Как управленческие практики влияют на обмен знаниями между сотрудниками? Результаты исследования в средних школах

Авторы

  • Анастасия Вячеславовна Сергеева Институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия
  • Татьяна Евгеньевна Андреева Институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия https://orcid.org/0000-0002-4045-7254

Аннотация

Статья посвящена изучению механизмов влияния ряда управленческих практик на активность сотрудников в обмене знаниями. Выдвигается предположение, что управленческие практики влияют на поведение сотрудников в обмене знаниями не напрямую, а взаимодействуя с мотивацией сотрудников делиться знаниями и их способностями это делать. Эти идеи проверяются на основе анализа данных анкетирования 329 учителей средних общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Наиболее интересным результатом является то, что управленческие практики, нацеленные на создание возможностей для обмена знаниями, негативно влияют на внешнюю мотивацию учителей к обмену знаниями и выступают модератором для взаимосвязи между внутренней мотивацией к обмену знаниями и активностью сотрудников в данном процессе.

Ключевые слова:

обмен знаниями, управление знаниями, системное управление знаниями, организации сферы образования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Андреева Т. Е., Сергеева А. В., Голубева А. А., Павлов Я. Ю. 2012. Проблемы обмена знаниями в организациях сферы образования: пример средних общеобразовательных школ. Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент (3): 78–105.

Андреева Т. Е. Сергеева А. В., Голубева А. А., Павлов Я. Ю. 2013. Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность. Вопросы образования (2): 154–187.

Витковский А. 2011. Испытание конкретными ответами: Учебный процесс поставлен хорошо. Но, кажется, вверх ногами...Первое сентября (7). https://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100711

Гурков И. Б., Коссов В. В., Моргунов Е. Б., Саидов З. Б. 2013. Инновационные практики российских производственных подразделений международных корпораций — факторы создания, отбора и рутинизации эффективных форм деятельности. Экономическая наука современной России (2): 76–87.

Данилина А. 2014. В современной школе должно быть грамотное правовое пространство и психологический комфорт. Учительская газета (12 марта). Интернет-ресурс: http://www.ug.ru/article/721#

Иконников Ю., Кравчук Б. 2007. Обмен знаниями в управлении эффективностью нефтесервисных компаний в ОАО «ЛУКОЙЛ». Бурение и нефть (11): 52–56.

Любимов Л. Л. 2011. Что мешает нашей стране улучшить качество школьного образования. Вопросы образования (4): 11–26.

Мильнер Б. З. 2003. Концепция управления знаниями в современных организациях. Российский журнал менеджмента 1 (1): 57–76.

Нестик Т. А. 2014. Модели управления знаниями в российских организациях: социально-психологический анализ. Современные технологии управления (1). http://sovman.ru

Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. Министерство образования и науки РФ. http://минобрнауки.рф

Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. 2012. Вопросы образования (1): 6–58.

Указы президента в сфере образования и науки в Российской Федерации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Министерство образования и науки РФ. http://минобрнауки.рф/документы/1450

Ушаков К. М. 2014. Диагностика реальной структуры образовательной организации. Вопросы образования (4): 247–260.

Ядов В. А. 1972. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Agterberg M., Van Den Hooff B., Huysman M., Soekijad M. 2010. Keeping the wheels turning: The dynamics of managing networks of practice. Journal of Management Studies 47 (1): 85–108.

Al-Eisa A. S., Furayyan M. A., Alhemoud A. M. 2009. An empirical examination of the effects of self-efficacy, supervisor support and motivation to learn on transfer intention. Management Decision 47 (8): 1221–1244.

Anderson J. C., Gerbing D. W. 1992. Assumptions and comparative strengths of the two-step approach. Comment on Fornell and Yi. Sociological Methods & Research 20 (3): 321–333.

Argote L., Ingram P. 2000. Knowledge transfer: A basis for competitive advantage in firms. Organizational Behavior and Human Decision Processes 82 (1): 150–169.

Argote L., McEvily B., Reagans R. 2003. Managing knowledge in organizations: An integrative framework and review of emerging themes. Management Science 49 (4): 571–582.

Avey J. B., Reichard R. J., Luthans F., Mhatre K. H. 2011. Meta-analysis of the impact of positive psychological capital on employee attitudes, behaviors, and performance. Human Resource Development Quarterly 22 (2): 127–152.

Bagozzi R. P., Yi Y., Phillips L. W. 1991. Assessing construct validity in organizational research. Administrative Science Quarterly 36 (3): 421–458.

Bandura A. 1977. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review 84 (2): 191–215.

Barber M., Mourshed M. 2007. How the World’s Best-Performing School Systems Come Out On Top. Report by McKinsey & Company.

