Влияние индивидуальных характеристик руководителя на процесс цифровизации предприятия

Авторы

  • Анна Олеговна Давий Международная лаборатория экономики нематериальных активов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия https://orcid.org/0000-0002-8050-6487
  • Мария Анатольевна Молодчик Международная лаборатория экономики нематериальных активов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия https://orcid.org/0000-0001-7128-9030
  • Елизавета Евгеньевна Матвеева-Рам Мюнхенский технический университет, Германия https://orcid.org/0009-0000-6796-2552
  • Ксения Юрьевна Санина Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия https://orcid.org/0009-0004-0846-3576

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.404

Аннотация

Цель исследования: оценка влияния индивидуальных характеристик руководителей малых и средних предприятий на уровень их цифровизации.

Методология исследования: теория высших эшелонов используется для обоснования гипотез исследования, которые тестируются на анкетных данных 273 российских предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве основного метода эмпирического анализа применена регрессия Пуассона. Для проверки устойчивости результатов, полученных при регрессионном анализе основной эконометрической модели, были оценены несколько дополнительных моделей, использующих другие подходы для конструирования зависимой переменной, а также разные наборы контрольных переменных.

Результаты исследования: уровень образования руководителей положительно влияет на процесс цифровизации малых и средних предприятий, в то время как возраст оказывает отрицательный эффект.

Оригинальность и значимость результатов: теория высших эшелонов проецируется на стратегическое решение относительно цифровизации малого и среднего бизнеса. Впервые проводятся оценки влияния индивидуальных характеристик руководителей российских малых и средних предприятий на уровень их цифровизации.

Ключевые слова:

характеристики руководителей предприятий, малые и средние предприятия, цифровизация, теория высших эшелонов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Багратиони К., Тернер Т. 2023. Сопротивление менеджеров среднего звена цифровой трансформации. Форсайт 17 (2): 49–60. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2023.2.49.60

Блейман Н. 2023. Экономика малых дел. [Электронный ресурс]. https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhka-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 12.05 2023).

Кошелева С. В. 2008. Компания как отражение влияния личности руководителя: от предположений к доказательствам, от практики к теории. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент 3: 89–103.

Лещенко Н. П., Реутова И. М. 2020. Факторы цифровой трансформации российских компаний: отраслевой аспект. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий 4 (36): 34–40. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10064

Мягков А. Ю. 2001. Уровень искренности ответов респондентов на социально-демографические вопросы анкеты. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 1: 41–46.

Ниссен В., Лёзина Т., Салтан А. Роль менеджмента информационных технологий в цифровой трансформации российских компаний. Форсайт 12 (3): 55–61. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.53.61

Строителева М. 2024. Больше от меньших: вклад МСП в экономику России вырос до 21%. [Электронный ресурс]. https://iz.ru/1635167/mariia-stroiteleva/bolshe-ot-menshikh-vklad-msp-v-ekonomiku-rossii-vyros-do-21 (дата обращения: 22.12 2023).

Черкасова В. А., Слепушенко Г. А. 2021. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний. Финансы: теория и практика 25 (2): 128–142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142


References in Latin Alphabet

Akpan I. J., Udoh E. A., Adebisi B. 2022. Small business awareness and adoption of state-of-the-art technologies in emerging and developing markets, and lessons from the COVID-19 pandemic. Journal of Small Business & Entrepreneurship 34 (2): 123–140. https://doi.org/10.1080/08276331.2020.1820185

Ardito L., Raby S., Albino V., Bertoldi B. 2021. The duality of digital and environmental orientations in the context of SMEs: Implications for innovation performance. Journal of Business Research 123: 44–56. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.09.022

Awa H. O., Baridam D. M., Nwibere B. M. 2015. Demographic determinants of electronic commerce (EC) adoption by SMEs: A twist by location factors. Journal of Enterprise Information Management 28 (3): 326–345. https://doi.org/10.1108/JEIM-10-2013-0073

Barker V. L., Mueller G. C. 2002. CEO characteristics and firm R&D spending. Management Science 48 (6): 782–801. https://doi.org/10.1287/mnsc.48.6.782.187

Bharadwaj A., El Sawy O. A., Pavlou P. A., Venkatraman N. V. 2013. Digital business strategy: Toward a next generation of insights. MIS quarterly: 471–482.

