Трансакционный и отношенческий обмен в цепях поставок: конституирующие элементы и основные факторы выбора

  • Вадим Валерьевич Радаев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-0152-1396

Аннотация

В статье на основе экономико-социологических и маркетинговых концепций разграничиваются трансакционный и отношенческий типы межфирменного рыночного обмена. Предлагается оригинальная типология содержательных элементов отношенческого обмена, привязанных к фазам годичного цикла договоров поставки. С помощью интегративного индекса отношенческого обмена измеряется степень социальной укорененности рыночного обмена. Для эмпирического анализа используются данные стандартизованного опроса 843 менеджеров компаний (ритейлеров и их поставщиков), работающих в России на рынках продовольственных и непродовольственных товаров, проведенного НИУ ВШЭ в 2013 г. В результате оценивается степень распространения разных типов рыночного обмена и их отдельных элементов, демонстрируется преобладание смешанных форм регулирования межфирменных отношений. Выявляются основные факторы, способствующие возникновению отношенческого обмена в цепях поставок.

Ключевые слова:

рыночный обмен, экономическая социология, маркетинг взаимоотношений, торговля потребительскими товарами, Россия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Авдашева С. Б., Дзагурова Н. Б. 2010. Вертикальные ограничивающие контракты и их интерпретация в антимонопольном законодательстве. Вопросы экономики (5): 110–122.

Бейкер У., Фолкнер Р., Фишер Дж. 2007. Риски рынка: продолжение и разрыв меж­организационных рыночных связей. Пер. с англ. В кн.: Радаев В. В., Добрякова М. С. (отв. ред.). Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ–ВШЭ; 153–207.

Блум П. Н., Гундлах Г. Т., Кэннон Дж. П. 2008. Плата за торговое место: теоретические направления и взгляды менеджеров-практиков. Пер. с англ. Экономическая политика (5): 128–159.

Грановеттер М. 2004. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности. Пер. с англ. В кн.: Радаев В. В. (сост. и научн. ред.). Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН; 131–158.

Келли К. 2008. Анализ платы за торговое место на рынке продовольственных товаров: конкурентный подход. Пер. с англ. Экономическая политика (5): 160–176.

Радаев В. В. 2005. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных форм. Российский журнал менеджмента 3 (2): 99–108.

Радаев В. В. 2009. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками. Российский журнал менеджмента 7 (2): 3–30.

Радаев В. В. 2011. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: ГУ–ВШЭ.

Ребязина В. А., Смирнова М. М., Кущ С. П. 2013. Портфельный и эволюционный подходы к построению взаимоотношений российских компаний с партнерами. Российский журнал менеджмента 11 (3): 31–52.

Третьяк О. А. 2013. Отношенческая парадигма современного маркетинга. Российский журнал менеджмента 11 (1): 41–62.

Уильямсон О. И. 1996. Экономические институты капитализма. Пер. с англ. СПб.: Лениздат.

Уци Б. 2007. Источники и последствия укорененности для экономической эффективности организаций: влияние сетей. Пер. с англ. В кн.: Радаев В. В., Добрякова М. С. (отв. ред.). Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ–ВШЭ; 208–252.

Флигстин Н. 2004. Рынки как политика: политико-культурный подход к рыночным институтам. Пер. с англ. В кн.: Радаев В. В. (сост. и научн. ред.). Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН; 185–210.

Флигстин Н. 2013. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. Пер. с англ., научн. ред. В. В. Радаев. М.: Изд. дом ВШЭ.

Шет Дж. Н., Парватияр А., Синха М. 2013. Концептуальные основы маркетинга взаимоотношений: обзор и синтез. Пер. с англ. Российский журнал менеджмента 11 (1): 63–94.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Anderson E., Weitz B. A. 1992. The use of pledges to build and sustain commitment in distribution channels. Journal of Marketing Research 29 (1): 18–34.

Baker W. 1990. Market networks and corporate behavior. American Journal of Sociology 96 (3): 589–625.

Bandelj N. 2012. Relational work and economic sociology. Politics and Society 40 (2): 175–201.

Beckert J. 1996. What is sociological about economic sociology? Uncertainty and the embeddedness of economic action. Theory and Society 25 (6): 803–840.

Beckert J. 2007. The Great Transformation of Embeddedness: Karl Polanyi and the New Economic Sociology. MPIfG Discussion Paper 07/1. Max Planck Institute for the Study of Societies: Cologne.

Blau P. 1967. Exchange and Power in Social Life. John Wiley and Sons: N. Y.

Brown J., Lusch R., Nicholson C. 1995. Power and relationship commitment: Their impact on marketing channel member performance. Journal of Retailing 71 (4): 363–392.

Burt R. 1983. Corporate Profits and Cooptation: Networks of Market Constraints and Directorate Ties in the American Economy. Academic Press: N. Y.

