Характерные черты социальной ответственности и этики в организациях малого бизнеса в России

  • Людмила Михайловна Чеглакова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-7692-4918
  • Бэла Саидовна Батаева Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5700-1667
  • Ольга Аркадьевна Мелитонян Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4654-7103

Аннотация

В статье авторы исследуют понимание собственниками и менеджерами социальной ответственности и этики бизнеса, а также ключевые черты социально ответственного поведения субъектов малых и средних предприятий. Эмпирическую базу составили 57 фокусированных личных интервью владельцев и руководителей российских компаний различных отраслей. Выявлен разрыв в представлениях предпринимателей относительно субъекта ответственности, обозначаемый ими в определениях социальной ответственности и этики бизнеса, и в практике их компаний. Фактически каждый второй респондент идентифицирует этические конфликты в своей организации и занимается их регулированием, что характеризует уровень этической восприимчивости руководства малых и средних организаций в России как достаточно высокий. Установлено, что социально ответственное и этичное поведение малых и средних предприятий проявляется в заботе о клиентах и работниках, соблюдении требований законодательства с целью достижения долгосрочных конкурентных преимуществ. Социальная ответственность данных организаций носит несистематический характер и связана с основным бизнесом фирмы.

Ключевые слова:

малый и средний бизнес, корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность бизнеса, этика бизнеса, этическая восприимчивость

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Батаева Б. С. 2010. Направления формирования российской модели корпоративной ответственности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета (5): 67–72.

Благов Ю. Е. 2010. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Издательство «Высшая школа менеджмента».

Боброва О. С., Ковалева А. С. 2015a. Как делать? Российские предприниматели о бизнесе (по результатам опроса 2014 года): цели и мотивы. Российское предпринимательство 16 (15): 2313–2498.

Боброва О. С., Ковалева А. С. 2015б. Как делать? Российские предприниматели о бизнесе: счастье и ответственность, инновационная деятельность. Российское предпринимательство 16 (16): 2599–2618.

Бугай Ю. А., Акишина М. Л., Фанненштиль А. А. 2014. Уровень социальной ответственности сельского бизнеса и его влияние на развитие сельских территорий. Вестник Алтайского государственного аграрного университета (12): 156–161.

Бугай Ю. А., Акишина М. Л., Фанненштиль А. А. 2015. Влияние корпоративной социальной ответственности сельского бизнеса на занятость сельского населения и развитие сельских территорий. Вестник Алтайского государственного аграрного университета (6): 143–148.

Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. 2006. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. СПб.: Вершина.

ГК РФ. 2017. Гражданский кодекс Российской Федерации. По состоянию на 29.12.2017.

Джинджолия О. 2011. Социальная ответственность малого предпринимательства. Известия Волгоградского государственного технического университета 11 (4): 99–103.

Ивашина М. М. 2016. Особенности реализации корпоративной социальной деятельности в малом и среднем бизнесе России. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета (4): 32–34.

Ильин В. И. 2006. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис.

Кальницкая П., Джентайл М., Роэн Д. 2012. Этика бизнеса. Международный форум лидеров бизнеса.

Никитина Л. 2010. Классификация стейкхолдеров в процессе формирования социально ответственного поведения компании. Вестник Северо-Кавказского федерального университета (2): 157–162.

Перегудов С., Семененко И. С. 2008. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция.

Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. 2010. Этика бизнеса. М.: ТК Велби.

Плетнев Д. А., Николаева Е. В. 2016. Успешность малого и среднего бизнеса в России и социальная ответственность его руководителей. Вестник Челябинского государственного университета (6): 128–138.

Родионова М. Е. 2011. Корпоративное поведение в представлениях бизнес-сообщества. Высшее образование в России (6): 140–143.

Савичева Е. 2010. Модели социальной ответственности малого бизнеса в России. Проблемы современной экономики (4): 164–167.

Туркин С. 2007. Как выгодно быть добрым. Сделайте свой бизнес социально ответственным. М.: Альпина Паблишер.

Федеральная служба государственной статистики. 2017. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. М.: Росстат.

