Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менеджменте

Авторы

  • Юрий Витальевич Веселов Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
  • Андрей Алексеевич Липатов Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

Аннотация

В социологии, психологии, экономике и менеджменте уже многое сделано для изучения феномена доверия. В данной статье рассматриваются методологические основания исследования доверия: институциональный подход в теории новой институциональной экономики, сетевой метод новой экономической социологии и концепция трансакционных и социальных издержек в применении к исследованию доверия в организации. Также рассмотрены теоретические дискуссии о доверии, ведущиеся между социологами и экономистами. Авторами сделана попытка охарактеризовать природу и сущность доверия в организации, его структурные компоненты и связи с социальными отношениями обмена внутри организации.

Ключевые слова:

доверие, организационное доверие, объяснительные модели, социальный обмен, социальные издержки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Акерлоф Дж. 1994. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм. Пер. с англ. THESIS (5): 91–104.

Аоки К., Леннерфорс Т. 2013. Новые кэйрэцу: бизнес на доверии. Пер. с англ. Harvard Business Review — Russia (11): 90–95. http://hbr-russia.ru/liderstvo/delovye-svyazi/a13023/ (дата обращения: 17.11.2015).

Белянин А. 2013. Доверять выгодно. Harvard Business Review — Russia (7–8). http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/reputatsiya/a11624/ (дата обращения: 17.11.2015).

Будон Р. 1998. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. Пер. с фр. М.: Аспект Пресс.

Бьюкенен Дж. 1997. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. Фонд экономической инициативы. М.: Таурус Альфа.

Веблен Т. 2016. Теория праздного класса: экономическое исследование институтов. Пер. с англ. М.: Либроком.

Веселов Ю. В. 2011. Доверие и справедливость. М.: Аспект Пресс.

Веселов Ю. В., Кашин А. Л. (ред.). 2012. Экономическая социология: теория и история. СПб.: Нестор-История.

Гордеева А. А., Клецина А. А., Конева А. Ю., Орлова А. В., Чижевская Э. В. 2008. Управление НКО: ставка на доверие. СПб.: Центр развития некоммерческих организаций.

Гудков Л. 2012. «Доверие» в России: смысл, функции, структура. Вестник общественного мнения (2): 8–48.

Гуниа Б., Бретт Ж., Нандкеоляр А. 2013. Переговоры: измеряйте пульс доверия. Пер. с англ. Harvard Business Review — Russia (1–2). http://hbr-russia.ru/lichnayaeffektivnost/peregovory/a11449/ (дата обращения: 17.11.2015).

Дементьев В. Е. 2004. Доверие — фактор функционирования и развития современной рыночной экономики. Российский экономический журнал (8): 46–65.

Йохо С. 2013. Связь поколений: почему семейные компании прибыльнее. Пер. с англ. Forbes. http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/241660-svyaz-pokolenii-pochemu-semeinye-kompanii-pribylnee (дата обращения: 16.02.2015).

Качанер Н., Сталк Дж., Блок А. 2012. Семейные фирмы большому бизнесу. Пер. с англ. Harvard Business Review — Russia (12): 81–86.

Корнаи Я. 2003. Честность и доверие в переходной экономике. Вопросы экономики (9): 4–17.

Коулман Дж. С. 2004. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора. Пер. с англ. В сб.: Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. Сост. и науч. ред. В. В. Радаев. М.: РОССПЭН.

Купрейченко А. Б., Мерсиянова И. В. (ред.). 2013. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ.

Липатов А. А. и др. 2015. Правильное общество. СПб.: Питер.

Ляско А. 2003. Межфирменное доверие и шумпетерианские инновации. Вопросы экономики (11): 27–40.

Маршалл А. 1993. Принципы экономической науки. Т. 1. Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс.

Мильнер Б. З. 2012. Теория организации. Глава «Доверие в организации». М.: ИНФРА-М.

Минина В. Н. 2012. Организационное доверие как неосязаемый актив компании: проблема измерения. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (2): 107–130.

Найт Ф. 1994. Понятие риска и неопределенности. Пер. с англ. THESIS (5): 12–28.

