Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные

  • Татьяна Евгеньевна Андреева Институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия

Аннотация

В статье обсуждаются подходы к управлению персоналом в рамках различных теорий организационных изменений и представлены результаты эмпирического исследования особенностей управления персоналом в период организационных изменений в российских компаниях. Выявлено, что среди них наиболее распространен достаточно «жесткий» подход к управлению персоналом во время изменений, элементы которого в первую очередь направлены на конкретного работника. Анализ данных позволил также выделить методики управления персоналом, положительно влияющие на общую результативность программы изменений. Они не совпадают с наиболее часто используемыми и являются комбинацией «мягких» и «жестких» практик управления персоналом, ориентированных как на отдельного сотрудника, так и на взаимодействие внутри компании. Также сформулированы гипотезы о ситуационных факторах, определяющих выбор той или иной наиболее результативной методики.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Андреева Т. Е. 2001. Антикризисное управление персоналом в России (анализ результатов опроса 25 петербургских компаний). В сб.: Демин А. А., Катькало В. С. (ред.). Российский менеджмент: теория, практика, образование. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; 95–106.

Андреева Т. Е. 2004. Организационные изменения: сравнительный анализ основных концепций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (3): 33–50.

Андреева Т. Е. 2005. Методические аспекты эмпирического исследования организаций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (4): 42–63.

Бурмистров А., Трифильцева Н. 2003. Как организовать проведение изменений. Опыт предприятий Санкт-Петербурга. Top-Manager (2): 30–36.

Бурмистров А., Трифильцева Н., Орлов В. 2002. Заставлять или убеждать? Как предприятия Санкт-Петербурга преодолевают сопротивление организационным изменениям. Top-Manager (10): 9–19.

Грейнер Л. Е. 2002. Эволюция и революция в процессе роста организаций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (4): 76–94.

Друкер П. Ф. 1998. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс.

Ерохин Д. В., Скляр Е. Н. 2002. К вопросу управления сопротивлением изменениям системы управления промышленного предприятия. Менеджмент в России и за рубежом (4): 78–85.

Иванова Е. 2003. Как провести изменения и остаться в живых. Бизнес без проблем — Персонал (5): 49–55.

Ковалева Т. 2003. Можно ли измерить сопротивление изменениям? Персонал-Микс (6): 53–58.

Комаров Е. И. 1997. Управление изменениями. Управление персоналом (2): 18–23.

Кращенко Л. 2004. Противостояние. Карта российского консалтинга. Эксперт (7). http://old.expert.ru/expert/ratings/consult/04-07-10/konsult.htm

Магура М. 2003а. Как подготовить персонал к изменениям. Бизнес без проблем — Персонал (4): 7–12.

Магура М. 2003б. Человеческий фактор: его роль в преодолении кризиса. Управление персоналом (12): 37–39.

Наследов А. Д. 1999. Методы обработки многомерных данных в психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ.

Наследов А. Д. 2004. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь.

Николис Г., Пригожин И. 1990. Познание сложного. Введение. М.: Мир.

Романов Д. 2003. Правила укрощения обстоятельств. Бизнес без проблем — Персонал (4): 16–20.

Рюэгг-Штюрм Й. 1998а. Новая системная теория и внутрифирменные изменения. Проблемы теории и практики управления (5): 72–78.

Рюэгг-Штюрм Й. 1998б. Системно-конструктивистская «теория фирмы» и управление процессами глубоких изменений на предприятии. Проблемы теории и практики управления (6): 87–91.

Сараев В., Бурмистров А. 2003 «Управление успехом», или Как справиться с организационными изменениями. Управление компанией (6): 4–6.

Сидоренко Е. В. 1996. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь.

Солтицкая Т. А. 2003. Управленческое консультирование. Компендиум. СПб.: Факультет менеджмента СПбГУ.

Тарасенко В. В., Червоткина Р. В. (ред.) 2000. Самоорганизация и организация. М.: Московская сеть консультантов по организационному развитию.

Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. 2003. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (4): 133–185.

Тульчинский Г. 2001. Управление внутрифирменным сопротивлением. Персонал-Микс (2): 23–25.

Хентце Й., Каммель А. 1997. Как преодолеть противодействие запланированным организационным изменениям. Проблемы теории и практики управления (3): 70–75.

Хиценко В. Е. 2000. Эволюционный менеджмент. Менеджмент в России и за рубежом (1): 3–13.

Шилов С. 2001. Роль службы управления персоналом в осуществлении организационных изменений. Персонал-Микс (3): 29–32.

Широкова Г. В. 2003а. Курс «управление изменениями» в системе бизнес-образования. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (2): 174–207.

Широкова Г. В. 2003б. Подходы к проведению организационных изменений в российских компаниях. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (3): 76–95.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Adizes I. 1979. Organizational passages — diagnosing and treating lifecycle problems of organizations. Organizational Dynamics 8 (1): 3–25.

Black J. 2000. Fermenting change: Сapitalizing of the inherent change found in dynamic non–linear (or complex) systems. Journal of Organizational Change Management 13 (6): 520–525.

Burnes B. 1996. No such thing as ... a “one best way” to manage organizational change. Management Decision 34 (10): 11–18.

Dolan S. L., Garcia S., Auerbach A. 2003. Understanding and managing chaos in organizations. International Journal of Management 20 (1): 23–35.

Dooley K., Van de Ven A. 1999. Explaining complex organizational dynamics. Organization Science 10 (3): 358–372.

Gupta A., Govindarajan V. 1984. Business unit strategy, managerial characteristics and business unit effectiveness at strategy implementation. Academy of Management Journal 27 (1): 25–41.

Lewin K. 1951. Field Theory in Social Sciences. Harper & Row: N. Y.

Pichault F., Schoenaers F. 2003. HRM practices in a process of organizational change: A contextualist perspective. Applied Psychology: An International Review 52 (1): 120–143.

Romanelli E., Tushman M. 1994. Organizational transformation as punctuated equilibrium: An empirical test. Academy of Management Journal 37 (5): 1141–1166.

Sevier R. 2003. Overcoming internal resistance to change. University Business 6 (7): 23–24.

Stace D., Dunphy D. 1991. Beyond traditional paternalistic and developmental approaches to organizational change and human resource strategies. International Journal of Human Resource Management 2 (3): 263–283.

Thietart R., Forgues B. 1995. Chaos theory and organization. Organization Science 6 (1): 19–31.

Tushman M., Newman W., Romanelli E. 1986. Convergence and upheaval: Managing the unsteady pace of organizational evolution. California Management Review 29 (1): 29–44.

Weick K. 1998. Improvisation as a mindset for organizational analysis. Organization Science 9 (5): 543–555.

Weick K., Quinn R. 1999. Organizational change and development. Annual Review of Psychology 50: 361–386.
Опубликован
2006-06-20
Как цитировать
Андреева, Т. (2006). Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные. Российский журнал менеджмента, 4(2), 25–48. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/661
Раздел
Новые исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)