Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками

Авторы

  • Вадим Валерьевич Радаев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-0152-1396

Аннотация

В статье острые проблемы современного российского ритейла рассматриваются с позиций экономико-социологической теории властной асимметрии в рыночном обмене. На основе стандартизованного опроса 500 менеджеров розничных сетей и их поставщиков (2007 г.) в пяти российских городах подробно проанализированы многочисленные требования, предъявляемые ритейлерами к своим поставщикам, показана их обусловленность размерами фирм и сектором торговли. Протестированы регрессионные модели, объясняющие возникновение конфликтов в цепи поставок наличием ценовых и бонусных обязательств и характером исполнения договоров поставки.

Ключевые слова:

власть, рыночный обмен, розничная торговля, конфликты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Анализ положения крупных торговых сетей на розничном рынке продовольствия Санкт-Петербурга и практики их взаимодействия с предприятиями — поставщиками продовольствия. 2005. СПб.: Центр исследования рыночной среды. http://www.cirs.spb.ru

Блум П. Н., Гундлах Г. Т., Кэннон Дж. П. 2008. Плата за торговое место: теоретические направления и взгляды менеджеров-практиков. Экономическая политика (5): 128–159.

Вебер М. 2004. Социологические категории хозяйствования. В сб.: Радаев В. В., Добрякова М. С. (отв. ред.). Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН; 59–81; Экономическая социология 6 (1): 46–68. http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php

Горелова Е., Плис М. 2007. Не пускать за порог. Ведомости №43 (13 марта).

Канунников С. 2006. Сегодняшние отношения — диктат ритейлеров. Бизнес №16. (1 февраля).

Келли К. 2008. Анализ платы за торговое место на рынке продовольственных товаров: конкурентный подход. Экономическая политика (5): 160–176.

Ледяев В. Г. 2001. Власть: концептуальный анализ. М.: РОССПЭН.

Макаренко А. 2009. Русские полки. Бизнес-журнал (4): 30–33.

Олейник А. Н. 2008. Рынок как оружие: доминирование в результате наложения интересов. Препринт WP4/2008/01. Серия WP4. М.: ГУ–ВШЭ.

Радаев В. В. 2003. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ–ВШЭ.

Радаев В. В. 2005. Экономическая социология. М.: ГУ–ВШЭ; Глава 5.

Радаев В. В. 2007а. Что такое рынок: экономико-социологический подход. Общественные науки и современность (3): 115–128; (4): 117–132.

Радаев В. В. 2007б. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Издат. дом ГУ–ВШЭ.

Радаев В. В. 2009а. Экономическая борьба и социальные связи: структура конкурентных отношений в новом российском ритейле. Экономическая социология 10 (1): 19–56. http://www.ecsoc.msses.ru/NewText.php

Радаев В. 2009б. Ловушка захлопнулась. Мое дело. Магазин (3): 22–25.

Сагдиев Р. и др. 2006. Вход в магазин — платный. Ведомости № 75. (27 апреля).

Тироль Ж. 2000. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности. В 2 т. Т. 2. СПб.: Экономическая школа.

Уильямсон О. И. 1996. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Benton W. C., Maloni M. 2005. The influence of power driven buyer/seller relationships on supply chain satisfaction. Journal of Operations Management 23 (1): 1–22.

Blau P. 1967. Exchange and Power in Social Life. John Wiley & Sons: N. Y.

Corsten D., Kumar N. 2005. Do suppliers benefit from collaborative relationships with large retailers? An empirical investigation of Efficient Consumer Response adoption. Journal of Marketing 69 (3): 80–94.

Cox A. 2004a. The art of possible: Relationship management in power regimes and supply chains. Supply Chain Management: An International Journal 9 (5): 346–356.

Cox A. 2004b. Business relationship alignment: On the commensurability of value capture and mutuality in buyer and supplier exchange. Supply Chain Management: An International Journal 9 (5): 410–420.

Cox A., Watson G., Lonsdale C., Sanderson J. 2004. Managing appropriately in power regimes: Relationship and performance management in 12 supply chain cases. Supply Chain Management: An International Journal 9 (5): 357–371.

Crook T. R., Combs J. G. 2007. Sources and consequences of bargaining power in supply chains. Journal of Operations Management 25 (2): 546–555.

DiMaggio P., Powell W. 1983. The iron cage revisited: Institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields. American Sociological Review 48 (2): 147–160.

Gereffi G. 1994. The organization of buyerdriven global commodity chains: How U.S. retailers shape overseas production networks. In: Gereffi G., Korzeniewicz M. (eds.). Commodity Chains and Global Capitalism. Praeger: Westport.

Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. 2005. The governance of global value chains. Review of International Political Economy 12 (1): 78–104.

Lukes S. 1974. Power: A Radical View. Macmillan: Houndmills.

Pfeffer J., Salancik G. 1978. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. Harper and Row: N. Y.

Podolny J. M. 1993. A status-based model of market competition. American Journal of Sociology 98 (4): 829–872.

Загрузки

Опубликован

19.06.2009

Как цитировать

Радаев, В. В. (2009). Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками. Российский журнал менеджмента, 7(2), 3–30. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/429

Выпуск

Раздел

Новые исследования