Стимулы, эффекты и проблемы внедрения системы бережливого производства: пример ПАО «КАМАЗ»

  • Татьяна Григорьевна Долгопятова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9390-4505
  • Евгения Валентиновна Хомякова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; Rocco Holding Ltd.

Аннотация

Статья основана на материалах обследования публичного акционерного общества «КАМАЗ» — крупнейшего производителя автомобилей в России. Исследование было cфокусировано на развитии системы бережливого производства в компании и выявляло предпосылки и трудности, а также эффекты ее использования. Анализ базируется на ряде углубленных интервью с менеджерами разного уровня ПАО «КАМАЗ», участвовавшими в процессе внедрения бережливого производства, использовании отчетности и внутренних (закрытых) документов компании, а также ее сайта и открытых источников. Показана роль интернационализации бизнеса как стимула на фоне ужесточения конкуренции и как предпосылки успешного внедрения в условиях стратегического партнерства с крупным иностранным производителем Daimler AG. Обсуждаются сложности развития бережливого производства, связанные с мотивационными и коммуникационными аспектами управления, а также особенностями российского рынка труда.

Ключевые слова:

система управления, бережливое производство, конкурентоспособность промышленного предприятия, интернационализация

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Винарик В. А. 2014. Эффекты сертификации ИСО 9000: эмпирический анализ российских промышленных предприятий. Российский журнал менеджмента 12 (2): 13–36.

Вумек Д. П., Джонс Д. Т. 2006. Бережливое обеспечение. Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс.

Годовые отчеты ОАО «КАМАЗ» за 2005–2014 гг.

Долгопятова Т. Г. 2008. Эмпирические обследования предприятий: методы и практика. Экономический журнал ВШЭ 12 (3): 400–432.

Лайкер Д. К. 2005. ДАО TOYOTA: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс.

Лайкер Д. К. 2011. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз.

Оно Т. 2006. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства. Пер. с англ. М.: Ин-т комплексных стратегических исследований.

Очерки модернизации российской промышленности: поведение фирм. 2014. Отв. ред. Б. В. Кузнецов. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ.

Программа стратегического развития ОАО «КАМАЗ» на период до 2020 года. 2008.

Программа стратегического развития ОАО «КАМАЗ» на период до 2020 года. 2014. (актуализированная версия).

Синго С. 2006. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. Пер. с англ. М.: Ин-т комплексных стратегических исследований.

Электронные ресурсы, интервью в СМИ

Газизова А. 2012. Генеральный директор «КАМАЗ»: «Наши цели глобальные, но вполне реальные». Интервью с С. А. Когогиным. АТИ-Медиа (20 марта). http://www.ati.su/Media/PrintArticle.aspx?ID=1152

Карта предприятий, внедривших СБП. Leaninfo.ru. http://www.leaninfo.ru/lean-map/ (дата обращения: 18.01.2016).

Лин-конференция открылась. 2014. Лин-форум (25 апреля). http://www.leanforum.ru/library/r11/1820.html

Попов Е. 2012. «Мы вполне можем конкурировать с Mercedes». Интервью с С. В. Чемезовым. Коммерсант (28 сентября).

Рабунец П. 2012. «Мы обязаны выйти на стандарты, принятые в мировом автомобилестроении» — Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КАМАЗ». Leaninfo.ru (13 декабря). http://www.leaninfo.ru/2012/12/13/kogogin-kamazinterview/

Рабунец П. 2015. «Lean-эстафета» — интервью с участниками Лин-саммита 2015. Владимир Арженцов — «КАМАЗ». Leaninfo.ru (28 марта). http://www.leaninfo.ru/2015/03/28/lean-estafeta-intervyu-suchastnikami-lin-sammita-2015-vladimirarzhentsov/

Республика Татарстан — единственный субъект РФ, который принял программу «бережливого развития» региона. 2011. Mashportal.ru — Портал машиностроения (6 декабря). http://mashportal.ru/technologies-21762.aspx

Сайт компании «КАМАЗ». http://www.kamaz.ru (дата обращения: 20.02.2015).

СПАРК Интерфакс. Страница ПАО «КАМАЗ». http://www.sparkinterfax.ru (дата обращения: 12.02.2016).

Шилободин А. 2014. Смирно, равнение на Lean! Элита Татарстана (июнь).

Lean-менеджмент: от завода к поставщику. 2011. Компаньон (3): 14–20.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Achanga P., Shehab E., Roy R ., Nelder G. 2006. Critical success factors for lean implementation within SMEs. Journal of Manufacturing Technology Management 17 (4): 460–471.

Cheah A. C. H ., Wong W. P., Deng Q. 2012. Challenges of lean manufacturing implementation: A hierarchical model. In: Proceedings of the 2012 International Conference on Industrial Engineering and Operations Management. Istanbul; 2091–2099.

Dombrowski U., Zahn T., Mielke T. 2010. Roadmap for the implementation of lean production systems. In: Proceedings of the 5th Americas International Conference on Production Research. Braunschweig.

