Межфирменная кооперация: анализ развития кластеров в России

  • Светлана Викторовна Голованова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-6876-3950
  • Светлана Борисовна Авдашева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0896-9217
  • Сергей Михайлович Кадочников Уральский государственный университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация

Статья посвящена исследованию межфирменной кооперации как фактора развития кластеров. На основе результатов интервью представителей российского бизнеса, образования и власти проведен анализ масштабов развития двух групп кластеров в трех регионах России и наиболее распространенных форм сотрудничества между их участниками. Результаты исследования свидетельствуют о том, что по сравнению с европейской практикой формы сотрудничества российских предприятий с другими экономическими агентами менее разнообразны. Признаки формирования кластера, основанного на сотрудничестве, найдены в деятельности компаний в сфере ИТ, но не машиностроения, которое выступает объектом целого ряда региональных программ развития кластеров.

Ключевые слова:

кластер, кооперация, отношенческая рента

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Авдашева С. Б., Буданов И. А., Голикова В. В., Яковлев А. А. 2005. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России). Экономический журнал ВШЭ 9 (3): 361–377.

Авдашева С. Б., Голованова С. В. (ред.). 2009. Тенденции изменения структуры российской промышленности в период экономического подъема. М.: ЗАО «Юридический Дом „Юстиц-информ“».

Голикова В. В., Яковлев А. А., Кузнецов Б. В., Гончар К. Р., Ясин Е. Г. 2007. Российская промышленность на перепутье. Что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. Доклад ГУ–ВШЭ о конкурентоспособности обрабатывающей промышленности России по результатам партнерского проекта со Всемирным банком при финансовой поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ.

Гончар К. Р., Кузнецов Б. В. (ред.). 2008. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ.

Дайер Дж., Сингх X. 2009. Отношенческий подход: кооперативная стратегия и источники межорганизационных конкурентных преимуществ. Российский журнал менеджмента 7 (3): 65–94.

Дайер Дж. Х., Сингх Х., Кейл П. 2009. Дележ пирога: распределение ренты в альянсах и сетях. Российский журнал менеджмента 7 (3): 95–112.

Долгопятова Т. Г., Ивасаки И., Яковлев А. А. (ред.) 2007. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ.

Долгопятова Т. Г., Ивасаки И., Яковлев А. А. 2009. Российский бизнес 20 лет спустя: путь от социалистического предприятия к рыночной фирме. Мир России (4): 89–114.

Исследование и анализ состояния российской промышленности и разработка рекомендаций и предложений по выбору приоритетных направлений государственной экономической политики с целью обеспечения высоких и устойчивых темпов роста обрабатывающей промышленности в Российской Федерации. Доклад ГУ–ВШЭ по НИР (0402-19-08). 2009. М.: ГУ–ВШЭ.

Катькало В. С. 2006. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та.

Кротов К. В., Кущ С. П., Смирнова М. М. 2008. Маркетинговый аспект управления взаимоотношениями в цепях поставок: результаты исследования российских компаний. Российский журнал менеджмента 6 (2): 3–26.

Олейник А. Н. 2009. Доминирование как результат сочетания интересов: бизнес-стратегии в ритейле и цепях поставок. Российский журнал менеджмента 7 (3): 21–44.

Паппэ Я. Ш., Галухина Я. С. 2009. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993–2008 гг. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ.

Портер М. Е. 2005а. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс.

Портер М. Е. 2005б. Конкурентное преимущество. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс.

Радаев В. В. 2008. Рынок как переплетение социальных сетей. Российский журнал менеджмента 6 (2): 47–54.

Радаев В. В. 2009. Экономическая борьба и социальные связи: структура конкурентных отношений в новом российском ритейле. Экономическая социология 10 (1): 19–56.

Уильямсон О. 1996. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат.

Шаститко А. Е. 2009. Кластеры как дискретная институциональная альтернатива управления трансакциями. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал 1 (1): 26–43. http://archive.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x0b/xe3/3043/file/2-Shastitko.pdf


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Abdel-Rahman H. M. 1994. Economies of scope in intermediate goods and a system of cities. Regional Science and Urban Economics 24 (4): 497–524.

Abdel-Rahman H. M. 1996. When do cities specialize in production? Regional Science and Urban Economics 26 (1): 1–22.

Anderson J. C., Narus J. A. 1990. A model of distributor firm and manufacturer firm working partnership. Journal of Marketing 54 (1): 42–58.

Audretsch D. B., Feldman M. P. 1996. R&D spillovers and the geography of innovation and production. American Economic Review 86 (3): 630–640.

Barney J. B. 1991. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management 17 (1): 99–120.

Benton W. C., Maloni M. 2005. The influence of power driven buyer/seller relationships on supply chain satisfaction. Journal of Operations Management 23 (1): 1–22.

Berliant M., Peng S., Wang P. 2002. Production externalities and urban confi guration. Journal of Economic Theory 104 (2): 275–303.

Blois K. J. 1972. Vertical quasi-integration. Journal of Industrial Economics 20 (3): 253–272.

Bruno R. L., Bytchkova M., Estrin S. 2008. Institutional Determinants of New Firm Entry in Russia: A Cross Regional Analysis. IZA Discussion Paper No. 3724. http://www.iza.org

Chung W., Kalnins A. 2001. Agglomeration effects and performance: A test of the Texas lodging industry. Strategic Management Journal 22 (10): 969–988.

