Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных

  • Светлана Борисовна Авдашева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0896-9217
  • Олеся Сергеевна Хомик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Марина Николаевна Храмова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0893-3935

Аннотация

Проблематика воздействия контрактной практики в секторе розничной торговли на положение фирм-поставщиков, как и влияния на него законодательной регламентации, введенной законом РФ «О государственном регулировании торговой деятельности», остается дискуссионной. Данная статья ставит цель эмпирически оценить тенденции изменения выплат российских поставщиков розничным сетям и показателей операционной эффективности предприятий-поставщиков, а также концентрации производства в 2006–2012 гг. Полученные результаты противоречивы. В период после вступления закона в силу коммерческие расходы, в структуре которых значительную долю составляют выплаты розничным сетям, у предприятий продовольственного сектора сравнялись с расходами предприятий сектора непродовольственного, причем наблюдался их относительный рост у более крупных поставщиков по сравнению с более мелкими. Хотя в современной традиции принято трактовать такое перераспределение расходов как потенциальный источник монополизации, авторами не было получено подтверждений того, что рост современных торговых форматов на региональных рынках сопровождается вытеснением мелких поставщиков.

Ключевые слова:

торговые сети, закон о торговле, вертикальные ограничения

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Авдашева С. Б., Голованова С. В. 2009. Тенденции изменения структуры российской промышленности в период экономического подъема. М.: Юстицинформ.

Даугавет Д. 2011. Рыночная власть торговых сетей: что изменил закон о торговле. Экономическая политика (4): 80–95.

Магнус Я. Р., Катышев П.К. 2004. Эконометрика. Начальный курс: Учебник. 6-е изд. М.: Дело.

Metro Cash Carry просит ВАС пересмотреть дело по спору с ФАС. 2014. Федеральные арбитражные суды России. Пресса о ВАС РФ. http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/108050.html

Радаев В. В. 2011. Возвращение государства к регулированию внутренней торговли в России: анализ процесса разработки, обсуждения и первых последствий принятия Федерального закона о торговле. В кн.: Радаев В. В. (отв. ред.). Государственное регулирование деятельности торговых сетей: основы и противоречия. Вып. 8. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 8–71.

Радаев В. В. 2012a. Что изменил Закон о торговле: количественный анализ. Экономическая политика (1): 118–140.

Радаев В. В. 2012б. Кто выиграл от принятия Закона о торговле? Вопросы государственного и муниципального управления (2): 33–59.

Радаев В. В. 2014. Время покажет? Среднесрочные эффекты применения Закона о торговле. Экономическая политика (5): 75–98.

Радченко Т. А., Авдашева С. Б., Курдин А. А., Шаститко А. Е. 2013. Практика и возможные последствия антимонопольной регламентации торговой политики частной компании. М.: МАКС Пресс.

ФАС оштрафовала на 62 млн руб. «Ашан», по-разному продвигавший молоко в магазинах сети. 2014. Право.ru. http://pravo.ru/news/view/107632/

Центр исследования рыночной среды. 2005. Анализ положения крупных торговых сетей на розничном рынке продовольствия Санкт-Петербурга и практики их взаимодействия с предприятиями — поставщиками продовольствия. Доклад. http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_8797.html

Хомик О. С., Авдашева С. Б. 2014. Особенности контрактных отношений в сфере торговли и их влияние на положение поставщиков и розничных сетей. Менеджмент и бизнес-администрирование (4): 68–80.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Ailawadi K. L. 2001. The retail power-performance conundrum: What have we learned? Journal of Retailing 77 (3): 299–318.

Ailawadi K. L., Harlam B. 2004. An empirical analysis of the determinants of retail margins: The role of store-brand share. Journal of Marketing 68 (1): 147–165.

Bertrand M., Kramarz F r. 2002. Does entry regulation hinder job creation? Evidence from the French retail industry. The Quarterly Journal of Economics 117 (4): 1369–1413.

Brown A., Ickes B, Ryterman R. 1993. The myth of monopoly: A new view of industrial structure in Russia. Pennsylvania State University — Department of Economics Paper No. 10935. http://econ.la.psu.edu/~bickes/indcon.pdf

Corstjens M., Steele R. 2008. An international empirical analysis of the performance of manufacturers and retailers. Journal of Retailing and Consumer Services 15 (3): 224–236.

Gómez M. I., Rao V. R., Yuan H. 2015. A Market Experiment on Trade Promotion Budget and Allocation. http://www.slideshare.net/DonStuart1/ccg-2015-industry-shopper-study

Gorodnichenko Y., Martinez-Vazquez J., Peter K. S. 2009. Myth and reality of flat tax reform: Micro estimates of tax evasion response and welfare effects in Russia. Journal of Political Economy 117 (3): 504–554.

Greene W. H. 2012. Econometric Analysis. 7th ed. Pearson Education.

Gundlach G. T., Bloom P. N . 1998. Slotting allowances and the retail sale of alcohol beverages. Journal of Public Policy & Marketing 17 (2): 173–184.

