Применимость модели создания знаний SECI в российском культурном контексте: теоретический анализ

  • Татьяна Евгеньевна Андреева Институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия https://orcid.org/0000-0002-4045-7254
  • Ирина Александровна Ихильчик Институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия

Аннотация

Несмотря на то что влияние национальной культуры на эффективность прикладных решений в сфере управления знаниями признано большинством исследователей, до сих пор открыт базовый вопрос о том, подвержены ли влиянию культуры широко используемые теории и модели процессов управления знаниями. Модель SECI, предложенная Нонакой и Такеучи и выбранная нами для анализа, популярна среди исследователей и практиков управления знаниями, и ее создатели уверенно заявляют об универсальности своей разработки (т. е. о возможности эффективного использования модели в любом культурном контексте). Однако авторы ряда публикаций не согласны с этим утверждением. Немаловажно, что модель SECI в существующем виде трудно поддается эмпирической проверке, что, соответственно, усложняет и ее критическое обсуждение. Целью настоящей работы является развитие дискуссии о культурных пределах применимости данной модели SECI через ее операционализацию для дальнейших эмпирических исследований, а также определение возможностей и ограничений ее использования в российском культурном контексте.

Ключевые слова:

управление знаниями, модель SECI, кросс-культурные аспекты, российский культурный контекст

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Андреева Т. Е., Гутникова Т. Ю. (науч. ред.). 2009. Управление знаниями: Хрестоматия. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента».

Андреева Т. Е., Расков В. Е. 2006. Создание знаний как условие долгожительства компании. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (3): 140–151.

Арджирис К. 2004. Организационное научение. М.: ИНФРА-М.

Иноземцев В. Л. 2000. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос.

Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. 2007. Микроэкономика знаний. М.: Экономика.

Мариничева М. 2008. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. М.: Альпина Бизнес Букс.

Мильнер Б. З. 2006. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело.

Нонака И., Такеучи Х. 2003. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских компаниях. М.: Олимп-Бизнес.

Сенге П. 2003. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Andreeva T. 2008. Can organizational change be planned and controlled? Evidence from Russian companies. Human Resource Development International 11 (2): 119–134.

Andreeva T. 2009a. Tensions between knowledge creation and knowledge sharing: Individual preferences of employees in knowledge-intensive organizations. In: Kociat kiewicz J., Jemielniak D. (eds.). Handbook of Research on Knowledge-Intensive Organizations. Chapter XXVIII. Information Science Reference: Hershey/N. Y.; 459–476.

Andreeva T. 2009b. Knowledge Exchange As a Success Factor. An Example of the OAO Mekhanobr-Tekhnika Research Corporation. ECCH Case Study, registration no. 909-001-1.

Ang Z., Massingham P. 2007. National culture and the standardization versus adaptation of knowledge management. Journal of Knowledge Management 11 (2): 5–21.

Ardichvili A., Cardozo R. N., Gasparishvili A. 1998. Leadership styles and management practices of Russian entrepreneurs: Implications for transferability of Western HRD interventions. Human Resource Development Quarterly 9 (2): 145–155.

Bhagat R. S. et al. 2002. Cultural variations in the cross-border transfer of organizational knowledge: An integrative framework. Academy of Management Review 27 (2): 204–221.

Boyacigiller N. A., Adler N. J. 1991. The parochial dinosaur: Organizational science in a global context. Academy of Management Review 16 (2): 262–290.

Chuan L., Wen-Jung Ch. 2005. The effects of internal marketing and organizational culture on knowledge management in the information technology industry. International Journal of Management 22 (4): 661–672.

Couto J. P., Vieira J. C. 2004. National culture and research and development activities. Multinational Business Review 12 (1): 19–35.

DeLong D. W., Fahey L. 2000. Diagnosing cultural barriers to knowledge management. Academy of Management Executive 14 (4): 113–127.

Elenkov D. S. 1998. Can American management concepts work in Russia? A cross-cultural comparative study. California Management Review 40 (4): 133–156.

Fey C. F., Denison D. 2003. Organizational culture and effectiveness: Can American theory be applied in Russia? Organization Science 14 (6): 686–706.

Fey C. F., Nordahl C., Zatterstrom H. 1999. Organizational culture in Russia: The secret to success. Business Horizons 42 (6): 47–55.

Glisby M., Holden N. 2003. Contextual constraints in knowledge management theory: The cultural embeddedness of Nonaka’s knowledge-creating company. Knowledge & Process Management 10 (1): 29–36.

Gourlay S. 2003. The SECI Model of Knowledge Creation: Some Empirical Shortcomings. 4th European Conference on Knowledge Management, 18–19 September 2003, Oxford, UK. http://myweb.tiscali.co.uk/sngourlay/publications.htm

Grant R. M. 1996. Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal 17 (Winter special issue): 109–122.