Найяр В. 2013. Доверьтесь поколению «игрек». Пер. с англ. Harvard Business Review — Russia (10). http://hbr-russia.ru/upravlenie/upravlenie-personalom/a12552/ (дата обращения: 17.11.2015).

Радаев В. 2012. О доверии: классовом и личном. Harvard Business Review — Russia (10). http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/obshchestvennye-instituty/a11427/ (дата обращения: 17.11.2015).

Саймон Г. А. 1993. Рациональность как процесс и продукт мышления. Пер. с англ. THESIS (3): 16–38.

Сасаки М. 2014. Семейная социализация и переживание предательства: кросс-национальный анализ доверия. Социологические исследования (2): 10–24.

Сафина Д. М. 2005. Доверие в организации. Ученые записки Казанского государственного университета 147 (кн. 3): 196–203.

Хиггинс Р. 2005. Отношения с инвесторами: передовой опыт. Пути создания акционерной стоимости. Глава «Стратегическое доверие». Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер.

Шо Р. Б. 2000. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность, проявление заботы. Пер. с англ. М.: Дело.

Элиас Н. 2001. Общество индивидов. Пер. с англ. М.: Праксис.

Эрроу К. 1994. Восприятие риска в психологии и экономической науке. Пер. с англ. THESIS (5): 81–90.

Яхонтова Е. С. 2004. Оценка доверия в контексте управления персоналом. Социологические исследования (9): 117–121.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Adams M. 2014. Three ways to build customer trust. Forbes (April, 22). http://www.forbes.com (accessed: 17.11.2015).

Bibb S., Kourdi J. 2007. A Question of Trust: The Crucial Nature of Trust in Business, Work & Life — And How to Build It. Cyan / Marshall Cavendish Corporation.

Botsman R. 2015. The changing rules of trust in the digital age. Harvard Business Review (October). https://hbr.org/2015/10/the-changing-rules-of-trust-in-the-digitalage (accessed: 17.11.2015).

Coleman J. 1990. Foundations of Social Theory. The Belknap Press of Harvard University Press: Cambridge, MA; London, England.

DeSteno D. 2014. Who can you trust? Harvard Business Review (March). https://hbr.org/2014/03/who-can-you-trust (accessed: 17.11.2015).

De Cremer D. 2015. Understanding trust, in China and the West. Harvard Business Review (February). https://hbr.org/2015/02/understanding-trust-in-china-and-the-west (accessed: 17.11.2015).

Dietz G., Gillespie N. 2012. The Recovery of Trust: Case Studies of Organisational Failures and Trust Repair. The Institute of Business: London.

Furlong D. 1996. The Conceptualization of “Trust” In Economic Thought. University of Sussex. Institute of Development Studies: Brighton, England.

Galford R., Drapeau A. S. 2003. The enemies of trust. Harvard Business Review 81 (2): 88–95.

Gavett G. 2014. Why a quarter of Americans don’t trust their employers. Harvard Business Review (April). https://hbr.org/2014/04/why-a-quarter-of-americans-dont-trust-their-employers (accessed: 17.11.2015).

Giddens A. 1990. The Consequences of Modernity. Polity Press: Cambridge.

Glaeser E., Laibson D., Scheinkman J., Soutter Ch. 2000. Measuring trust. The Quarterly Journal of Economics 115 (3): 811–846.

Granovetter M. 1985. Economic action and social structure: The problem of embeddedness. American Journal of Sociology 91 (3): 481–510.

Granovetter M. 2005. Business groups and social organization. In: Smelser N., Swedberg R. (eds). Handbook of Economic Sociology. 2nd ed. Russell Sage Foundation and Princeton University Press; 429–450.

Hall C., Astrachan J. 2015. Study: customers really do trust family businesses more. Harvard Business Review (April). https://hbr.org/2015/04/study-customers-reallydo-trust-family-businesses-more (accessed: 17.11.2015).

Hope-Hailey V., Kelliher C., Farndale E. 2010. Trust in turbulent times: Organisational change and the consequences for intra-organisational trust. In: Lewicki R., Saunders M., Skinner D. (eds). Organisational Trust: A Cultural Perspective. Cambridge University Press.

