Сертификация системы менеджмента качества в компаниях стран с переходными экономиками: эмпирический анализ

  • Татьяна Григорьевна Долгопятова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Вероника Анатольевна Винарик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Аннотация

В статье анализируются практика сертификации системы менеджмента качества и воздействие внутренних и внешних факторов на управленческое решение компании о сертификации на примере фирм из стран с переходными экономиками. Особое внимание уделено выявлению сходства и различий в условиях и мотивах принятия решений между бизнесом стран СНГ, стран, недавно вошедших в ЕС, и стран Южной Европы, которые в ЕС не входят. Это позволяет оценить роль уровня экономического развития и институциональной среды в процессах овершенствования менеджмента каче ства. Эмпирический межстрановой анализ проведен на базе данных проекта Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития за 2002–2009 гг. и опирается на использование бинарной логистической регрессии.

 

Ключевые слова:

управление качеством, факторы сертификации системы менеджмента качества, сертификат ISO 9001, страны с переходными экономиками

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Брун М., Георги Д. 2000. Управление качеством: затраты и выгоды. Проблемы теории и практики управления (1): 70–75.

Деминг В. Э. 1994. Выход из кризиса. Тверь: Альба.

Кузнецов Б. В. (ред.). 2010. Предприятия и рынки в 2005–2009 гг.: итоги двух раундов обследования российской обрабатывающей промышленности. Доклад к XI Международной научной конференции ГУ–ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ.

ISO/TC176/SC2/N544R. 2001. Руководство по процессному подходу к системам менеджмента качества (Guidance on the Process Approach to Quality Management Systems).

Фейгенбаум А. 1986. Контроль качества продукции. М.: Экономика.

Швец В. Е. 2004. K вопросу определения результативности и эффективности СМК. Методы менеджмента качества (6): 4–8.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Benner M. J., Tushman M. 2002. Process management and technological innovation: A longitudinal study of the photography and paint industries. Administrative Science Quarterly 47 (4): 676–706.

Bhuian S. N. 1998. Saudi companies attitude toward ISO 9000 quality standards: An empirical examination. International Journal of Commerce and Management 8 (1): 28–42.

Blunch N., Castro P. 2005. Multinational Enterprises and Training Revisited: Do International Standards Matter? Social Protection Discussion Paper Series, Paper No. 0504. Social Protection Unit, Human Development Hub, World Bank: Washington, DC.

Correa P. G., Fernandes A. M., Uregian C. J. 2009. Technology adoption and the investment climate: Firm-level evidence for Eastern Europe and Central Asia. The World Bank Economic Review 24 (1): 121–147.

Corbett C. J., Montes M. J., Kirsch D. A., Alvarez-Gil M. J. Does ISO 9000 certification pay? 2002. ISO Managements Systems (July–August): 31–40.

Escanciano C., Fernandez E., Vazquez C. 2002. Linking the Firm’s Technological Status and ISO 9000 Certification: Results of an Empirical Research. Elsevier Science Ltd.

Fa M. C., Saizarbitoria I. H., Laburu C. O. 2000. The benefits of the implementation of the ISO 9000 normative. Empirical research in the Spanish companies. In: Fifth Worlds Conference on Production and Operations Management, POMS Papers. Sevilla, Spain.

Harrington H. J. 1987. Poor-quality Cost (Qua lity and Reliability). Marcel Dekker Inc.: N. Y.

Holleran E., Bredahl M. E. 1997. Food Safety, Transaction Costs, and Institutional Innovation in the British Food Sector. Working Paper No. 1. Center for International Trade Studies, Missouri University.

Ishikawa K. 1985. What is Total Quality Control? The Japanese Way. Prentice-Hall: New Jersey.

Juran J. M. 1980. Upper Management and Quality. Joseph M. Juran: N. Y.

Lin C.-I., Jang W.-Y. 2007. Causal relations among factors leading to the successful implementation of ISO 9000 in Taiwan. In: International Conference on Business and Information Papers, July 11–13, 2007. Tokyo, Japan.

Lo C. K. Y., Yeung A. C. L., Cheng T. C. E. 2007. Impact of ISO 9000 on time-based performance. World Academy of Science, Engineering and Technology (30): 35–40.

Neumayer E., Perkins R. 2005. Uneven geographies of organizational practice: Explaining the cross-national transfer and diffusion of ISO 9000. Economic Geography 81 (3): 237–259.

Pan J.-N. 2003. A comparative study on motivation for and experience with ISO 9000 and ISO 14000 certification among Far Eastern countries. Industrial Management & Data Systems 103 (8): 564–578.

Prajogo D., Sohal A. 2009. Experiences of Australian fi rms in implementing ISO 9001: A comparison of the 1994 and 2000 versions. International Journal of Productivity and Quality Management 4 (4): 383–399.

Shewhart W. A. 1986. Statistical Method from the Viewpoint of Quality Control. General Publishing Company: Toronto, Ontario.

The ISO Survey of Certifi cations 2009. 2010. International Organization for Standar dization: Geneva, Switzerland.

White M. A. 1999. The relationship between ISO 9000 and business performance: Does registration really matter? Journal of Managerial Issues 11 (3): 330–343.

Wiele T., Brown A. 2002. ISO 9000 series certification over time: What have we learnt? In: ERIM Report Series Research in Management (March): 1–18.

Wruck K. H., Jensen M. C. 1994. Science, specific knowledge and total quality management. Journal of Accounting and Economics 18 (3): 247–287.

Youssef M. A., Al-Ghamdi S. M., Koch J. V., Dolan T. 2006. Plant location, ISO 9000 certifications and quality management practices: An empirical investigation. International Journal of Quality& Reliability Management 23 (8): 944–963.

Zaramdini W. 2007. An empirical study of the motives and benefi ts of ISO 9000 certifi cation: The UAE experience. International Journal of Quality& Reliability Management 24 (5): 472–491.


The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

Brun M., Georgi D. 2000. Upravlenie kachestvom: zatraty i vygody. Problemy Teorii i Praktiki Uprav leniya (1): 70–75.

Deming W. E. 1994. Vykhod iz Krizisa. Tver’: Аl’ba.

Kuznetsov B. V. (red.). 2010. Predpriyatiya i Rynki v 2005–2009 gg.: Itogi Dvukh Raundov Obsledovaniya Rossijskoj Obrabatyvayushhej Promyshlennosti. Doklad k XI Mezhdunarodnoj Nauchnoj Konferentsii GU–VSHE po Problemam Razvitiya Ekonomiki i Obshhestva. M.: Izd. dom GU–VSHE.

ISO/TC176/SC2/N544R. 2001. Rukovodstvo po Protsessnomu Podkhodu k Sistemam Menedzhmenta Kachestva (Guidance on the Process Approach to Quality Management Systems).

Feigenbaum А. 1986. Kontrol‘ Kachestva Produktsii. M.: Ekonomika.

Shvets V. E. 2004. K voprosu opredeleniya rezul‘tativnosti i effektivnosti SMK. Metody Menedzhmenta Kachestva (6): 4–8.
Опубликован
2011-03-03
Как цитировать
Долгопятова, Т., & Винарик, В. (2011). Сертификация системы менеджмента качества в компаниях стран с переходными экономиками: эмпирический анализ. Российский журнал менеджмента, 9(1), 29–56. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/319
Раздел
Новые исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)