Стратегическое конкурентное преимущество: ресурсно-институциональный взгляд

Авторы

  • Александр Юрьевич Обыденов Издательский дом «Абевега Ру», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2016.104

Аннотация

В статье представлена многоуровневая модель, ориентированная на формирование механизмов обеспечения стратегического конкурентного преимущества фирмы. Предложен оригинальный подход к определению конкурентного преимущества и анализу механизмов обеспечения его устойчивости в рамках двумерной логики. Использована техника разделяющего равновесия для выяснения условий устойчивого конкурентного преимущества. В этом контексте определены границы изменения экономической ренты и обоснована необходимость существования асимметрии в стоимости трансакционно-специализированных инвестиций для фирмы и ее конкурентов. Рассмотрены фундаментальные источники такой асимметрии. Проанализирована важность разделяющего сигнализирования о свойствах продукции с целью обеспечения устойчивого конкурентного преимущества. Показана полезность использования модели «заложник» для обеспечения непрерывности и эффективности трансакции, гарантирующей конкурентное преимущество. Приводится обоснование управления такой трансакцией с помощью отношенческого контракта между собственниками специализированных активов.

Ключевые слова:

стратегическое управление, конкурентное преимущество, ресурсный подход, экономическая теория контракта, новая институциональная экономическая теория

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Катькало В. С. 2003. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка. Российский журнал менеджмента 1 (1): 7–30.

Катькало В. С. 2006. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та.

Обыденов А. 2003. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса. Вопросы экономики (11): 88–98.

Обыденов А. Ю. 2009. Настройка стратегического управления как институциональное изменение. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал (2): 80–96.

Портер М. Э. 2001. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс».

Тамбовцев В. Л. 2000. Контрактная модель стратегии фирмы. М.: ТЕИС.

Тамбовцев В. Л. 2010. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие. Российский журнал менеджмента 8 (1): 5–40.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Akerlof G. 1970. The market for lemons: Quality, uncertainty and the market mechanism. The Quaterly Journal of Economics 84 (3): 488–500.

Arthur B. W. 1989. Competing technologies, increasing returns and lock-in by historical events. Economic Journal 99 (394): 116–131.

Barney J. B. 1986. Strategic factor markets: Expectations, luck and business strategy. Management Science 32 (10): 1231–1241.

Barney J. B. 1991. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management 17 (1): 99–120.

Barney J. B. 2002. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ.

Baum J. A. C., Dobbin F. (eds). 2000. Economics meets sociology in strategic management. Advances in Strategic Management Vol. 17. JAI Press: Greenwich, CT.

Bergstrom C. T., Szamado S., Lachmann M. 2002. Separating equilibrium in continuous signalling game. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences 357: 1595–1606.

Bharadwaj S., Varadarajan R., Fahy J. 1993. Sustainable competitive advantage in service industries: A conceptual model and research propositions. Journal of Marketing 57 (4): 83–99.

Bikhchandani S., Haile Ph. A., Riley J. G. 2002. Symmetric separating equilibria in English auctions. Games and Economic Behavior 38: 19–27.

Brandenburger A. M., Stuart Jr. H. W. 1996. Value-based business strategy. Journal of Economics & Management Strategy 5 (1): 5–24.

Cadsby Ch. B., Frank M., Maksimovic V. 1990. Pooling, separating and semiseparating equilibria in financial markets: Some experimental evidence. Review of Financial Studies 3 (3): 315–342.

Cho I.-K., Kreps D. M. 1987. Signaling games and stable equilibria. The Quarterly Journal of Economics 102: 179–221.

Collis D. J., Montgomery C. A. 1995. Competing on resources: Strategy in the 1990s. Harvard Business Review 73 (4): 118–128.

David P. 1985. Clio and the economics of QWERTY. American Economic Review 75: 332–337.

Dierickx I., Cool K. 1989. Asset stock accumulation and sustainability of competitive advantage. Management Science 35 (12): 1504–1511.

Dixit A. K., Nalebuff B. J. 1991. Thinking strategically: The competitive edge in business, politics and everyday life. W. W. Norton: N. Y., London. (Русск пер.: Диксит А. К., Нейлбафф Б. Дж. 2007. Стратегическое мышление: в бизнесе, политике и личной жизни. М.: Изд. дом «Вильямс».)

Dosi G., Teece D., Winter S. 1990. Toward a Theory of Corporate Coherence: Preliminary Remarks. Working paper.

Foss N. J. (ed.). 1997. Resources, Firms and Strategies. Oxford University Press: N. Y.