Hays C. L. 2002. Retailer deals for cash back from suppliers draw attention. New York Times (May II): B1.

Hoch St. J., Banerji Sh. 1993. When do private labels succeed? Sloan Management Review 34 (4): 57–67.

Kadiyali Vr., Chintagunta Pr., Vilcassim N . 2000. A manufacturer-retailer channel interactions and implications for channel power: An empirical investigation of pricing in a local market. Marketing Science 19 (2): 127–48.

Kalish I., Bears S. 2014. Global Powers of Retailing. Retail Beyond Begins. Deloitte LLP.

Klein B., Wright J. 2007. The economics of slotting contracts. Journal of Law & Economics 50 (3): 421–454.

Lafontaine F ., Slade M. 2007. Vertical integration and firm boundaries: The evidence. Journal of Economic Literature 45 (3): 629–685.

Lafontaine F ., Slade M. 2008. Exclusive contracts and vertical restraints: Empirical evidence and public policy. In: Buccirossi P. (ed.). Handbook of Antitrust Economics. MIT Press: Cambridge; 391–414.

Maratou L. M., Gómez M. I., Just D. R. 2005. Market Power Impact on Off-Invoice Trade Promotions in US grocery retailing. Working Paper. https://www.aae.wisc.edu/fsrg/web/FSRG papers/12 Maratou Gomez Just.pdf

McKinsey, 1999. Unlocking Economic Growth in Russia. McKinsey Global Institute Report. Moscow.

Raju J., Dhar S., Sethuraman R. 1995. The introduction and performance of store brands. Management Science 41 (6): 957–978.

Rey P., Tirole J. 1986. The logic of vertical restraints. The American Economic Review 76 (5): 921–939.

Sadun R. 2014. Does planning regulation protect independent retailers? Review of Economics and Statistics. Forthcoming

Shimp T. A. 2010. Advertising, Promotions, and Other Aspects of Integrated Marketing Communications 8th ed. South Western-Cengage Business: London.

Srinivasan Sh., Pauwels K., Hanssens D. M., Dekimpe M. G. 2004. Do promotions benefit manufacturers, retailers, or both. Management Science 50 (5): 617–629.

Symeonidis G. 2000. Price competition and market structure: The impact of cartel policy on concentration in the UK. The Journal of Industrial Economics 48 (1): 1–26.

Viviano E. 2008. Entry regulations and labor market outcomes: Evidence from the Italian retail trade sector. Labour Economics 15 (6): 1200–1222.

Wilkie W., Desrochers D., Gundlach G. 2002. Marketing research & public policy: The case of slotting fees. Journal of Public Policy and Marketing 21 (2): 275–288.

Wright J. D. 2007. Slotting contracts and consumer welfare. Antitrust Law Journal 74 (2): 439–472.


Translation of references in Russian into English

Avdasheva S. B., Golovanova S. 2009. Trends in the structure of Russian industry during the economic boom. M.: Yustitsinform.

Daugavet D. 2011. The market power of retail chains: What’s changed the law on trade. Ekonomicheskaya politika (4): 80–95.

Magnus J. R., Katishev P. K. 2004. Econometrics. Basic Course. 6th ed. M.: Case. GF

Metro Cash Carry asks SAC of Russia to revise the legal case in a dispute with FAS. 2014. The federal arbitration courts of Russia. Press the SAC. http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/108050.html

Radaev V. V. 2011. The return of state to the regulation of domestic trade in Russia: Analysis of development process, discussion and first consequences of the Federal trade law. In: Radaev V. (ed.). State regulation of commercial networks: Fundamentals and contradictions. Vol. 8. M .: Publishing House of HSE: 8–71.

Radaev V. V. 2012a. Are there any changes brought by the trade law: An analysis of quantitative data. Ekonomicheskaya politika (1): 118–140.

Radaev V. V. 2012b. Who benefited from the new trade law? Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya (2): 33–59.

Radaev V. V. 2014. Would time show? The mid-term effects of the trade law. Ekonomicheskaya politika (5): 75–98.

Radchenko T. A., Avdasheva S. B., Kurdin A. A., Shastitko A. E. 2013. The practice and possible consequences of antitrust regulation of the trade policy of a private company. M.: MAX Press.

FAS of Russia fined “Auchan” for 62 million rubles because of various ways of milk promotions in the stores. 2014. Pravo.ru. http://pravo.ru/news/view/107632/

Market Environment Research Center. 2005. Analysis of the major retail chains in the retail food market in St. Petersburg and the practice of their interaction with the suppliers of food. Report. http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_8797.html

Khomik O. S., Avdasheva S. B. 2014. Features of contractual relations in the sphere of trade and their impact on suppliers and retail networks. Menedzhment i biznesadministrirovanie (4): 68–80.
Опубликован
2015-10-26
Как цитировать
Авдашева, С., Хомик, О., & Храмова, М. (2015). Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных. Российский журнал менеджмента, 13(3), 3–38. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/171
Раздел
Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)