Burkert M., Lueg R. 2013. Differences in the sophistication of Value-Based Management — The role of top executives. Management Accounting Research 24 (1): 3–22. https://doi.org/10.1016/j.mar.2012.10.001

Cenamor J., Parida V., Wincent J. 2019. How entrepreneurial SMEs compete through digital platforms: The roles of digital platform capability, network capability and ambidexterity. Journal of Business Research 100: 196–206. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.03.035

Chan C. M. L., Teoh S. Y., Yeow A., Pan G. 2019. Agility in responding to disruptive digital innovation: case study of an SME. Information Systems Journal 29 (2): 436–455. https://doi.org/10.1111/isj.12215

Chanias S., Myers M. D., Hess T. 2019. Digital transformation strategy making in pre-digital organizations: The case of a financial services provider. The Journal of Strategic Information Systems 28 (1): 17–33.

Chouki, M., Talea, M., Okar, C., & Chroqui, R. 2020. Barriers to information technology adoption within small and medium enterprises: A systematic literature review. International Journal of Innovation and Technology Management 17 (01): 2050007.

Chuang T.‐T., Nakatani K., Zhou D. 2009. An exploratory study of the extent of information technology adoption in SMEs: An application of upper echelon theory. Journal of Enterprise Information Management 22 (1/2): 183–196.

Damanpour F., Schneider M. 2006. Phases of the adoption of innovation in organizations: Effects of environment, organization and top managers 1. British Journal of Management 17 (3): 215–236. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.2006.00498.x

Darouichi A., Kunisch S., Menz M., Cannella A. A. 2021. CEO tenure: An integrative review and pathways for future research. Corporate Governance: An International Review 29 (6): 661–683. https://doi.org/10.1111/corg.12396

Faccio M., Marchica M.-T., Mura R. 2016. CEO gender, corporate risk-taking, and the efficiency of capital allocation. Journal of Corporate Finance 39: 193–209. https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2016.02.008

Fernandez-Vidal J., Perotti F. A., Gonzalez R., Gasco J. 2022. Managing digital transformation: The view from the top. Journal of Business Research 152: 29–41. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.07.020

Ferreira J. J. M., Fernandes C. I., Ferreira F. A. F. 2019. To be or not to be digital, that is the question: Firm innovation and performance. Journal of Business Research 101: 583–590. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.11.013

Filatotchev I., Lanzolla G., Syrigos E. 2023. Impact of CEO's digital technology orientation and board characteristics on firm value: A signalling perspective. Journal of Management: 01492063231200819.

Gong C., Ribiere V. 2021. Developing a unified definition of digital transformation. Technovation 102: 102217.

Hambrick D. C., Mason P. A. 1984. Upper echelons: The organization as a reflection of its top managers. The Academy of Management Review 9 (2): 193–206. https://doi.org/10.2307/258434

Hiebl M. R. W., Gärtner B., Duller C. 2017. Chief financial officer (CFO) characteristics and ERP system adoption: An upper-echelons perspective. Journal of Accounting & Organizational Change 13 (1): 85–111. https://doi.org/10.1108/JAOC-10-2015-0078

Karim S. M., Nahar S., Demirbag M. 2022. Resource-based perspective on ICT use and firm performance: A meta-analysis investigating the moderating role of cross-country ICT development status. Technological Forecasting and Social Change 179: 121626.

Lashitew A. A. 2023. When businesses go digital: The role of CEO attributes in technology adoption and utilization during the COVID-19 pandemic. Technological Forecasting and Social Change 189: 122324. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2023.122324

Lee Y. Y., Falahat M., Sia B. K. 2021. Drivers of digital adoption: A multiple case analysis among low and high-tech industries in Malaysia. Asia-Pacific Journal of Business Administration 13 (1): 80–97.

Li G., Shao Yu. 2023. How do top management team characteristics affect digital orientation? Exploring the internal driving forces of firm digitalization. Technology in Society 74: 102293. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2023.102293

Naranjo-Gil D., Maas V. S., Hartmann F. G. H. 2009. How CFOs determine management accounting innovation: An examination of direct and indirect effects. European Accounting Review 18 (4): 667–695. https://doi.org/10.1080/09638180802627795

Narayan S., Sidhu J. S., Volberda H. W. 2021. From attention to action: The influence of cognitive and ideological diversity in top management teams on business model innovation. Journal of Management Studies 58 (8): 2082–2110. https://doi.org/10.1111/joms.12668

Orser B. J., Riding A. 2018. The influence of gender on the adoption of technology among SMEs. International Journal of Entrepreneurship and Small Business 33 (4): 514–531. https://doi.org/10.1504/IJESB.2018.090341

Parida V., Örtqvist D. 2015. Interactive effects of network capability, ICT capability, and financial slack on technology-based small firm innovation performance. Journal of Small Business Management 53: 278–298. https://doi.org/10.1111/jsbm.12191

Pavlatos O. 2012. The impact of CFOs’ characteristics and information technology on cost management systems. Journal of Applied Accounting Research 13 (3): 242–254. https://doi.org/10.1108/09675421211281317

Radicic D., Petković S. 2023. Impact of digitalization on technological innovations in small and medium-sized enterprises (SMEs). Technological Forecasting and Social Change 191 (C): 122474.