Humphrey J., Schmitz H. 1996. Trust and Economic Development. Mimeo, Institute of Development Studies, University of Sussex.

Hurley R. 2012. The Decision to Trust: How Leaders Create High-Trust Organizations. Jossey-Bass: San Francisco.

Kramer R. M., Pittinsky L. M. 2012. Restoring Trust in Organizations and Leaders: Enduring Challenges and Emerging Answers. Oxford University Press: N. Y.

Lioukas C., Reuer J. 2015. Isolating trust outcomes from exchange relationships: Social exchange and learning benefits of prior ties in alliances. Academy of Management Journal 58 (6): 1826–1847.

Luhmann N. 1988. Familiarity, confidence, trust: Problems and alternatives. In: Gambetta D. (ed.). Trust: Making and Breaking Cooperative Relations. Basil Blackwell: Oxford; N. Y.; 94–107

Lundmark S., Gilljam M., Dahlberg S. 2015. Measuring generalized trust: An examination of question wording and the number of scale points. Public Opinion Quarterly (fortcoming).

Mayer R. C., Davis J. H., Schoorman F. D. 1995. An integrative model of organizational trust. Academy of Management Review 20 (3): 709–734.

Mises L., von. 1966. The Human Action. Contemporary Books: Chicago.

Molm L. D., Takahashi N., Peterson G. 2000. Risk and trust in social exchange: An experimental test of a classical proposition. American Journal of Sociology 105 (5): 1396–1427.

Schoorman F. D., Mayer R. C., Davis J. H. 2007. An integrative model of organizational trust: Past, present, and future. Academy of Management Review 32 (2): 344–354.

Solomon R. C., Flores F. 2001. Building Trust In Business, Politics, Relationships, and Life. Oxford University Press: N. Y.

Starnes B. J., Truhon S. A., McCarthy V. 2009. Organizational Trust: Employee-Employer Relationships. ASQ Paper.

Stevenson B., Wolfers J. 2011. Trust in public institutions over the business cycle. American Economic Review 101 (3): 281–287.

Sztompka P. 1999. Trust: A sociological theory. Cambridge University Press: Cambridge.

Tapp L. 2002. Building trust between managers and directors. Ivey Business Journal (September/October). http://iveybusinessjournal.com/publication/building-trust-between-managers-and-directors/ (accessed: 05.09.2015).

Uslaner E. M. 2002. The Moral Foundations of Trust. Cambridge University Press: Cambridge.

Veselov Yu., Sinyutin M., Kapustkina E. 2016. Trust, Morality, and Markets: Rethinking Economy and Society via the Russian Case. Peter Lang: Frankfurt am Main.

Williamson O. E. 1993. Calculativeness, trust and economic organization. Journal of Law and Economics 36 (1): 453–486.

World Values Survey Wave 6: 2010–2014. http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (accessed: 05.09.2015).


Translation of references in Russian into English

Akerlof G. 1994. The market for “lemons”: Quality uncertainty and the market mechanism. Transl. from English. THESIS (5): 91–104.

Aoki K., Lennerfors T. 2013. New keiretsu: business on trust. Transl. from English. Harvard Business Review — Russia (11): 90–95. http://hbr-russia.ru/liderstvo/delovye-svyazi/a13023/ (accessed: 17.11.2015).

Belyanin A. 2013. Trust is profitable. Harvard Business Review — Russia (7–8). http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/reputatsiya/a11624/ (accessed: 17.11.2015).

Boudon R. 1998. La Place du Désordre: Critique des Théories du Changement Social. Transl. from French. M.: Aspekt Press.

Buchanan J. 1997. Collection of Papers. Transl. from English. Series “Nobel laureates in economics”. Vol. 1. Foundation economic initiative. M.: Taurus Alpha.

Veblen T. 2016. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. Transl. from English. M.: Librocom.

Veselov Yu. V. 2011. Trust and Justice. M.: Aspekt Press.

Veselov Yu. V., Kashin A. L. (eds). 2012. Economic Sociology: Theory and History. SPb.: Nestor-Istoriya.