Barber M., Mourshed M. 2009. Shaping the Future: How Good Education Systems Can Become Great In the Decade Ahead. Report on International Education Roundtable. Singapore.

Barber M., Whelan F., Clark M. 2010. Capturing the Leadership Premium. Report by McKinsey & Company.

Bartol K. M., Srivastava A. 2002. Encouraging knowledge sharing: The role of organizational reward systems. Journal of Leadership & Organizational Studies 9 (1): 64–76.

Batra R., Ray M. L. 1986. Situational effects of advertising repetition: The moderating influence of motivation, ability, and opportunity to respond. Journal of Consumer Research 12 (4): 432–445.

Billington C., Davidson R. 2010. Using knowledge brokering to improve business processes. McKinsey Quarterly (2): 110–112.

Blumberg M., Pringle C. D. 1982. The missing opportunity in organizational research: Some implications for a theory of work performance. Academy of Management Review 7 (4): 560–569.

Bock G.-W., Zmud R. W., Kim Y.-G., Lee J.-N. 2005. Behavioral intention formation in knowledge sharing: Examining the roles of extrinsic motivators, social-psychological forces, and organizational climate. MIS Quarterly 29 (1): 87–111.

Boose J. H. 1989. A survey of knowledge acquisition techniques and tools. Knowledge Acquisition 1 (1): 3–37.

Cabrera A., Collins W. C., Salgado J. F. 2006. Determinants of individual engagement in knowledge sharing. International Journal of Human Resource Management 17 (2): 245–264.

Chiu C.-M., Hsu M.-H., Wang E. T. 2006. Understanding knowledge sharing in virtual communities: An integration of social capital and social cognitive theories. Decision Support Systems 42 (3): 1872–1888.

Clandinin D. J., Connelly F. M. 1996. Teachers’ professional knowledge landscapes: Teacher stories. Stories of teachers. School stories. Stories of schools. Educational Researcher 43 (3): 24–30.

Clark B. H., Abela A. V., Ambler T. 2005. Organizational motivation, opportunity and ability to measure marketing performance. Journal of Strategic Marketing 13 (4): 241–259.

Cohen W. M., Levinthal D. A. 1990. Absorptive capacity: A new perspective on learning and innovation. Administrative Science Quarterly 35 (1): 128–152.

Coleman J. 1990. Foundations of Social Theory. The Belknap Press of Harvard University: Cambridge, MA.

Constant D., Kiesler S., Sproull L. 1994. What’s mine is ours, or is it? A study of attitudes about information sharing. Information Systems Research 5 (4): 400–421.

Davenport T. H., Pruzak L. 2000. Working Knowledge: How Organizations Manage what They Know. Harvard Business Press: Boston, MA.

Dawes J. 2008. Do data characteristics change according to the number of scale points used? An experiment using 5 point, 7 point and 10 point scales. International Journal of Market Research 50 (1): 61–104.

Devine D. J., Philips J. L. 2001. Do smarter teams do better a meta-analysis of cognitive ability and team performance. Small Group Research 32 (5): 507–532.

Dixon N. M. 2000. Common Knowledge: How Companies Thrive by Sharing What They Know. Harvard Business Press: Boston, MA.

DuFour R., Eaker R., Many T. 2010. Learning by Doing: A Handbook for Professional Learning Communities at Work. Solution Tree Press: Bloomington, IN.

Eliason S. R. 1993. Maximum Likelihood Estimation: Logic and Practice: Sage.

Foss N. J. 2007. The emerging knowledge governance approach: Challenges and characteristics. Organization 14 (1): 29–52.

Foss N. J., Husted K., Michailova S. 2010. Governing knowledge sharing in organizations: Levels of analysis, governance mechanisms, and research directions. Journal of Management Studies 47 (3): 455–482.

Foss N. J., Minbaeva D. B., Pedersen T., Reinholt M. 2009. Encouraging knowledge sharing among employees: How job design matters. Human Resource Management 48 (6): 871–893.

Frazier P. A., Tix A. P., Barron K. E. 2004. Testing moderator and mediator effects in counseling psychology research. Journal of Counseling Psychology 51 (1): 115–134.

Fullan M. 2002. The role of leadership in the promotion of knowledge management in schools. Teachers and Teaching: Theory and Practice 8 (3): 409–419.

Gagné M. 2009. A model of knowledge — sharing motivation. Human Resource Management 48 (4): 571–589.

Gavrilova T., Andreeva T. 2012. Knowledge elicitation techniques in a knowledge management context. Journal of Knowledge Management 16 (4): 523–537.

Gooderham P., Minbaeva D. B., Pedersen T. 2011. Governance mechanisms for the promotion of social capital for knowledge transfer in multinational corporations. Journal of Management Studies 48 (1): 123–150.

Grant R. M. 1996. Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal 17: 109–122.