Ramdani B., Raja S., Kayumova M. 2022. Digital innovation in SMEs: A systematic review, synthesis and research agenda. Information Technology for Development 28 (1): 56–80. https://doi.org/10.1080/02681102.2021.1893148

Sannino G., Di Carlo F., Lucchese M. 2020. CEO characteristics and sustainability business model in financial technologies firms: Primary evidence from the utilization of innovative platforms. Management Decision 58 (8): 1779–1799. https://doi.org/10.1108/MD-10-2019-1360

Shahzad K., Zhang Q., Ashfaq M., Zafar A. U., Ahmad B. 2024. Pre- to post-adoption of blockchain technology in supply chain management: Influencing factors and the role of firm size. Technological Forecasting and Social Change 198: 122989. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2023.122989

Solís-Molina M., Hernández-Espallardo M., Rodríguez-Orejuela A. 2018. Performance implications of organizational ambidexterity versus specialization in exploitation or exploration: The role of absorptive capacity. Journal of Business Research 91: 181–194. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.06.001

Sousa-Zomer T. T., Neely A., Martinez V. 2020. Digital transforming capability and performance: A microfoundational perspective. International Journal of Operations & Production Management 40 (7/8): 1095–1128. https://doi.org/10.1108/IJOPM-06-2019-0444

Wang Q., Pei X., Liang H. 2022. Founder CEO, CEO characteristics, and firm innovation efficiency: An empirical study of China’s GEM-listed companies. Sustainability 14 (14): 8250. https://doi.org/10.3390/su14148250

Wrede M., Velamuri V. K., Dauth T. 2020. Top managers in the digital age: Exploring the Role and practices of top managers in firms’ digital transformation. Managerial and Decision Economics 41 (8): 1549–1567. https://doi.org/10.1002/mde.3202

Wu S., Levitas E., Priem R. L. 2005. CEO tenure and company invention under differing levels of technological dynamism. Academy of Management Journal 48 (5): 859–873.

Li Y., Tan C.-H., Teo H.-H., Tan B. C. Y. 2006. Innovative usage of information technology in Singapore organizations: Do CIO characteristics make a difference? IEEE Transactions on Engineering Management 53 (2): 177–190. https://doi.org/10.1109/TEM.2006.872250

Zhao Z., Yan Yu. 2023. The role of organizational unlearning in manufacturing firms’ sustainable digital innovation: The mechanism of strategic flexibility and organizational slack. Sustainability 15 (13): 10371. https://doi.org/10.3390/su151310371


Translation of references in Russian into English

Bagrationi K., Thurner T. 2023. Middle management’s resistance to digital change. Foresight and STI Governance 17 (2): 49–60. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2023.2.49.60. (In Russian)

Bleiman N. Economics of small businesses. [Electronic resource]. https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhka-predprinimatelstva-v-rossii (accessed: 12.05 2023). (In Russian)

Kosheleva S. V. The company as reflection of influence of the chief’s person: From assumptions to proofs, from practice to the theory: Preface to classics of Organization Theory. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 3: 89–103. (In Russian)

Leshchenko N. P., Reutova I. M. Digital transformation factors of Russian companies: Industry aspect. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies 4 (36): 34–40. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10064. (In Russian)

Myagkov A. Yu. 2001. Thе sincerity ratе of subjectсs' answers to soсio-demographic question. Tambov University Review. Series: Humanities 1: 41–46. (In Russian)

Nissen V., Lezina T., Saltan A. 2018. The role of IT-management in the digital transformation of Russian companies. Foresight and STI Governance 12 (3): 53–61. https://doi.org/10.17323/2500- 2597.2018.3.53.61. (In Russian)

Stroiteleva M. 2024. More from less: the contribution of SMEs to the Russian economy has grown to 21%. [Electronic resource]. https://iz.ru/1635167/mariia-stroiteleva/bolshe-otmenshikh-vklad-msp-v-ekonomiku-rossiivyros-do-21 (accessed: 22.12 2023). (In Russian)

Cherkasova V. A., Slepushenko G. A. The impact of digitalization on the financial performance of Russian companies. Finance: Theory and practice 25 (2): 128–142. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-128-142. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Давий, А. О., Молодчик, М. А., Матвеева-Рам , Е. Е., & Санина , К. Ю. (2024). Влияние индивидуальных характеристик руководителя на процесс цифровизации предприятия. Российский журнал менеджмента, 22(4), 698–718. https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.404

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)