Мотивация работников к обучению цифровым навыкам

  • Вероника Ивановна Кабалина Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия
  • Анна Васильевна Макарова Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия
  • Кира Викторовна Решетникова Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

Аннотация

Мотивация работающего населения к освоению цифровых навыков является важным условием цифровой трансформации российской экономики. В статье рассматривается связь между общим уровнем мотивации к обучению цифровым навыкам и рядом индивидуальных факторов, оценивается средний уровень мотивации по четырем группам навыков, проводится сравнение мотивации различных групп работников. Эмпирические данные получены путем проведения онлайн-опроса работающего населения в марте 2020 г.; целевая выборка составила 116 респондентов. Выявлено, что общий уровень мотивации работающих к обучению снижается по мере усложнения цифровых навыков. Подтверждены гипотезы о связи между уровнем мотивации, воспринимаемой сложностью использования информационно-коммуникационных технологий и предыдущим опытом обучения. Между группами работающих были установлены различия в уровне мотивации и степени освоения специализированных цифровых навыков, связанных с характером работы. Более высокую заинтересованность в освоении данной группы навыков, как и степень их овладения, продемонстрировала группа руководителей. Самым сильным мотивом для приобретения цифровых навыков выступает необходимость их использования в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

мотивация к обучению, цифровые навыки, воспринимаемая простота использования ИКТ, воспринимаемая простота обучения цифровым навыкам

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. 2020. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука 22 (3): 116–147.

Анпилогова О. А., Станкевич Т. Б. 2017. Особенности обучения взрослых: обзор литературы. В сб.: European scientific conference. Пенза: Наука и Просвещение, 210–217.

Девятовская И. В., Макарова А. Е. 2017. Особенности мотивации обучения взрослых. В сб.: Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 206–211.

Завьялова Е. К., Ардишвили А. 2019. Современные проблемы российского корпоративного образования: возможно ли обучение без развития? Российский журнал менеджмента 17 (4): 499–516.

Змеев С. И. 2014. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов. Человек и образование 38 (1): 8–14.

Катькало В. С., Волков Д. Л., Баранов И. Н., Зубцов Д. А., Соболев Е. В., Юрченков В. И., Старовойтов А. А., Сафронов П. А. 2018. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»

Куприяновский В. П., Сухомлин В. А., Добрынин А. П., Райков А. Н., Шкуров Ф. В., Дрожжинов В. И., Федорова Н. О., Намиот Д. Е. 2017. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. International Journal of Open Information Technologies 5 (1): 19–24.

Рогожкин И. 2017. Борис Бобровников: Добро пожаловать в цифровую экономику (видео-запись конференции). YouTube. [Электронный ресурс]. https://www.youtube.com/watch?v=Kx7KFQCAwN8 (дата обращения: 20.05.2020).

Росстат. 2018. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. https://www.gks.ru/storage/mediabank/rab-sila18.rar (дата обращения: 20.05.2020).

Сабельникова М. А., Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Дудорова О. Ю. и др. 2018. Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/info-ob2018.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

Тарханова И. Ю. 2014. Психолого-андрагогическая диагностика в системе дополнительного профессионального образования. Сибирский педагогический журнал (4): 30–34.

Хамедова Г. Н. 2012. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Вестник Оренбургского государственного университета (138): 280–285.

Черный Е. В. 2015. Образовательная мотивация взрослых. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология 1 (67): 178–186.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Belin A., Prié Y., Tabard A. 2014. Supporting the Development of Digital Skills. Digital Intelligence. Nantes, France. [Electronic resource]. https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-01084738/document (accessed: 20.05.2020).

Deci E. L., Ryan R. M. 2000. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry 11 (4): 227–268.

Deci E. L., Ryan R. M. (eds). 2002. Handbook of Self-determination Research. University of Rochester Press: Rochester, N.Y.

Digital Skills for the UK Economy. 2016. Ecorys UK. [Electronic resource]. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/492889/DCMSDigitalSkillsReport-Jan2016.pdf (accessed: 20.05.2020).

Eccles J. S., Wigfield A. 2002. Motivational beliefs, values, and goals. Annual Review of Psychology 53: 109–132.

Gorges J., Kandler C. 2012. Adults’ learning motivation: Expectancy of success, value, and the role of affective memories. Learning and Individual Differences 22 (5): 610–617.

Guo P. J. 2017. Older Adults Learning Computer Programming: Motivations, Frustrations, and Design Opportunities. Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. [Electronic resource]. https://pg.ucsd.edu/publications/older-adults-learning-programming_CHI-2017.pdf (accessed: 20.05.2020).

Kasparova E. 2019. Digital skills and their development in the Czech Republic. Periodicals of Engineering and Natural Sciences 7 (2): 637–643.

Kim K. Y., Pathak S., Werner S. 2015. When do international human capital enhancing practices benefit the bottom line? An ability, motivation, and opportunity perspective. Journal of International Business Studies 46 (7): 784–805.

Kispeter E. 2018. What Digital Skills Do Adults Need to Succeed in the Workplace Now and in the Next 10 Years? Warwick Institute for Employment Research. [Electronic resource]. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/807831/What_digital_skills_do_adults_need_to_succeed_in_the_workplace_now_and_in_the_next_10_years_.pdf (accessed: 20.05.2020)

OECD. 2016. New Skills for the Digital Economy: Measuring the Demand and Supply of ICT Skills at Work. Technical Report (258): 2–64.

