Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы

  • Сергей Ростиславович Филонович Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-8215-9132

Аннотация

В статье дан аналитический обзор развития теории лидерства в менеджменте. Показаны взаимосвязи основных моделей лидерства и историческая обусловленность их появления. Предложена схема «картирования» теорий лидерства, позволяющая оценить степень разработанности конкретных направлений. Сформулирована гипотеза об основных направлениях изучения лидерства в ближайшие годы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Байхем В. С., Смит О. Б., Пизи М. Дж. 2002. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать в организации талантливых руководителей. М.: Вильямс.

Беляцкий Н. П. 2002. Менеджмент. Основы лидерства. Минск: Новое знание.

Зуб А. Т., Смирнов С. Г. 1999. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье.

Карделл Ф. 2000. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь.

Кристофер Э., Смит Л. 2002. Тренинг лидерства. СПб.: Питер.

Кэ де Ври М. 2003. Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта. М.: Альпина Паблишер. (В оригинале книга имеет другой подзаголовок: A User’s Manual for the Human Enterprise.)

Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. По материалам американских исследований. 1997. Дубна: Феникс.

Лютенс Ф. 1999. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М.

Максвелл Д. 2001. 21 неопровержимый закон лидерства. Минск: Попурри.

Менегетти А. 2001. Психология лидера. 3-е изд. М.: Онтопсихология.

Нефф Т. Д., Ситрин Д. М. 2003. Уроки лидеров. М.: Изд-во АСТ.

Осипов Г. В. 1995. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН.

Робертс У. 2002. Секреты лидерства гунна Аттилы. М.: Изд. дом «Эт Сетера».

Слейтер Р. 2000. Стань лучшим или проиграешь. 31 секрет лидерства от Джека Уэлча. М.: Лори.

Стаут Л. 2002. Лидерство: от загадок к практике. М.: Добрая книга.

Тичи Н., Деванна М. А. 1990. Лидеры реорганизации. М.: Экономика. (В оригинале рассчитывая лишь на лидеров-самородков, выиграть объявленную в современном бизнесе «войну за таланты» невозможно. Книга называется «Transformational Leadership».)

Трейси Б. 2003. Цель — абсолютное лидерство. Ключ к успешному руководству и организации. М.: Интерэксперт.

Фарсон Р. 2001. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. М.: София.

Филонович С. Р. 1996. Global Leadership Program как модель обучения действием. Менеджмент (4): 49-59.

Хесселбейн Ф., Голдсмит М., Сомервилл А. 2001. Лидерство без границ. М.: Альпина Паблишер.

Хэнди Ч. 2001. Время безрассудства. СПб.: Питер.

Яхонтова Е. С. 2002. Эффективность управленческого лидерства. М.: Теис.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Adizes I. 1988. Corporate Lifecycles: How and Why Corporations Grow and Die and What to Do about It. Prentice Hall: Englewood Cliffs, N. J.

Adizes I. 1999. Managing Corporate Lifecycles. Prentice Hall: Englewood Cliffs, N. J.

Adler N. 1991. International Dimensions of Organizational Behavior. 2nd ed. PWS-Kent: Boston.

Bennis W. G., Thomas R. J. 2002. Geeks and Geezers: How Era, Values, and Defining Moments Shape Leaders. Harvard Business School Press: Boston.

Bjerke B. 2000. Business Leadership and Culture: National Management Styles in the Global Economy. Edward Elgar Publishing.

Blake R. R., Mouton J. S. 1964. The Managerial Grid. Gulf: Houston.

Bradfort D. L., Cohen A. R. 1998. Power Up: Transforming Organizations Through Shared Leadership. Jossey-Bass: San-Francisco.

Burrow P. 2003. Backfire: Carly Fiorina’s High-Stake Battle for the Soul of Hewlett-Packard. John Wiley & Sons: Hoboken, N. J.

Cashman K. 2001. Leadership from the Inside Out. Executive Excellence Publishing: Provo, UT.

Charan R., Drotter S., Noel J. 2001. The Leadership Pipeline: How to Build the Leadership-Powered Company. Jossey-Bass: San Francisco.

Dansereau F., Cashman J., Graen G. 1973. Instrumentality theory and equity theory as complementary approaches in predicting the relationship of leadership and turnover among managers. Organizational Behavior and Human Performance 8 (5): 184-200.

Dotlich D. L., Cairo P. C. 2002. Unnatural Leadership: Going against Intuition and Experience to Develop Ten New Leadership Instincts. Jossey-Bass: San Francisco.

Fenn R. D., Dinkins R. S., Miller D. Gaining Competitive Advantage with Shared Leadership Teams. http://www.flexstudy.com

Fiedler F. E. 1967. A Theory of Leadership Effectiveness. McGraw-Hill: N. Y.

Fiedler F. E., Garcia J. E. 1987. New Approaches to Effective Leadership: Cognitive Resources and Performance. John Wiley & Sons: N. Y.

Fisher R., Sharp A. 1998. Lateral Leadership: Gone When You Are Not the Boss. HarperColins Business: London.

Gerstner L. V. 2002. Who Says Elephants Can’t Dance? Inside IBM’s Historic Turn-around. Harper Business: N. Y.

Goldsmith M., Govindarajan V., Kaye B., Vicere A. A. (eds). 2002. The Many Facets of Leadership. Financial Times, Prentice Hall: Upper Saddle River, N. J.

Goleman D. 1995. Emotional Intelligence. Bantam Books: N. Y.

Goleman D. 1998. What makes a leader. Harvard Business Review 76 (6): 92-105.

Goleman D. 2000. Leadership that gets results. Harvard Business Review 78 (2): 78-94.

Goleman D., Boyatzis R., McKee A. 2001. Primal leadership: The hidden driver of great performance. Harvard Business Review 79 (12): 42-51.

Graen G., Schiemann W. 1978. Leadermember agreement: A vertical dyad approach. Journal of Applied Psychology 63 (April): 206-212.

Greiner L. 1972. Evolution and revolution as organizations grow. Harvard Business Review 50 (4): 37-46.

Hampden-Turner C., Trompenaars A. 1993. The Seven Cultures of Capitalism. Doubleday: N. Y.

Hampden-Turner C., Trompenaars A. 1997. Mastering the Infinite Game: How East Asian Values are Transforming Business Practices. Capstone: Oxford, MA.

Handy C. 1994. The Age of Paradox. Harvard Business School Press: Boston.

Handy C. 1998. The Age of Unreason. Business Books: London.

Hersey P., Blanchard K. H. 1974. So you want to know your leadership style. Training and Development (2): 1-15.

Hersey P., Blanchard K. H. 1993. Management of Organizational Behavior. 6th ed. Prentice-Hall: Englewood Cliffs.

House R. J. 1971. A pathgoal theory of leadership effectiveness. Administrative Science Quarterly 16 (3): 321-338.

Jago A. G. 1982. Leadership perspectives in theory and practice. Management Science 28 (3): 315-336.

Johnson B. 1996. Polarity Management: Identifying and Managing Unsolvable Problems. HRD Press: Amherst.

Kerr S., Jermier J. M. 1978. Substitute for leadership: their meaning and measurement. Organizational Behavior and Human Performance 23 (3): 375-403.

Laurent A. 1983. The cultural diversity of Western conceptions of management. International Studies of Management and Organizations 13 (1): 75-96.

Leavitt H. J., Lipman-Blumen J. 1995. Hot groups. Harvard Business Review 73 (4): 109-118.

Leavitt H. J., Lipman-Blumen J. 1999. Hot Groups: Seeding Them, Feeding Them, and Using Them to Ignite Your Organization. Oxford University Press: Oxford.

Likert R. 1967. The Human Organization: Its Management and Value. McGraw-Hill: N. Y.

Lipman-Blumen J. 1997. Connective leadership: A new paradigm. Drucker Magazine 1 (1): 12-19, 38.

Lipman-Blumen J. 2000. Connective Leadership: Managing in a Changing World. Oxford University Press: Oxford.

Reddin W. J. 1970. Managerial Effectiveness. McGraw-Hill: N. Y.

Schein E. H. 1992. Organizational Culture and Leadership. 2nd ed. Jossey-Bass Publishers: San Francisco.

Stogdill R. M. 1948. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature. Journal of Psychology 25: 35-71.
Опубликован
2003-12-15
Как цитировать
Филонович, С. Р. (2003). Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы. Российский журнал менеджмента, 1(2), 3–24. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/811
Раздел
Новые исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)