Corsten D., Kumar N. 2005. Do suppliers benefit from collaborative relationships with large retailers? An empirical investigation of efficient consumer response adoption. Journal of Marketing 69 (3): 80–94.

Czamanski S., Ablas L. A. 1979. Identification of industrial clusters and complexes: A comparison of methods and findings. Urban Studies 16 (1): 61–80.

Davis D., Weinstein D. 1999. Economic geography and regional production structure: An empirical investigation. European Economic Review 43 (2): 379–407.

Duranton G., Puga D. 2003. Microfoundations of urban agglomeration economies. In: Henderson J. V., Thisse J.-F. (eds.). Handbook of Urban and Regional Economics. Vol. 4. North-Holland.

Dwyer F. R., Schurr P. H., Oh S. 1987. Developing buyer-seller relationships. Journal of Marketing 51 (2): 11–27.

Dyer J. H., Singh H. 1998. The relational view: Cooperative strategy, sources of interorganizational competitive advantage. Academy of Management Review 23 (4): 660–679.

Dyer J. H., Singh H., Kale P. 2008. Splitting the pie: Rent distribution in alliances and networks. Managerial and Decisions Economics 29 (2–3): 137–148.

Eccles R. G. 1981. The quasifirm in the construction industry. Journal of Economic Behavior and Organization 2 (4): 335–357.

Halder G. 2002. How Does Globalization Affect Local Production and Knowledge Systems? The Surgical Instrument Cluster of Tuttlingen, Germany. INEF Report No. 57.

Helsley R. W. 1990. Knowledge production in the CBD. Journal of Urban Economics 28 (3): 391–403.

Helsley R., Strange W. C. 1990. Matching and agglomeration economies in a system of cities. Regional Science and Urban Economics 20 (2): 189–212.

Helsley R., Strange W. C. 1991. Agglomeration economies and urban capital markets. Journal of Urban Economics 29 (1): 96–112.

Holmes T. J. 1999. Localization of industry and vertical disintegration. Review of Economics and Statistics 81 (2): 314–325.

Humphrey J. 2002. Opportunities for SMEs in Developing Countries to Upgrade in a Global Economy. SEED Working Paper No. 43.

Innobarometer on Cluster’s Role in Facilitating Innovation in Europe. Analytical Report. 2006. Flash Eurobarometer Report No. 187. The Gallup Organization.

Jacobs D., De Man A. P. 1996. Clusters, industrial policy and firm strategy: A menu approach. Technology Analysis and Strategic Management 8 (4): 425–437.

Jaffee J. 2003. Law firm office location and firm survival in Silicon Valley, 1969 to 1998. Advances in Strategic Management 20: 341–376.

Kalwani M. U., Narayandas N. 1995. Longterm manufacturer-supplier relationships: Do they pay off for supplier firms? Journal of Marketing 59 (1): 1–16.

Krugman P. R. 1991. Geography and Trade. MIT Press: Cambridge, MA.

Lucas R. E. J. 2001. Externalities and cities. Review of Economic Dynamics 4 (2): 245–274.

Mohr J., Spekman R. 1994. Characteristics of partnership success: Partnership attributes, communication behavior, and conflict resolution techniques. Strategic Management Journal 15 (2): 135–152.

Perrow C. 1993. Small firm networks. In: Swedberg R. (ed.). Explorations in Economic Sociology. Russell Sage Foundation: N. Y.; 377–402.

Pfeffer J., Salancik G. R. 1978. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. Harper & Row: N. Y.

Porter M. E. 1998. The Competitive Advantage of Nations. Free Press: N. Y.

Powell W., Brantley P. 1992. Competitive cooperation in biotechnology: Learning through networks? In: Nohria N., Eccles R. (eds.). Networks and Organizations: Structure, Form, and Action. Harvard Business School Press: Boston, MA.

Shaver J. M., Flyer F. 2000. Agglomeration economies, firm heterogeneity, and foreign direct investment in the United States. Strate gic Management Journal 21 (12): 1175–1193.

Simon C. J. 1988. Frictional unemployment and the role of industrial diversity. Quarterly Journal of Economics 103 (4): 715–728.

Smith D., Florida R. 1994. Agglomeration and industry location: An econometric analysis of Japanese-affi liated manufacturing establishments in automotive-related industries. Journal of Urban Economics 36 (1): 23–41.

Sørenson O., Audia P. G. 2000. The social structure of entrepreneurial activity: Geographic concentration of footwear production in the United States, 1940–1989. American Journal of Sociology 106 (2): 424–462.

Teece D. J. 1980. Economies of scope and the scope of the enterprise. Journal of Economic Behavior and Organization 1 (3): 39–63.

Venables A. 1996. Equilibrium locations of vertically linked industries. International Economic Review 37 (2): 341–359.

Williamson O. E. 1975. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. Free Press: N. Y.
Опубликован
2010-03-24
Как цитировать
Голованова, С., Авдашева, С., & Кадочников, С. (2010). Межфирменная кооперация: анализ развития кластеров в России. Российский журнал менеджмента, 8(1), 41–66. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/333
Раздел
Новые исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)