Cannon J. P., Perreault W. D. Jr. 1999. Buyer-seller relationships in business markets. Journal of Marketing Research 36 (4): 439–460.

Dwyer F. R., Schurr P. H., Oh S. 1987. Developing buyer-seller relationships. Journal of Marketing 51 (2): 11–27.

Elg U., Paavola H. 2008. Market orientation of retail brands in the grocery chain: The role of supplier relationships. The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research 18 (2): 221–233.

Emerson R. M. 1962. Power-dependence relations. American Sociological Review 27 (1): 31–40.

Fourcade M. 2007. Theories of markets, theories of society. American Behavioral Scientist 50 (8): 1015−1034.

Fournier S. 1998. Consumers and their brands: Developing relationship theory in consumer research. Journal of Consumer Research 24 (4): 343–353.

Ganesan S. 1994. Determinants of long-term orientation in buyer-seller relationships. Journal of Marketing 58 (2): 1–19.

Gaski J. F. 1984. The theory of power and conflict in channels of distribution. Journal of Marketing 48 (3): 9–29.

Gemici K. 2008. Karl Polanyi and the antinomies of embeddedness. Socio-Economic Review 6 (1): 5–33.

Gereffi G. 1994. The organization of buyer-driven global commodity chains: How U. S. retailers shape overseas production networks’. In: Gereffi G., Korzeniewicz M. (eds). Commodity Chains and Global Capitalism. Praeger: Westport; 95–122.

Granovetter M. 1990. The old and the new economic sociology: A history and an agenda. In: Friedland R., Robertson A. F. (eds). Beyond the Marketplace: Rethinking Economy and Society. Aldine de Gruyter: N. Y.; 89–112.

Gulati R., Gargiulo M. 1999. Where do interorganizational networks come from? American Journal of Sociology 104 (5): 1439–1493.

Heide J. B. 1994. Interorganizational governance in marketing channels. Journal of Marketing 58 (1): 71–85.

Heidenreich M. 2012. The social embeddedness of multinational companies: A literature review. Socio-Economic Review 10 (3): 549–579.

Hingley M. 2005. Response to comments on ‘Power to all friends? Living with imbalance in supplier-retailer relationships’. Industrial Marketing Management 34 (8): 870–875.

Ivens B. S. 2004. How relevant are the different forms of relational behavior? An empirical test based on Macneil’s exchange framework. Journal of Business and Industrial Marketing 19 (5): 300–309.

Kotelnikova Z. 2012. New economic sociology and relationship marketing: Parallel development. Economic Sociology. The European Electronic Newsletter 13 (3): 27–33.

Krippner G. R. 2001. The elusive market: Embeddedness and the paradigm of economic sociology. Theory and Society 30 (6): 775–810.

Levinthal D. A., Fichman M. 1988. Dynamics of interorganizational attachments: Auditor-client relationships. Administrative Science Quarterly 33 (3): 345–369.

Li D., Eden L., Hitt M., Ireland R. D. 2008. Friends, acquaintances, or strangers? Partner selection in R&D alliances. Academy of Management Journal 51 (2): 315–334.

Macaulay S. 1963. Non-contractual relations in business: A preliminary study. American Sociological Review 28 (1): 55–67.

Macneil I. R. 1978. Contracts: Adjustments of long-term relations under classical, neoclassical, and relational contract law. Northwestern University Law Review 72: 855–905.

Macneil I. R. 1980. The New Social Contract: An Inquiry into Modern Contractual Relations. Yale University Press: New Haven.

Molm L. D. 2003. Theoretical comparisons of forms of exchange. Sociological Theory 21 (1): 1–17.

Molm L. D., Whitham M. M., Melamed D. 2012. Forms of exchange and integrative bonds: Effects of history and embeddedness. American Sociological Review 77 (1): 141–165.

Padgett J. F., Powell W. W. 2012. The problem of emergence. In: Padgett J. F., Powell W. W. (eds). The Emergence of Organizations and Markets. Princeton University Press: Princeton; 1–29.

Pfeffer J., Salancik G. 1978. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. Harper and Row: N. Y.

Portes A. 2010. Economic Sociology: A Systematic Inquiry. Princeton University Press: Princeton, Oxford.

Powell W. 1990. Neither market nor hierarchy: Network form of organization. Research in Organizational Behavior 12: 295–336.

Provan K. G., Skinner S. J. 1989. Interorganizational dependence and control predictors of opportunism in dealer-supplier relations. Academy of Management Journal 32 (1): 202–212.

Radaev V. 2013. Market power and relational conflicts in Russian retailing. Journal of Business and Industrial Marketing 28 (3): 167–77.

Radaev V. 2015. Relational exchange in supply chains and its constitutive elements. Ekonomicheskaya sotsiologiya 16 (1): 81–99.

Radaev V. 2016. Relational exchange and the degree of embeddedness: An empirical study of supply chains. Ekonomicheskaya sotsiologiya 17 (1): 122–134.

Rajamma R. K., Zolfagharian M. A., Pelton L. E. 2011. Dimensions and outcomes of B2B relational exchange: A meta-analysis. Journal of Business and Industrial Marketing 26 (2): 104–114.

Rennhoff A. D. 2008. Promotional payments and firm characteristics: A cross-industry study. Journal of Applied Economics and Policy 27: 47–62.

Siguaw J. A., Baker T. L., Simpson P. M. 2003. Preliminary evidence on the composition of relational exchange and its outcomes. Journal of Business Research 56 (4): 311–322.

Weber M. 1978. Economy and Society. Vol. 1. University of California Press: Berkeley.

Whitford J. 2012. Waltzing, relational work and the construction (or not) of collaboration in manufacturing industries. Politics and Society 40 (2): 249–271.

Williamson O. E. 1994. Transaction cost economics and organization theory. In: Smelser N., Swedberg R. (eds). The Handbook of Economic Sociology. Russell Sage Foundations: N. Y.; 77–107.

Wilson D. 1995. An integrated model of buyer-seller relationships. Journal of the Academy of Marketing Science 23 (4): 335–345.

Uzzi B. 1999. Embeddedness in the making of financial capital: How social relations and networks benefit firms seeking financing. American Sociological Review 64 (4): 481–505.

Zelizer V. 2005. Culture and consumption. In: Smelser N. Swedberg R. (eds). The Handbook of Economic Sociology. 2nd ed. Princeton University Press: Princeton; 331–354.

Zelizer V. 2012. How I became a relational economic sociologist and what does that mean? Politics and Society 40 (2): 145–174.

Zukin S., DiMaggio P. 1990. Introduction. In: Zukin S., DiMaggio P. (eds). The Structures of Capital: The Social Organization of the Economy. Cambridge University Press: N. Y.; 1–36.


Translation of references in Russian into English

Avdasheva S. B., Dzagurova N. B. 2010. Vertical restrictions: Development of theory, antitrust legislation and enforcement. Voprosy economiki (5): 110–122.

Baker W., Faulkner R., Fisher J. 2007. Hazards of the market: The continuity and dissolution of interorganizational market relationships. Russian transl. In: Radaev V. V., Dobryakova M. S. (eds). Market analysis in contemporary economic sociology. M.: HSE; 153–207.

Bloom P. N., Gundlach G. T., Cannon J. P. 2008. Slotting allowances and fees: Schools of thought and the views of practicing managers. Russian transl. Ekonomicheskaya politika (5): 128–159.

Granovetter M. 2004. Economic action and social structure: The problem of embeddedness. Russian transl. In: Radaev V. V. (Sc. ed.). Western economic sociology: A reader in modern clas­sics. M.: ROSSPEN; 131–158.

Kelly K. 2008. The antitrust analysis of grocery slotting allowances: The procompetitive case. Russian transl. Ekonomiche­skaya politika (5): 160–176.

Radaev V. V. 2005. Population ecology of organizations: How the diversity of organizational forms evolves. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 3 (2): 99–108.

Radaev V. V. 2009. Market power and market exchange: Retailer-supplier relationships in contemporary Russia. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 7 (2): 3–30.

Radaev V. V. 2011. Who holds the power in the consumer markets: retailer–supplier relationships in contemporary Russia. M.: HSE.

Rebyazina V. A., Smirnova M. M., Kusch S. P. 2013. Portfolio and evolutionary approaches to building relationships with partners: The case of Russian companies. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 11 (3): 31–52.

Tretyak O. A. 2013. Relationship paradigm in contemporary marketing. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 11 (1): 41–62.

Williamson O. 1996. The economic institutions of capitalism. Russian transl. SPb.: Lenizdat.

Uzzi B. 2007. The sources and consequences of embeddedness for the economic performance of organizations: The network effect. Russian transl. In: Radaev V. V., Dobryakova M. S. (eds). Market analysis in contemporary economic sociology. M.: HSE; 208–252.

Fligstein N. 2004. Markets as politics: A political-cultural approach to market insti­tutions. Russian transl. In: Radaev V. V. (Sc. ed.). Western economic sociology: A reader in modern classics. M.: ROSSPEN; 185–210.

Fligstein N. 2013. The architecture of markets: An economic sociology of twenty-first-century capitalist societies. Russian transl. Ed. by Radaev V. V. M.: Izdat. dom HSE.

Sheth J. N., Parvatiyar A., Singh M. 2013. The conceptual foundations of relationship marketing: Review and synthesis. Russian transl. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 11 (1): 63–94.
Опубликован
2016-10-25
Как цитировать
Радаев, В. В. (2016). Трансакционный и отношенческий обмен в цепях поставок: конституирующие элементы и основные факторы выбора. Российский журнал менеджмента, 14(3), 3–32. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2016.301
Раздел
Теоретические и эмпирические исследования