Gurkov I., Zelenova O. 2007. Human Resource Management in Russia. http://www.gurkov.ru

Hall E. T. 1959. The Silent Language. Doubleday: N. Y.

Hofstede G. 1980. Motivation, leadership and organization: Do American theories apply abroad? Organizational Dynamics 9 (1): 42–63.

Hofstede G. 1996. An American in Paris: The influence of nationality on organization theories. Organization Studies 17 (3): 525–537.

Hofstede G. 2001. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. 2nd ed. Sage: Thousand Oaks, CA.

Holden N. J. 2002. Cross-cultural Management: A Knowledge Management Perspective. Prentice-Hall: Englewood Cliffs, NJ.

Holt D. H., Ralston D. A., Terpstra R. H. 1994. Constraints on capitalism in Russia: The managerial psyche, social infrastructure, and ideology. California Management Review 36 (3): 124–141.

House J. et al. 2004. Culture, Leadership, and Organizations. The GLOBE Study of 62 Societies. Sage: Thousand Oaks, CA.

Javidan M., Stahl G. K., Brodbeck F., Wilderom C. 2005. Cross-border transfer of knowledge: Cultural lessons from Project GLOBE. Academy of Management Executive 19 (2): 59–76.

Kayworth T., Leidner D. 2004. Organizational culture as a knowledge resource. In: Holsapple C. W. (ed.). Handbook on Knowledge Management 1: Knowledge Matters. Springer-Verlag: Berlin, Germany; 235–252.

Kets De Vries M. F. R. 2000. A journey into the “Wild East”: Leadership style and organizational practices in Russia. Organizational Dynamics 28 (4): 67–82.

King W. R. 2007. A research agenda for the relationships between culture and knowledge management. Knowledge & Process Management 14 (3): 226–236.

May R., Young C. B., Ledgerwood D. 1998. Lessons from Russian human resource management experience. European Management Journal 16 (4): 447–459.

May R. C., Puffer S. M., McCarthy D. J. 2005. Transferring management knowledge to Russia: A culturally based approach. Academy of Management Executive 19 (2): 24–35.

McDermott R., O’Dell C. 2001. Overcoming culture barriers to sharing knowledge. Journal of Knowledge Management 5 (1): 76–85.

Michailova S., Husted K. 2003. Knowledge-Sharing hostility in Russian firms. California Management Review 45 (3): 59–77.

Michailova S., Hutchings K. 2006. National cultural influences on knowledge sharing: A comparison of China and Russia. Journal of Management Studies 43 (3): 383–405.

Nonaka I. H., Takeuchi H. 1995. The Knowledge-creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press: N. Y.; Oxford.

Osland J. S., Bird A. 2000. Beyond sophisticated stereotyping: Cultural sense-making in context. Academy of Management Executive 14 (1): 65–80.

Ralston D. A., Holt D. H., Terpstra R. H., Yu K. C. 1997. The impact of national culture and economic ideology on managerial work values: A study of the United States, Russia, Japan and China. Journal of International Business Studies 28 (1): 177–207.

Rice J., Rice B. 2002. The applicability of the SECI model to multi-organizational endeavours: An integrative framework. International Journal of Organizational Behaviour 9 (6): 671–682.

Schein E. 1992. Organizational Culture and Leadership. Jossey-Bass Publishers: San Francisco, CA. Schumpeter J. A. 1934. The Theory of Economic Development. Harvard University Press: Cambridge, MA.

Shane S. 1993. Cultural influences on national rates of innovation. Journal of Business Venturing 8 (1): 59–74.

Shekshnia S. 1994. Managing people in Russia: Challenges for foreign investors. European Management Journal 12 (3): 298–305.

Shekshnia S. 2004. The Three Faces of Peter the Great — Leadership Lessons from the St. Petersburg’s Founder. INSEAD Working Papers. INSEAD.

Takeuchi H. 2001. Towards a universal concept of knowledge management. In: Nonaka I., Teece D. (eds.). Managing Industrial Knowledge. Sage: London; 315–329.

Veiga J. F., Yanouzas J. N., Buchholtz A. K. 1995. Emerging cultural values in Russia: What will tomorrow bring? Business Horizons 38 (4): 20–27.

Von Krogh G., Ichijo K., Nonaka I. 2000. Enabling Knowledge Creation. Oxford University Press: N. Y.

Weir D., Hutchings K. 2005. Cultural embeddedness and contextual constraints: Knowledge sharing in Chinese and Arab cultures. Knowledge & Process Management 12 (2): 89–98.

Zhu Z. 2004. Knowledge management: Towards a universal concept or cross-cultural contexts? Knowledge Management Research & Practice 2 (2): 67–79.
Опубликован
2009-09-11
Как цитировать
Андреева, Т., & Ихильчик, И. (2009). Применимость модели создания знаний SECI в российском культурном контексте: теоретический анализ. Российский журнал менеджмента, 7(3), 3–20. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/412
Раздел
Новые исследования