Foss K., Foss N. J. 2005. Resources and transaction costs: How property rights economics furthers the resource-based view. Strategic Management Journal 26 (6): 541–553.

Foss K., Foss N. J. 2008. Understanding opportunity discovery and sustainable advantage: The role of transaction costs and property rights. Strategic Entrepreneurship Journal 2 (3): 191–207.

Freeman R. E. 1984. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman Publishing: Boston, MA.

Furubotn E. G., Richter R. 1997. Institutions and Economic Theory: The Contribution of the New Institutional Economics. The University of Michigan Press: Ann Arbor. (Русск. пер.: Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. 2005. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та.)

Ghemawat P. 1985. Building strategy on the experience curve. Harvard Business Review 63: 143–149.

Jacobsen R. 1988. The persistence of abnormal returns. Strategic Management Journal 9 (5): 415–430.

Kim J., Mahoney J. T. 2002. Resource-based and property rights perspectives on value creation: The case of oil field unitization. Managerial and Decision Economics 23 (4–5): 225–245.

Kim J., Mahoney J. T. 2006. How property rights theory furthers the resource-based view: Resources, transaction costs and entrepreneurial discovery. International Journal of Strategic Change Management (1): 40–52.

Klein B., Leffler K. B. 1981. The role of market forces in assuring contractual performance. Journal of Political Economy 89 (4): 615–641.

Kor Y., Mahoney J. 1998. Penrose’s Resouce-Based Approach. Working paper 98-0126, University of Illinois.

Lieberman M. 1984. The learning curve and pricing in the chemical processing industries. RAND Journal of Economics 15 (2): 213–228.

Lippman S., Rumelt R. P. 1982. Uncertain imitability: An analysis of interfirm differences in efficiency under competition. Bell Journal of Economics 13 (2): 418–453.

Lippman S. A., Rumelt R. P. 2003. A bargaining perspective on resource advantage. Strategic Management Journal 24 (11): 1069–1086.

Lowendahl B., Revang O. 1998. Challenges to existing strategy theory in postindustrial society. Strategic Management Journal 19 (8): 755–773.

Mahoney J., Pandian J. R. 1992. The resourcebased view within the conversation of strategic management. Strategic Management Journal 13 (5): 363–380.

Makadok R. 2001. Toward a synthesis of the resource-based view and dynamic-capability views of rent creation. Strategic Management Journal 22 (5): 387–401.

McKiernan P. (ed.). 1996. Historical Evolution of Strategic Management. Vol. 1 & 2. Aldershot: Dartmouth.

McWilliams A., Siegel D. S. 2011. Creating and capturing value: Strategic corporate social responsibility, resource-based theory, and sustainable competitive advantage. Journal of Management 37 (5): 1480–1495.

McWilliams A., Siegel D. S., Wright P. M. 2006. Corporate social responsibility: Strategic implications. Journal of Management Studies 43 (1): 1–18.

Milgrom P., Roberts J. 1986. Advertising as signal of product quality. Journal of Political Economy 94: 796–821.

Nayyar P. R. 1990. Information asymmetries: A source of competitive advantage for diversified service firms. Strategic Management Journal 11 (7): 513–519.

Nelson R., Winter S. 1982. An Evolutionary Theory of Economics Change. Harvard University Press: Cambridge, MA. (Русск. пер.: Нельсон Р., Уинтер С. 2002. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело.)

Nickerson J. A., Hamilton B. H., Wada T. 2001. Market position, resource profile, and governance: Linking Porter and Williamson in the context of international courier and small package services in Japan. Strategic Management Journal 22 (3): 251–273.

North D. 1990. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press: Cambridge. (Русск. пер.: Норт Д. 1997. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала».)

Oliver Ch. 1997. Sustainable competitive advantage: Combining institutional and resource-based view. Strategic Management Journal 18 (9): 697–713.

Peteraf M. A. 1993. The cornerstones of competitive advantage: A resource-based view. Strategic Management Journal 14 (3): 179–191.

Polanyi M. 1962. Personal Knowledge. Towards а Post-Critical Philosophy. The University of Chicago Press: Chicago. (Русск. пер.: Полани М. 1985. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс.)

Porter M. E. 1980. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Free Press: N. Y. (Русск. пер.: Портер М. Е. 2005. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс.)

Porter M. E. 1985. Competitive Advantage. Free Press: N. Y.

Porter M. E. 1991. Toward a dynamic theory of strategy. Strategic Management Journal 12 (Winter special issue): 95–117.

Powell T. C. 2001. Competitive advantage: Logical and philosophical considerations. Strategic Management Journal 22 (9): 875–888.