Dutta E. A. B., Banerjee E. S. 2014. Review of lean manufacturing issues and challenges in manufacturing process. International Journal of Research in Business Management 2 (4): 27–36.

Eisenhardt K. M. 1989. Building theories from case study research. Academy of Management Review 14 (4): 532–550.

Eisenhardt K. M., Graebner M. E. 2007. Theory building from cases: Opportunities and challenges. Academy of Management Journal 50 (1): 25–32.

Kováč I. M. 2013. Some models for implementation of lean manufacturing. Transfer Inovácií (26): 205–208.

Kovacheva A. V. 2010. Challenges in Lean Implementation. Successful Transformation towards Lean Enterprise. Master Thesis, Aarhus School of Business University of Aarhus, Denmark.

Lean Management Enterprise Compendium. 2014. McKinsey & Company. https://www.mckinsey.com/leanmanagement

Mehta R . K., Mehta D., Mehta N . K. 2012. An exploratory study on implementation of lean manufacturing practices (with special reference to automobile sector industry). Yönetim ve Ekonomi 19 (2): 289–299.

Muslimen R ., Yusof S. M., Abidin A. S. Z. 2011. Lean manufacturing implementation in Malaysian automotive components manufacturer: A case study. In: Proceedings of the World Congress on Engineering WCE 2011. Vol.1. London; 772–776.

Sundara R ., Balajib A. N ., Satheesh K. R . M. 2014. A review on lean manufacturing implementation techniques. Procedia Engineering 97: 1875–1885.

Zokaei K., Simons D. 2006. Performance improvements through implementation of lean practices: A study of the U.K. red meat industry. International Food and Agribusiness Management Review 9 (2): 30–53.


Translation of references in Russian into English

Vynaryk V. A. 2014. Certification effects of the ISO 9000: Empirical analysis on Russian industrial companies. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 12 (2): 13–36.

Womack J. P., Jones D. T. 2006. Lean solutions. Russian translation. M.: Al’pina Biznes Byks.

Annual reports JSC “KAMAZ”, 2005–2014.

Dolgopyatova T. G. 2008. Firm-level empirical surveys: Tools and practice. Ekonomicheskii zhurnal VSHE 12 (3): 400–432.

Liker J. K. 2005. The Toyota way. Russian translation. M.: Al’pina Biznes Byks.

Liker J. K. 2011. Toyota culture. Russian translation. M.: Al’pina Pablisherz.

Ohno T. 2006. Toyota production system. Russian translation. M.: In-t kompleksnykh strategicheskikh issledovanii.

Essays on modernization of Russian industry: The firms’ behavior. 2014. Ed. by Kuznetsov B. V. M.: Izdat. dom VSHE.

JSC “KAMAZ” Strategic development program until 2020. 2008.

JSC “KAMAZ” Strategic development program until 2020. 2014. (Actualized version).

Shingo Sh. 2006. The study of the Toyota production system from an industrial engineering viewpoint. Russian translation. M.: In-t kompleksnykh strategicheskikh issledovanii.

Electronic resources, interviews in media

Gazizova A. 2012. “KAMAZ” CEO: “Our goals are global, but quite real”. Interview with S. A. Kogogin. ATI-Media (March, 20). http://www.ati.su/Media/PrintArticle.aspx?ID=1152

The map of enterprises that have implemented LPS. Leaninfo.ru. http://www.leaninfo.ru/lean-map/ (Accessed: 18.01.2016).


Popov E. 2012. “We really can compete with Mercedes”. Interview with S. V. Chemezov. Kommersant’ (September, 28).

Rabunets P. 2012. “We must reach the standards adopted in the global automotive industry” — Sergej Kogogin, CEO of JSC “KAMAZ”. Leaninfo.ru (December, 13). http://www.leaninfo.ru/2012/12/13/kogogin-kamazinterview/

Rabunets P. 2015. “Lean-relay” — interview with participants of Lean Summit 2015. Vladimir Arzhentsov, “KAMAZ”. Leaninfo.ru (March, 28). http://www.leaninfo.ru/2015/03/28/lean-estafeta-intervyu-suchastnikami-lin-sammita-2015-vladimirarzhentsov/

The Republic of Tatarstan is the only subject of the Russian Federation adopted a program of “lean development” of the region. 2011. Mashportal.ru (December, 6). http://mashportal.ru/technologies-21762.aspx

The web-site of KAMAZ Company. http://www.kamaz.ru (Accessed: 20.02.2015).

SPARK Interfax. “KAMAZ” web-page. http://www.sparkinterfax.ru (Accessed: 12.02.2016).

Shilobodin A. 2014. Attention, eyes Lean! Elita Tatarstana (June).

Lean-management: from a plant to a supplier. 2011. Kompan’on (3): 14–20.
Опубликован
2016-06-29
Как цитировать
Долгопятова, Т., & Хомякова, Е. (2016). Стимулы, эффекты и проблемы внедрения системы бережливого производства: пример ПАО «КАМАЗ». Российский журнал менеджмента, 14(2), 49–76. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2016.203
Раздел
Практика менеджмента

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)