Hargreaves A., Fullan M. 2012. Professional Capital: Transforming Teaching In Every School. Teachers College Press.

Harzing A.-W. 2005. Does the use of Englishlanguage questionnaires in cross-national research obscure national differences? International Journal of Cross Cultural Management 5 (2): 213–224.

Hinds P. J., Patterson M., Pfeffer J. 2001. Bothered by abstraction: The effect of expertise on knowledge transfer and subsequent novice performance. Journal of Applied Psychology 86 (6): 1232–1243.

Hsiao R.-L., Tsai S. D.-H., Lee C.-F. 2006. The problems of embeddedness: Knowledge transfer, coordination and reuse in information systems. Organization Studies 27 (9): 1289–1317.

Hyoung K. M., Moon S. P. 2002. Effective reward systems for knowledge sharing. Knowledge Management Review 4 (6): 22–25.

Ingram P., Simons T. 2002. The transfer of experience in groups of organizations: Implications for performance and competition. Management Science 48 (12): 1517–1533.

Jackson S. E., Chuang C.-H., Harden E. E., Jiang Y. 2006. Toward developing human resource management systems for knowledge-intensive teamwork. Research in Personnel and Human Resources Management 25: 27–70.

Khilji S. E., Wang X. 2006. ‘Intended’ and ‘implemented’ HRM: The missing linchpin in strategic human resource management research. International Journal of Human Resource Management 17 (7): 1171–1189.

Kianto A., Andreeva T., Shi X. 2011. Knowledge Management Across the Globe — An International Survey of KM Awareness, Spending, Practices and Performance. Paper read at 12th European Conference on Knowledge Management, at Passau, Germany, September 2–3.

Lin H.-F. 2007. Effects of extrinsic and intrinsic motivation on employee knowledge sharing intentions. Journal of Information Science 33 (2): 135–149.

Lortie D. C. 2002. Schoolteacher: A Sociological Study. University of Chicago Press.

Matson E., Patiath P., Shavers T. 2003. Stimulating knowledge sharing: Strengthening your organization’s internal knowledge market. Organizational Dynamics 32 (3): 275–285.

McDermott R. 2000. Why information technology inspired but cannot deliver knowledge management. Knowledge and Communities 41 (4): 21–35.

Minbaeva D., Foss N., Snell S. 2009. Bringing the knowledge perspective into HRM. Human Resource Management 48 (4): 477–483.

Mourshed M., Chijioke C., Barber M. 2010. How the World’s Most Improved School Systems Leep Getting Better. Report by McKinsey & Company.

Nahapiet J., Ghoshal S. 1998. Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage. Academy of Management Review 23 (2): 242–266.

Nonaka I. 1994. A dynamic theory of organizational knowledge creation. Organization Science 5 (1): 14–37.

O’Dell C., Grayson C. J. 1998. If only we knew what we know. California Management Review 40 (3): 154–174.

OECD TALIS. 2009. Creating effective teaching and learning environments: First results from TALIS. In: Teaching And Learning International Survey. Paris: OECD.

Osterloh M., Frey B. S. 2000. Motivation, knowledge transfer, and organizational forms. Organization Science 11 (5): 538–550.

Parker S. K. 1998. Enhancing role breadth selfefficacy: The roles of job enrichment and other organizational interventions. Journal of Applied Psychology 83 (6): 835–852.

Posthuma R. A., Campion M. C., Masimova M., Campion M. A. 2013. A high performance work practices taxonomy integrating the literature and directing future research. Journal of Management 39 (5): 1184–1220.

Quigley N. R., Tesluk P. E., Locke E. A., Bartol K. M. 2007. A multilevel investigation of the motivational mechanisms underlying knowledge sharing and performance. Organization Science 18 (1): 71–88.

Reinholt M., Pedersen T., Foss N. J. 2011. Why a central network position isn’t enough: The role of motivation and ability for knowledge sharing in employee networks. Academy of Management Journal 54 (6): 1277–1297.

Ryan R. M., Connell J. P. 1989. Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains. Journal of Personality and Social Psychology 57 (5): 749–761.

Ryan R. M., Deci E. L. 2000. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology 25 (1): 54–67.

Siemsen E., Balasubramanian S., Roth A. V. 2007. Incentives that induce task-related effort, helping, and knowledge sharing in workgroups. Management Science 53 (10): 1533–1550.

Starbuck W. H. 1992. Learning by knowledgeintensive firms. Journal of Management Studies 29 (6): 713–740.

Tannenbaum S. I., Mathieu J. E., Salas E., Cannon-Bowers J. A. 1991. Meeting trainees’ expectations: The influence of training fulfillment on the development of commitment, self-efficacy, and motivation. Journal of Applied Psychology 76 (6): 759–769.