Prahalad C. K., Hamel G. 1994. Strategy as a field of study: Why search for a new paradigm? Strategic Management Journal 15 (1): 5–16.

Rothschild M., Stiglitz J. E. 1976. Equilibrium in competitive insurance markets: An essay on the economics of imperfect information. The Quarterly Journal of Economics 90 (4): 629–649.

Ryall M. D. 2009. Causal ambiguity as a source of sustained capability-based advantages. Management Science 55 (3): 389–403.

Rumelt R. P. 1984. Towards a strategic theory of the firm. In: Lamb R. B. (ed.). Competitive Strategic Management. Prentice Hall: Englewood Cliffs, NJ; 556–570.

Rumelt R. P., Schendel D. E., Teece D. J. (eds). 1994. Fundamental Issues in Strategy: A Research Agenda. Harvard Business School Press: Boston, MA.

Silverman B. S. 1999. Technological resources and the direction of corporate diversification: Toward an integration of the resourcebased view and transaction cost economics. Management Science 45 (8): 1109–1124.

Spence A. M. 1973. Job market signaling. The Quarterly Journal of Economics 87 (3): 355–374.

Spence M. 1974. Market Signaling: Informational Transfer in Hiring and Related Screening Processes. Harvard University Press: Cambridge, MA.

Sunder Sh. 2004. Contract theory and strategic management: Balancing expectations and actions. In: Dobija M., Martin S. (eds). General Accounting Theory: Towards Balancing the Society. Leon Koźmiński Academy of Entrepreneurship and Management: Warsaw, Poland; 231–249.

Surowiecki J. 1999. The return of Michael Porter. Fortune 139 (2): 135–138.

Teece D. J. 1986. Profiting from technological innovation: Implications for integration, collaboration, licensing and public policy. Research Policy 15 (6): 285–305.

Teece D. J., Pisano G., Shuen A. 1997. Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal 18 (7): 509–533.

Telser L. A. 1981. A Theory of self-enforcing agreements. Journal of Business 53: 27–44.

Tirole J. 1996. A theory of collective reputations (with applications to the persistence of corruption and to firm quality). Review of Economic Studies 63: 1–22.

Viscusi W. 1978. A note on ”lemons” markets with quality certification. Bell Journal of Economics 9 (1): 277–279.

Walsh J. P., Ungson C. R. 1991. Organizational memory. Academy of Management Review 16: 57–91.

Williamson O. E. 1979. Transaction cost economics: The governance of contractual relations. Journal of Law and Economics 22: 233–261.

Williamson O. E. 1985. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. N. Y. (Русск. пер.: Уильямсон О. 1996. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, “отношенческая” контрактация. СПб.: Лениздат.)

Williamson O. E. 1999. Strategy research: Governance and competence perspectives. Strategic Management Journal 20 (12): 1087–1108. (Русск. пер.: Уильямсон О. И. 2003. Исследование стратегий фирм: возможности концепции механизмов управления и концепции компетенций. Российский журнал менеджмента 1 (2): 79–114.)

Winter S. G. 1995. Four Rs of profitability: Rents, resources, routines, and replication. In: Montgomery C. A. (ed.). Resource-Based and Evolutionary Theories of the Firm: Towards a Synthesis. Kluwer: Boston, MA; 147–178.

Yehezkel Y. 2006. On the Robustness of the Full Information Separating Equilibrium In Multi-Sender Signaling Games. Mimeo.


Translation of references in Russian into English

Katkalo V. S. 2003. The founding concepts of strategic management and their comparative assessment. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 1 (1): 7–30.

Katkalo V. S. 2006. Evolution of Strategic Management Theory. SPb.: Izdat. dom St. Petersburgskogo un-ta.

Obydenov A. Yu. 2003. Institutional features of business self-regulation. Voprosy ekonomiki (11): 88–98.

Obydenov A. Yu. 2009. Setting up of strategic management as an institutional change. Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakulteta MGU. Elektronnyj zhurnal (2): 80–96.

Porter M. E. 2001. Competition. Russian translation. Izdat. dom «Williams».

Tambovtsev V. L. 2000. The Contract Model of the Company’s Strategy. M.: TEIS.

Tambovtsev V. L. 2010. The strategic theory of the firm: State of the art and possible development. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 8 (1): 5–40.

Загрузки

Опубликован

15.04.2016

Как цитировать

Обыденов, А. Ю. (2016). Стратегическое конкурентное преимущество: ресурсно-институциональный взгляд. Российский журнал менеджмента, 14(1), 87–110. https://doi.org/10.21638/spbu18.2016.104

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования