Особенности мотивации работников интеллектуального труда: первичные результаты исследования

  • Татьяна Евгеньевна Андреева Институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия https://orcid.org/0000-0002-4045-7254

Аннотация

В современной литературе утверждается, что структура мотивов работников интеллектуального труда существенно отличается от структуры мотивов других работников, однако эмпирические исследования по этому вопросу практически не проводились. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, призванного выяснить, какие же мотивы наиболее значимы для работников интеллектуального труда и действительно ли они существенно отличаются от мотивов традиционной рабочей силы. Результаты исследования позволяют сформулировать ряд рекомендаций по повышению эффективности управления работниками интеллектуального труда.

Ключевые слова:

мотивация работников, работники интеллектуального труда, работники физического труда

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Андреева Т. Е. 2007. Работник интеллектуального труда: подход к определению. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (4): 32–49.

Вальтух К. К. 1996. Информационная теория стоимости. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН.

Галажинский Э. В. 2006. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности. Сибирский психологический журнал (24): 70–76.

Завьялова Е. К., Денисов А. Ф. 2008. Особенности управления персоналом интеллектуально-емких компаний. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Психология. Социология. Педагогика (4): 381–399.

Зубова Л. Г. 1998. Ценности и мотивация научного труда. М.: ЦИСН.

Ильин Е. П. 2000. Мотивация и мотивы. СПб: Питер.

Иноземцев В. Л. 2000a. Информационная экономика и трансформация собственности. Финансист (7): 49–51.

Иноземцев В. Л. 2000б. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос.

Иноземцев В. Л. 2000в. Класс интеллектуалов в постиндустриальном обществе. Cоциологические исследования (6): 67–77.

Коростылева Л. А. 2000. Уровни самореализации личности. В: Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. СПб.

Кочеткова А. 2005. Мотивация творческого персонала. Бизнес-журнал (24). http://offline.business-magazine.ru/

Маслоу А. 2003. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер.

Михнева С. Г. 2001. Рынок труда: методологические и теоретические основы по знания (системно-эволюционный подход). Волгоград: Волгоградский государственный технический университет.

Монди У. Р., Ноу Р. М., Премо Ш. Р. 2004. Управление персоналом. Пер. с англ. СПб.: Издат. дом «Нева».

Рогова Г. И. 2008. Влияние мотивации специалиста на результативность труда и уровень профессионального развития. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России (4): 229–232.

Хлюнева М. В., Звезденков А. А., Верхоглазенко В. Н. 1998. Пирамида Маслоу плюс или когда бесспорное стало сомнительным. Менеджмент в России и за рубежом (5): 23–27.

Шкаратан О. И., Инясевский С. А., Любимова Т. С. 2008. Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда. Общественные науки и современность (1): 5–27.

Ярошевский М. Г. 1971. О внешней и внутренней мотивации научного творчества. В сб.: Ярошевский М. Г. (ред.). Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука; 204–224.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Bartol K. M., Williamson I. O., Langa G. A. 2006. Gender and professional commitment among IT professionals: The special case of female newcomers to organizations. In: McGrath C. J., Aspray W. (eds.). Women and Information Technology: Research on Under-Representation. MIT Press.

Becker B., Gerhart B. 1996. The impact of human resource management on organizational performance: Progress and prospects. Academy of Management Journal 39 (4): 779–801.

Benson J., Brown M. 2007. Knowledge workers: What keeps them committed; what turns them away. Work, Employment & Society 21 (1): 121–141.

Blackler F. 1995. Knowledge, knowledge work and organizations: An overview and interpretation. Organization Studies 16 (6): 1020–1046.

Brelade S., Harman C. 2003. Knowledge workers want to reap rewards. Strategic HR Review 2 (2): 18–21.

Brenner P. M. 1999. Motivating knowledge workers: The role of the workplace. Quality Progress 32 (1): 33–37.

Darr A., Warhurst C. 2008. Assumptions, as sertions and the need for evidence: Debugging debates about knowledge workers. Current Sociology 56 (1): 25–45.

Davenport T. H. 2005. Thinking for a Living: How to Get Better Performances And Results from Knowledge Workers. Harvard Business School Press: Boston, MA.

Drucker P. F. 1959. The Landmarks of Tomorrow. Heinemann: London.

Drucker P. F. 1999. Knowledge-worker productivity: The biggest challenge. California Management Review 41 (2): 79–94.

Drucker P. F. 2002. Managing in the Next Society. Butterworth Heinemann: Oxford.

Dunkin R. 2003. Motivating knowledge workers: Lessons to and from the corporate sector. Higher Education Management & Policy 15 (3): 41–49.

Fleming P., Harley B., Sewell G. 2004. A little knowledge is a dangerous thing: Getting below the surface of the growth of ‘knowledge work’ in Australia. Work, Employment and Society 18 (4): 725–747.

Flood P. C., Turner T., Ramamoorthy N., Pearson J. 2001. Causes and consequences of psychological contracts among knowledge workers in the high technology and financial services industries. International Journal of Human Resource Management 12 (7): 1152–1165.

Grant R. M. 1996. Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal 17 (Winter special issue): 109–122.

Hendriks P., Sousa C. 2006. Motivation for knowledge work. In: Schwartz D. G. (ed.). Encyclopedia of Knowledge Management. Idea Group Publishing: Hershey, PA; 656–664.