Gordeeva A. A., Kletsina A. A., Koneva Yu., Orlova A. V., Chizhevskaya Eh. V. 2008. Management of NGOs: A Bet on Trust. SPb.: NGO Development Center.

Gudkov L. 2012. “Trust” in Russia: Meaning, functions, structure. Vestnik obshhestvennogo mneniya (2): 8–48.

Gunia B., Brett J., Nandkeolyar A. 2013 Negotiations: Measure the pulse of trust. Transl. from English. Harvard Business Review — Russia (1–2) http://hbr-russia.ru/lichnayaeffektivnost/peregovory/a11449/ (accessed: 17.11.2015).

Dementiev V. E. 2004. Trust: The factor of performance and development of a modern market economy. Rossijskij ekonomicheskij zhurnal (8): 46–65.

Yoho S. 2013. Generations link: Why family companies are more profitable. Transl. from English. Forbes. http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/241660-svyaz-pokolenii-pochemu-semeinye-kompanii-pribylnee (accessed: 16.02.2015).

Kachaner N., Stalk G., Block A. 2012. Fron family firms to big business. Transl. from English. Harvard Business Review — Russia (12): 81–86.

Kornai J. 2003. Honesty and trust in the light of the post-socialist transition. Transl. from English. Voprosy ekonomiki (9): 4–17.

Coleman J. S. 2004. Economic sociology from the viewpoint of the theory of rational choice. Transl. from English. In: The Western Economic Sociology: A Reader of Modern Classics. Ed. by V. V. Radaev. M.: ROSSPEN.

Kupreychenko A. B., Mersiyanova I. V. (eds). 2013. The Trust and Confidence In the Development of Civil Society. M.: Izdat. dom VSHE.

Lipatov A. A. et al. 2015. The Proper Society. SPb.: Piter.

Lyaschko A. 2003. Inter-firm trust and Schumpeterian innovation. Voprosy ekonomiki (11): 27–40.

Marshall A. 1993. Principles of Economics. Vol. 1. Transl. from English. M.: Progress-Univers.

Milner B. Z. 2012. Theory of the Organization. Chapter “Trust in the organization”. M.: INFRA-M.

Minina V. N. 2012. Organizational trust as an intangible asset of the company: The problem of measurement. Vestnik S.-Peterburgskogo un-ta. Seriya Menedzhment (2): 107–130.

Knight F. 1994. The meaning of risk and uncertainty. Transl. from English. THESIS (5): 12–28.

Nayar V. 2013. Trust in generation “y”. Transl. from English. Harvard Business Review — Russia (10) http://hbr-russia.ru/upravlenie/upravlenie-personalom/a12552/ (accessed: 17.11.2015).

Radaev V. 2012 On class and personal trust. Harvard Business Review — Russia (10). http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/obshchestvennye-instituty/a11427/ (accessed: 17.11.2015).

Simon G. A. 1993. Rationality as process and as product of thought. Transl. from English. THESIS (3) 16–38.

Sasaki M. 2014. Family socialization and the experience of betrayal: A cross-national analysis of trust. Sotsiologicheskie issledovaniya (2): 10–24.

Safina D. M. 2005. Trust in the organization. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta 147 (book 3): 196–203.

Higgins R. 2005. Best Practices in Global Investor Relations: The Creation of Shareholder Value (chapter “The Strategic Trust”). Transl. from English. M.: Alpina Publisher.

Shaw R. B. 2000. Trust In the Balance: Building Successful Organizations on Results, Integrity, and Concern. Transl. from English. M.: Delo.

Elias N. 2001. The Society of Individuals. Transl. from English. M.: Praxis.

Arrow K. 1994. Risk perception in psychology and economics. Transl. from English. THESIS (5): 81–90.

Yakhontova E. S. 2004. The rating of trust in the context of human resource management. Sotsiologicheskie issledovaniya (9): 117–121.

Загрузки

Опубликован

25.12.2015

Как цитировать

Веселов, Ю. В., & Липатов, А. А. (2015). Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менеджменте. Российский журнал менеджмента, 13(4), 85–104. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/177

Выпуск

Раздел

Обзоры