Компания «Эвалар» передала Российскому Красному Кресту партию витамина D3. [Электронный ресурс]. https://pharmvestnik.ru/content/news/Kompaniya-Evalar-peredala-Rossiiskomu-Krasnomu-Krestu-partiu-vitamina-D3.html (дата обращения: 10.05.2023).

ЦУР ООН. 2015. Цели устойчивого развития. [Электронный ресурс]. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 25.05.2024).

Черенков В. И. 2004. Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент 8 (2): 3–32.

Яков и партнеры. 2022. Перспективы развития фарминдустрии в России 2030: Индустриальное исследование. [Электронный ресурс]. https://yakov.partners/upload/iblock/72b/lxefnbqj7o3kaosip7vntzaky713tle3/russian_pharma_2030.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

Яндекс Маркет. 2022. Возможности для роста e-commerce (трейд-маркетинг «Аптека»). Материалы конференции: РАФМ «Фармацевтический рынок России. Итоги 2022 г.». [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/1kcPsfvY12HXyJywymJRNREaobVCxOYtM/view?usp=sharing (дата обращения: 14.05.2024).

Рабазанова А. 2023. ALPHARM: Анализ фармацевтического рынка, 2022. [Электронный ресурс]. https://alpharm.ru/sites/default/files/ezhemesyachnyy_otchyot_2022.pdf (дата обращения: 06.05.2023).

Accenture Life Sciences. 2021. Фармацевтический рынок России: вызовы и перспективы развития. [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/1655mRTh_Avpj7ZTtBJYsFcbHLkyIReeX/view?usp=sharing (дата обращения: 06.05.2023).

Delovoy profil. 2022. Тенденции на фармацевтическом рынке России. [Электронный ресурс]. https://delprof.ru/industry/meditsina-i-farmatsevtika/ (дата обращения: 06.05.2023).

Dentsu. 2022. Устойчивое развитие & ESG. Гайд для маркетологов. [Электронный ресурс]. https://assets-eu-01.kc-usercontent.com/296d8d4d-1c46-01bf-48d9-7c150d2fc3b5/c7d00561-f02b-4734-acd5-1b88ce215893/Dentsu%20Sustainability%20&%20ESG_2022.pdf (дата обращения: 10.04.2023).

DSM Group. 2022a. Фармрынок: итоги 2022. [Электронный ресурс]. https://dsm.ru/news/2681/ (дата обращения: 06.05.2023).

DSM Group. 2022b. Розничный аудит фармацевтического рынка РФ — декабрь 2022. [Электронный ресурс]. http://surl.li/tqdrl (дата обращения: 11.04.2023).

EY Russia. 2022. Как глобальный тренд на устойчивое развитие влияет на деятельность фармацевтических компаний в России? [Электронный ресурс]. https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/health/ey-sustainability-in-the-russian-pharmaceutical-sector.pdf?download (дата обращения: 08.04.2023).

HSE daily. 2022. Искусственный интеллект ускорит поиск новых лекарственных препаратов до одного-двух месяцев. Новости Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. https://daily.hse.ru/post/617 (дата обращения: 28.05.2023).

IPSOS. 2022a. Потребительская экономика и потребление ЛС: факторы, определяющие будущее фармацевтического рынка России. Материалы конференции: РАФМ «Фармацевтический рынок России. Итоги 2022 г.». [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/1zSzwwcnSzlAwNxsA_s1DqnDK5-t05SSG/view?usp=sharing (дата обращения: 14.05.2024).

IPSOS. 2022b. Продвижение лекарственных препаратов, назначения врачей, установки конечных потребителей: итоги 2022 года. (Внутренний вебинар от 22.02.2023.) Материалы конференции: РАФМ «Фармацевтический рынок России. Итоги 2022 г.». [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/1uzyzcAC81r0f7GraySW0ptE6_Pnq7eVg/view?usp=sharing (дата обращения: 14.05.2024).

IQVIA Discussion. 2022. Обзор тендерного канала продаж ЛС в России. [Электронный ресурс]. https://drive.google.com/file/d/15lJWgbjas3dSzCQPwS8rc6KHxhG9Kb8Q/view?usp=sharing (дата обращения: 11.04.2023).


References in Latin Alphabet

Brodie R. J., Coviello N. E., Brookes R. W., Little V. 1997. Towards a paradigm shift in marketing? An examination of current marketing practices. Journal of Marketing Management 13 (5): 383–406.

Chandy R. K., Johar G. V., Moorman C., Roberts J. H. 2021. Better marketing for a better world. Journal of Marketing 85 (3): 1–9.

Dey I. 2003. Qualitative Data Analysis: A User Friendly Guide for Social Scientists. Routledge: London, New York.

Dibb S., Simões C., Wensley R. 2014. Establishing the scope of marketing practice: Insights from practitioners. European Journal of Marketing 48 (1/2): 380–404.

Facts from IQVIA. 2022. Russian pharma market dynamics in November 2022. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1XbuiaBXVC2CSl0P4E-__md2BBr6cdt--/view?usp=sharing (accessed: 19.04.2023).

Gronroos C. 1994. From marketing mix to relationship marketing: Towards a paradigm shift in marketing. Australasian Marketing Journal 2 (1): 9–29.

IQVIA Global. 2023. Global Use of Medicines 2023: Outlook to 2027. [Electronic resource]. https://www.iqvia.com/insights/the-iqvia-institute/reports/the-global-use-of-medicines-2023 (accessed: 19.04.2023).

Kumar V. 2015. Evolution of marketing as a discipline: What has happened and what to look out for. Journal of Marketing 79 (1): 1–9.

Kumar V. 2018. Transformative marketing: The next 20 years. Journal of Marketing 82 (4): 1–12.

Line N. D., Runyan R. C., Gonzalez-Padron T. 2019. Multiple stakeholder market orientation: A service-dominant logic perspective of the market orientation paradigm. AMS Review 9 (5): 42–60.

Meyer R. 2018. Reflections on “Transformative marketing: The next 20 years”. Journal of Marketing 82 (4): 13–14.

Miles M. B., Huberman A. M. 1994. Qualitative Data Analysis. Second edition. SAGE Publication.

Nwankwo C. A., Kanyangale M. I. 2022. The evolution from pre-academic marketing thought to the new paradigm of entrepreneurial marketing. Academy of Strategic Management Journal 21 (2): 1–15.

PWC Global. 2022. ESG for pharmaceutical and life sciences companies. [Electronic resource]. https://www.pwc.com/us/en/industries/health-industries/library/assets/pwc-esg-health-insights-pls.pdf (accessed: 19.05.2023).

PWC Strategy&. 2021. Future of Health. How to transform BioPharma for the upcoming LIFEcare system. PricewaterhouseCoopers. [Electronic resource]. https://www.pwc.com/co/es/prensa/Articulos/strategy-and-future-of-health.pdf?utm_source=PwC+Insights (accessed: 19.05.2023).

Rust R. T. 2020. The future of marketing. International Journal of Research in Marketing 37 (1): 15–26.

Saldaña J. 2009. The Coding Manual for Qualitative Researchers. SAGE Publication.

Savitt R. 1981. The Theory of Interregional Trade. In: Balderson F., Carman J. and Nicosia F. M. (eds). Regulation of Marketing and the Public Interest. Pergamon Press: New York; 229–380.

Shapiro S. J., Doody A. F. 1968. Readings in the History of American Marketing: Settlement to Civil War. Richard D. Irwin Publ.: Homewood.

Shaw E. H., Jones D. B. 2005. A history of schools of marketing thought. Marketing Theory 5 (3): 239–281.

Vargo S. L., Lusch R. F. 2004. Evolving to a new dominant logic for marketing. Journal of Marketing 68 (1): 1–17.

Webster F. E. 2005. A perspective on the evolution of marketing management. Journal of Public Policy & Marketing 24 (1): 121–126.

Wichmann J. R., Uppal A., Sharma A., Dekimpe M. G. 2022. A global perspective on the marketing mix across time and space. International Journal of Research in Marketing 39 (2): 502–521.

Wichmann J. R., Wiegand N., Reinartz W. J. 2022. The platformization of brands. Journal of Marketing 86 (1): 109–131.

Wilkie W. L., Moore E. S. 2003. Scholarly research in marketing: Exploring the “4 eras” of thought development. Journal of Public Policy & Marketing 22 (2): 116–146.


Translation of references in Russian into English

Accenture Life Sciences. 2021. Pharmaceutical market in Russia: Challenges and development prospects. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1655mRTh_Avpj7ZTtBJYsFcbHLkyIReeX/view?usp=sharing (accessed: 06.05.2023).

Government of the Russian Federation. Bill No. 173061-8 «Amending the Federal Law «On the Circulation of Medicines’ for the Purpose of Conducting an Experiment on Retail Trade in Medicinal Products for Medical Use Prescribed by Prescription, by Remote Means» (dated 29.07.2022).

Government of the Russian Federation. Resolution «On Approval of the Rules for Issuing Permits for Retail Trade in Medicinal Products…» (dated May 16, 2020), current edition (No. 697, dated 31.05.2021).

Government of the Russian Federation. Resolution No. 2544 «Amending the State Program of the Russian Federation ‘Development of the Pharmaceutical and Medical Industry» (dated December 29, 2021). [Electronic resource]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310036?index=9&rangeSize=1 (accessed: 20.08. 2023).

«Pharma-2030». 2021. Government of the Russian Federation: Decree No. 2544 dated December 29, 2021, "On Amendments to the State Program of the Russian Federation 'Development of the Pharmaceutical and Medical Industry'." [Electronic resource]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310036 (accessed: 20.08.2023).

Bagiev G. L., Chernikov V. I., Chernikova N. I. 2018. Marketing for implementing the concept of sustainable development: Essence and terminological paradigm. Izvestiya of St. Petersburg State University of Economics 4 (112): 139–152.

Balandina L. 2022. Analytical review of the market for tender procurements of medicinal products based on the results of 2022. GC Headway. [Electronic resource]. https://www.hwcompany.ru/analiticheskij_obzor_rynka_po_itogam_2022_goda (accessed: 08.06. 2023).

Sirius G. C. 2022. Sales of dietary dupplements, OTC, medical devices, and cosmetics on Top-6 marketplaces: January-November 2022. Materials of the conference: RAFM “The Russian Pharmaceutical market. Results of 2022”. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1-1OZe6EV8Mb6y7XfCdKH9CLzppgwHT8T/view?usp=sharing (accessed: 14.05.2024).

Dementiev V. E. 2022. Russian experience of adaptation to external economic shocks (on the book «The Response of Russian Business to the COVID-19 Pandemic»). All-Russian Economic Journal ECO 5 (575): 178–192.

BST. 2022. Trends in the pharmaceutical market in 2020 — 1st half of 2022. Business solutions and technologies. Materials of the conference: RAFM “The Russian Pharmaceutical market. Results of 2022”. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1Rkv801twj8KzMl_epaKZwl7pnqOhztbb/view?usp=sharing (accessed: 14.05.2024).

Klimanov D. E., Tretyak O. A. 2016. Using a network approach to analyze business models: The example of the Russian pharmaceutical market. Russian Management Journal 14 (2): 77–100.

Klimanov D. E., Tretyak O. A., Uri G., Timothy W. 2021. Value transformation in innovative business models: The example of the pharmaceutical industry. Foresight 15 (3): 52–65.

Ministry of Health of the Russian Federation. 2022. State register of medicinal products. [Electronic resource]. https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx (accessed: 08.06.2023).

Munblit V. 2022. Portfolio management of drugs under different market development scenarios in the current geopolitical situation. Materials of the conference: RAFM “The Russian Pharmaceutical market. Results of 2022”. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1hb-o0tzENtK6Sd-UCtzOAzbm8VbcCV7_/view?usp=sharing (accessed: 14.05.2024).

Oborevich A. A. 2023. Changes in Marketing Activities on the Pharmaceutical Market: New Accents. Marketing and Marketing Research (2): 148–162.

The Response of Russian Business to the COVID-19 Pandemic (on the Example of Six Industry Cases). 2021. Collective Monograph. Eds: T. G. Dolgopyatova, N. V. Akindinova, Yu. V. Simacheva, A. A. Yakovlev; National Research University Higher School of Economics. Publishing House of the Higher School of Economics: Moscow. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2568-5

Russian Ecological Society. 2021. Discussion of the problem of handling pharmaceutical waste in the Russian ecological society. [Electronic resource]. https://www.ecosociety.ru/news/v-rossijskom-ekologicheskom-obshhestve-obsudili-problemu-obrashheniya-s-farmatsevticheskimi-othodami (accessed: 20.04.2023).

TASS. 2022a. Ministry of Health: no foreign pharmaceutical companies have left the Russian market since February. [Electronic resource]. https://tass.ru/ekonomika/16072167 (accessed: 20.04.2023).

TASS. 2022b. State Duma may adopt a bill on full utilization of packaging by manufacturers in autumn. [Electronic resource]. https://tass.ru/ekonomika/15628081 (accessed: 20.04.2023).

Tretyak O. A. 2006. Evolution of marketing: Stages, priorities, conceptual basis, dominant logic. Russian Management Journal 4 (2): 129–144.

Tretyak O. A. 2013. Relational paradigm of modern marketing. Russian Management Journal 11 (1): 41–62.

Pharmaceutical Herald. 2022. The company «Evalar» donated a batch of vitamin D3 to the Russian Red Cross. [Electronic resource]. https://pharmvestnik.ru/content/news/Kompaniya-Evalar-peredala-Rossiiskomu-Krasnomu-Krestu-partiu-vitamina-D3.html (accessed: 10.05.2023).

SDG UN. 2015. Sustainable development goals. [Electronic resource]. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (accessed: 25.05.2024).

Cherenkov V. I. 2004. Evolution of marketing theory and transformation of the dominant marketing paradigm. Vestnik of St. Petersburg University. Series Management 8 (2): 3–32.

Yakov and Partners. 2022. Prospects for the development of the pharmaceutical industry in Russia 2030: Industrial research. [Electronic resource]. https://yakov.partners/upload/iblock/72b/lxefnbqj7o3kaosip7vntzaky713tle3/russian_pharma_2030.pdf (accessed: 10.05.2023).

Yandex Market. 2022. Opportunities for e-commerce growth (trade marketing “Apteka”). Materials of the conference: RAFM “The Russian Pharmaceutical market. Results of 2022”. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1kcPsfvY12HXyJywymJRNREaobVCxOYtM/view?usp=sharing (accessed: 14.05.2023).

Rabazanova A. 2023. ALPHARM: Analysis of the pharmaceutical market, 2022. [Electronic resource]. https://alpharm.ru/sites/default/files/ezhemesyachnyy_otchyot_2022.pdf (accessed: 06.05.2023).

Delovoy Profil. 2022. Trends in the pharmaceutical market in Russia. [Electronic resource]. https://delprof.ru/industry/meditsina-i-farmatsevtika/ (accessed: 06.05.2023).

Dentsu. 2022. Sustainable development & ESG. A guide for marketers. [Electronic resource]. https://assets-eu-01.kc-usercontent.com/296d8d4d-1c46-01bf-48d9-7c150d2fc3b5/c7d00561-f02b-4734-acd5-1b88ce215893/Dentsu%20Sustainability%20&%20ESG_2022.pdf (accessed: 10.04.2023).

DSM Group. 2022a. Pharmaceutical market: results of 2022. [Electronic resource]. https://dsm.ru/news/2681/ (accessed: 06.05.2023).

DSM Group. 2022b. Retail audit of the pharmaceutical market in Russia – December 2022. [Electronic resource]. http://surl.li/tqdrl (accessed: 11.04.2023).

EY Russia. 2022. How the global trend towards sustainable development affects the activities of pharmaceutical companies in Russia? [Electronic resource]. https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/health/ey-sustainability-in-the-russian-pharmaceutical-sector.pdf?download (accessed: 08.04.2023).

HSE Daily. 2022. Artificial intelligence will accelerate the search for new drugs to one or two months. News from the National Research University Higher School of Economics. [Electronic resource]. https://daily.hse.ru/post/617 (accessed: 28.05.2023).

IPSOS. 2022a. Consumer economics and drug consumption: Factors determining the future of the pharmaceutical market in Russia. Materials of the conference: RAFM “The Russian Pharmaceutical market. Results of 2022”. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1zSzwwcnSzlAwNxsA_s1DqnDK5-t05SSG/view?usp=sharing (accessed: 14.05.2024).

IPSOS. 2022b. Promotion of medicinal products, physician prescribing, and end-user attitudes: Results for 2022. (Internal webinar held on February 22, 2023.) Materials of the conference: RAFM “The Russian Pharmaceutical market. Results of 2022”. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/1uzyzcAC81r0f7GraySW0ptE6_Pnq7eVg/view?usp=sharing (accessed: 14.05.2024).

IQVIA Discussion. 2022. Overview of the tender sales channel for pharmaceuticals in Russia. [Electronic resource]. https://drive.google.com/file/d/15lJWgbjas3dSzCQPwS8rc6KHxhG9Kb8Q/view?usp=sharing (accessed: 11.04.2023).

Загрузки

Дополнительные файлы

Опубликован

10.09.2024

Как цитировать

Оборевич, А. А., & Третьяк, О. А. (2024). Трансформация маркетинговых практик на фармацевтическом рынке России: новые вызовы и возможности. Российский журнал менеджмента, 22(2), 223–252. https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.204

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>