Knowles M. S. 1984. The Adult Learner: A Neglected Species. 3rd ed. Gulf Publication: Houston.

Knowles M. S., Holton E. F., Swanson R. A. 2005. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. Elsevier: Burlington.

Rogers C. G. 2014. Digital skills and motivation in young people in transition. In: D. Passey, A. Tatnall (eds). Key Competencies, Learning and Life Transitions, 150–164. Springer: Heidelberg.

Senkbeil M., Ihme J. M. 2017. Motivational factors predicting ICT literacy: First evidence on the structure of an ICT motivation inventory. Computers and Education (108): 145–158. The Future Digital Skills Needs of the UK Economy. 2013. O2. [Electronic resource]. https://news.o2.co.uk/wp-content/uploads/2013/09/The-Future-Digital-Skills-Needs-of-the-UK-Economy1.pdf (accessed: 20.05.2020).

van Dijk J. A. G. M., Hacker K. L. 2003.The digital divide as a complex and dynamic phenomenon. The Information Society 19 (4): 315–326.

van Laar E., van Deursen A. J. A. M, van Dijk J. A. G. M., de Haan J. 2017. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review. Computers in Human Behavior (72): 577–588.

van Laar E., van Deursen A. J. A. M, van Dijk J. A. G. M., de Haan J. 2019. Determinants of 21st-century digital skills: A large-scale survey among working professionals. Computers in Human Behavior (100): 93–104.


Translation of references in Russian into English

Andryukhina L. M., Sadovnikova N. O., Utkina S. N., Mirzaahmedov A. M. 2020. Digitalisation of professional education: Prospects and invisible barriers. Obrazovanie i Nauka 22 (3): 116–147. (In Russian)

Anpilogova O. A., Stankevich T. B. 2017. Features of adult learning: Literature review. In: European Scientific Conference. Penza: Nauka i Prosveshchenie; 210–217. (In Russian)

Devyatovskaya I. V., Makarova A. E. 2017. Features of motivation for learning adults. In: Adult Education in Modern Conditions: Problems and Prospects. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University; 206–211. (In Russian)

Zavyalova E. K., Ardichvili A. 2019. The contemporary problems of corporate education in Russian companies: Can there be learning without development? Russian Management Journal 17 (4): 499–516. (In Russian)

Zmeev S. I. 2014. Application andragogical training principles in training and skills development. Chelovek i Obrazovanie 38 (1): 8–14. (In Russian)

Zmeev S. I. 2019. The Basics of Andragogy: Textbook for Universities. 3rd ed. M: Flint. (In Russian)

Sabelnikova M. A., Abdrakhmanova G. I., Gokhberg L. M., Dudorova O. Yu. et al. 2018. Information Society in the Russian Federation: Statistical Digest. Moscow: NRU HSE. [Electronic resource]. https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/info-ob2018.pdf (accessed: 20.05.2020). (In Russian)

Katkalo V. S., Volkov D. L., Baranov I. N., Zubtsov D. A., Sobolev E. V., Yurchenkov V. I., Starovoitov A. A., Safronov P. A. 2018. Teaching Digital Skills: Global Challenges and Best Practices. Analytical report for the III International Conference “More than Learning: How to Develop Digital Skills”. Moscow: ANO DPO “Sberbank Corporate University”. (In Russian)

Kupriyanovsky V. P., Sukhomlin V. A., Dobrynin A. P., Raikov A. N, Shkurov F. V., Drozhzhinov V. I., Fedorova N. O., Namiot D. E. 2017. Skills in the digital economy and the challenges of the education system. International Journal of Open Information Technologies 5 (1): 19–24. (In Russian)

Rogozhkin I. 2017. Boris Bobrovnikov: Welcome to the digital economy (conference video). YouTube. [Electronic resource]. https://www.youtube.com/watch?v=Kx7KFQCAwN8 (accessed: 20.05.2020). (In Russian)

Rosstat. 2018. Labor Force, Employment and Unemployment in Russia (Based on the Results of Sample Labor Force Surveys). [Electronic resource]. https://www.gks.ru/storage/mediabank/rab-sila18.rar (accessed: 20.05.2020). (In Russian)

Tarhanova I. Y. 2014. Psycho-andragogical diagnostics in the system of additional professional education. Sibirskiy Pedagogicheskiy Zhurnal (4): 30–34. (In Russian)

Khamedova G. N. 2012. ?o the problem of motivation formation for learning English in none linguistic environment. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta (138): 280–285. (In Russian)

Chorniy Y. V. 2015. The educational motivation of adults. Uchenie Zapisi Krimskogo Federalnogo Universiteta Imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologia. Pedagogika. Psikhologia 1 (67): 178–186. (In Russian)

Опубликован
2020-12-04
Как цитировать
Кабалина, В. И., Макарова, А. В., & Решетникова, К. В. (2020). Мотивация работников к обучению цифровым навыкам. Российский журнал менеджмента, 18(3), 411–432. https://doi.org/10.21638/spbu18.2020.306
Раздел
Теоретические и эмпирические исследования