Hislop D. 2008. Conceptualizing knowledge work utilizing skill and knowledge-based concepts: The case of some consultants and aervice engineers. Management Learning 39 (5): 579–596.

Horwitz F. M., Heng C. T., Quazi H. A. 2003. Finders, keepers? Attracting, motivating and retaining knowledge workers. Human Resource Management Journal 13 (4): 23–44.

Horwitz F. M., Heng C. T., Qiiazi H. A., Nonkwelo C., Roditi D., van Eck P. 2006. Human resource strategies for managing knowledge workers: An Afro-Asian comparative analysis. International Journal of Human Resource Management 17 (5): 775–811.

Johnson R. A., Hill W. A. 1963. Management’s dilemma — professional employee. California Management Review 5 (3): 37–46.

Joseph R. 2005. The knowledge worker: A me taphor in search of a meaning? In: Rooney D., Hearn G., Ninan A. (eds.). Handbook on the Knowledge Economy. Edward Elgar Publishing: Cheltenham; 245–254.

Kelloway K., Barling J. 2000. Knowledge work as organizational behaviour. International Journal of Management Reviews 2 (3): 287–304.

Kubo I., Saka A. 2002. An inquiry into the motivations of knowledge workers in the Japanese financial industry. Journal of Knowledge Management 6 (3): 262–271.

Lee T. W., Maurer S. D. 1997. The retention of knowledge workers with the unfolding model of voluntary turnover. Human Resource Management Review 7 (3): 247–275.

Manolopoulos D. 2006. What motivates R&D professionals? Evidence from decentralized laboratories in Greece. International Journal of Human Resource Management 17 (4): 616–647.

Marks A., Baldry C. 2009. Stuck in the middle with who? The class identity of knowledge workers. Work, Employment & Society 23 (1): 49–65.

May T. Y.-M., Korczynski M., Frenkel S. J. 2002. Organizational and occupational commitment: Knowledge workers in large corporations. Journal of Management Studies 39 (6): 775–801.

Miller D. B. 1977. How to improve the performance and productivity of the knowledge worker. Organizational Dynamics 5 (3): 62–80.

Miller R. 2002. Motivating and managing knowledge workers. KM Review 5 (1): 16–20.

Mollenhoff D. V. 1977. How to measure work by professionals. Management Review 66 (11): 39-43.

Nonaka I. 1991. The knowledge-creating company. Harvard Business Review 69 (6): 96–104.

Osterloh M., Frost J., Frey B. S. 2002. The dynamics of motivation in new organizational forms. International Journal of the Economics of Business 9 (1): 61–77.

Paton S. 2009. Cutting through the confusion of contemporary work. Journal of Knowledge Management 13 (1): 88–97.

Pyöriä P. 2005. The concept of knowledge work revisited. Journal of Knowledge Management 9 (3): 116–127.

Rajan A., Lank E., Chapple K. 1998. Good Practices in Knowledge Creation and Exchange. Create: Tunbridge Wells.

Romer P. M., Kurtzman J. 2004. The knowledge economy. In: Holsapple С. W. (ed.). Handbook on Knowledge Management. Vol. 1: Knowledge Matters. Springer: N. Y.; 73–87.

Ramirez Y. W., Nembhardt D. A. 2004. Measuring knowledge worker productivity. Journal of Intellectual Capital 5 (4): 602–628.

Ramirez Y. W., Steudel H. J. 2008. Measuring knowledge work: The knowledge work quantification framework. Journal of Intellectual Capital 9 (4): 564–584.

Ryan R. M., Deci E. L. 2000. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology 25 (1): 54–67.

Scarbrough H. 1999. Knowledge as work: Conflicts in the management of knowledge workers. Technology Analysis & Strategic Management 11 (1): 5–16.

Schultze U. 2003. On knowledge work. In: Holsapple C. W. (ed.). Handbook on Knowledge Management. Springer: N. Y.; 43–58.

Sewell G. 2005. Nice work? Rethinking managerial control in an era of knowledge work. Organization 12 (5): 685–704.

Starbuck W. H. 1997. Learning by knowledge-intensive firms. In: Prusak L. (ed.). Knowledge in Organizations. Butterworth-Heinemann; 147–176.

Swart J., Purcell J., Kinnie N. 2006. Knowledge Work and New Organizational Forms: HRM Challenge. University of Bath Working paper No. 05.

Tampoe M. 1993. Motivating knowledge workers—the challenge for the 1990s. Long Range Planning 26 (3): 49–55.

Thomas B. E., Baron J. P. 1994. Evaluating Knowledge Worker Productivity: Literature Review. USACERL Interim Report. FF-94/27. http://www.cecer.army.mil/kws/tltoc.htm

Thompson M., Heron P. 2005. The difference a manager can make: Organizational justice and knowledge worker commitment. International Journal of Human Resource Management 16 (3): 383–404.

Timonen H., Paloheimo K.-S. 2008. The emergence and diffusion of the concept of knowledge work. Electronic Journal of Knowledge Management 6 (2): 177–190.

Tsoukas H., Vladimirou E. 2001. What is organizational knowledge? Journal of Management Studies 38 (7): 973–993.

Wuthnow R., Shrum W. 1983. Knowledge workers as a «new class». Work & Occupations 10 (4): 471–487.
Опубликован
2010-06-16
Как цитировать
Андреева, Т. (2010). Особенности мотивации работников интеллектуального труда: первичные результаты исследования. Российский журнал менеджмента, 8(2), 47–68. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/359
Раздел
Новые исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)