Van Wijk R., Jansen J. J., Lyles M. A. 2008. Inter- and intra-organizational knowledge transfer: A meta-analytic review and assessment of its antecedents and consequences. Journal of Management Studies 45 (4): 830–853.

Wallace J., Louden W. 1994. Collaboration and the growth of teachers’ knowledge. Qualitative Studies in Education 7 (4): 323–334.

Wang S., Noe R. A. 2010. Knowledge sharing: A review and directions for future research. Human Resource Management Review 20 (2): 115–131.

Wasko M. M., Faraj S. 2005. Why should I share? Examining social capital and knowledge contribution in electronic networks of practice. MIS Quarterly 29 (1): 35–57.

Witherspoon C., Bergner J., Cockrell C. R., Stone D. N. 2013. Antecedents of organizational knowledge sharing: A meta-analysis and critique. Journal of Knowledge Management 17 (2): 250–277.

Wright P. M., Nishii L. H. 2007. Strategic HRM and Organizational Behavior: Integrating Multiple Levels of Analysis. CAHRS Working Paper Series No. 468.

Wu W.-L., Hsu B.-F., Yeh R.-S. 2007. Fostering the determinants of knowledge transfer: A team-level analysis. Journal of Information Science 33 (3): 326–339.


The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

Аndreeva T. E., Sergeeva А. V., Golubeva А. А., Pavlov Ya. Yu. 2012. Problemy obmena znaniyami v organizatsiyakh sfery obrazovaniya: primer srednikh obshheobrazovatel’nykh shkol. Vestnik S.-Peterb. un-ta. Ser. Menedzhment (3): 78–105.

Аndreeva T. E. Sergeeva А. V., Golubeva А. А., Pavlov Ya. Yu. 2013. Obmen znaniyami mezhdu uchitelyami srednikh shkol: faktory, vliyayushhie na ego intensivnost’. Voprosy оbrazovaniya (2): 154–187.

Vitkovskij А. 2011. Ispytanie konkretnymi otvetami: Uchebnyj protsess postavlen khorosho. No, kazhetsya, vverkh nogami... Pervoe sentyabrya (7). https://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100711

Gurkov I. B., Kossov V. V., Morgunov E. B., Saidov Z. B. 2013. Innovatsionnye praktiki rossijskikh proizvodstvennykh podrazdelenij mezhdunarodnykh korporatsij — faktory sozdaniya, otbora i rutinizatsii effektivnykh form deyatel’nosti. Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii (2): 76–87.

Danilina А. 2014. V sovremennoj shkole dolzhno byt’ gramotnoe pravovoe prostranstvo i psikhologicheskij komfort. Uchitel’skaya gazeta (12 marta). Internet-resurs: http://www.ug.ru/article/721#

Ikonnikov Yu., Kravchuk B. 2007. Obmen znaniyami v upravlenii effektivnost’yu nefteservisnykh kompanij v OАO «LUKOJL». Burenie i neft’ (11): 52–56.

Lyubimov L. L. 2011. Chto meshaet nashej strane uluchshit’ kachestvo shkol’nogo obrazovaniya. Voprosy obrazovaniya (4): 11–26.

Milner B. Z. 2003. Kontseptsiya upravleniya znaniyami v sovremennykh organizatsiyakh. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 1 (1): 57–76.

Nestik T. А. 2014. Modeli upravleniya znaniyami v rossijskikh organizatsiyakh: sotsial’nopsikhologicheskij analiz. Sovremennye tekhnologii upravleniya (1). http://sovman.ru

Proekty v sfere obrazovaniya i nauki v Rossijskoj Federatsii. Federal’naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011–2015 gody. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. http://minobrnauki.rf

Razvitie sfery obrazovaniya i sotsializatsii v Rossijskoj Federatsii v srednesrochnoj perspektive. Doklad ekspertnoj gruppy. 2012. Voprosy obrazovaniya (1): 6–58.

Ukazy prezidenta v sfere obrazovaniya i nauki v Rossijskoj Federatsii. Natsional’naya obrazovatel’naya initsiativa «Nasha novaya shkola». Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. http://minobrnauki.rf/dokumenty/1450

Ushakov K. M. 2014. Diagnostika real’noj struktury obrazovatel’noj organizatsii. Voprosy Obrazovaniya (4): 247–260.

Yadov V. А. 1972. Sotsiologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody. M.: Nauka.

Загрузки

Опубликован

27.06.2014

Как цитировать

Сергеева, А. В., & Андреева, Т. Е. (2014). Как управленческие практики влияют на обмен знаниями между сотрудниками? Результаты исследования в средних школах. Российский журнал менеджмента, 12(2), 67–98. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/214

Выпуск

Раздел

Новые исследования