Чирикова А. Е. 2006. Бизнес как субъект социальной политики в современной России. Общество и экономика 9: 100–119.

Чирикова А. Е. 2007. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. М.: Независимый институт социальной политики.

Штейнберг И. Е., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. 2009. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: Алетейя.

Эскиндаров М., Беляева И. (ред.). 2008. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КНОРУС.

Ядов В. А. 2003. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет Академкнига.

ISO 26000:2010. 2014. Руководство по социальной ответственности. Пер. с англ. М.: Стандартинформ.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Andreini D., Pedeliento G., Signori S. 2014. CSR and service quality in nonprofit organizations: The case of a performing arts association. International Journal of NonProfit and Voluntary Sector Marketing 19 (2): 127–142.

BSR. 2000. Business for Social Responsibility. www.bsr.org. (accessed: 13.03.2018).

Carroll A. B. 1979. A three-dimensional conceptual model of corporate performance. Academy of Management Review 4 (4): 497–505.

Chan K. C., Fung H.-G., Yau J. 2010. Business ethics research: A global perspective. Journal of Business Ethics 95 (1): 39–53.

Chrisman J. J., Archer R. W. 1984. Small business social responsibility: Some perceptions and insights. American Journal of Small Business 9 (2): 46–58.

Clarkson M. B. E. 1995. A stakeholder framework for analyzing and evaluating corporate social performance. Academy of Management Review 20 (1): 92–117.

Crotty J. 2016. Corporate social responsibility in the Russian Federation: A contextualized approach. Business & Society 55 (6): 825–853.

Denzin N. K., Lincoln Y. S. 2000. Qualitative Research. Sage: Thousand Oaks, CA.

Fox T. 2005. Small and Medium-sized Enterprises (SMEs) and Corporate Social Responsibility: A Discussion Paper. IIED: London.

Freeman R. E. 1984. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman: Boston.

Hammann E.-M., Habisch A., Pechlaner H. 2009. Values that create value: Socially responsible business practices in SMEs–empirical evidence from German companies. Business Ethics: A European Review 18 (1): 37–51.

Jamali D., Lund-Thomsen P., Jeppesen S. 2017. SMEs and CSR in developing countries. Business & Society 56 (1): 11–22.

Jenkins H. 2004. A critique of conventional CSR theory: An SME perspective. Journal of general Management 29 (4): 37–57.

Kanungo R. N. 2001. Ethical values of transactional and transformational leaders. Canadian Journal of Administrative Sciences/Revue Canadienne des Sciences de l’Admi­nistration 18 (4): 257–265.

Locke K. 2001. Grounded Theory in Management Research. Sage: London.

Ma J. 2012. A study on the models for corporate social responsibility of small and medium enterprises. Physics Procedia 25: 435–442.

Öberseder M., Schlegelmilch B. B., Murphy P. E. 2013. CSR practices and consumer perceptions. Journal of Business Research 66 (10): 1839–1851.

Perrini F. 2006. SMEs and CSR theory: Evidence and implications from an Italian perspective. Journal of Business Ethics 67 (3): 305–316.

Spence L. J. 2016. Small business social responsibility: Expanding core CSR theory. Business & Society 55 (1): 23–55.

Spence L. J., Lozano J. F. 2000. Communicating about ethics with small firms: Experiences from the UK and Spain. Journal of Business Ethics 27 (1–2): 43–53.

Storchevoy M. 2018. Business ethics: Normative, positive, and practical. In: Business Ethics as a Science: Methodology and Implications. Springer; 71–95.

Treviño L. K., den Nieuwenboer N. A., Kreiner G. E., Bishop D. G. 2014. Legitimating the legitimate: A grounded theory study of legitimacy work among ethics and compliance Officers. Organizational Behavior and Human Decision Processes 123 (2): 186–205.

van Marrewijk M. 2003. Concepts and definitions of CSR and corporate sustainability: Between agency and communion. Journal of Business Ethics 44 (2–3): 95–105.

Vitell S. J., Dickerson E. B., Festervand T. A. 2000. Ethical problems, conflicts and beliefs of small business professionals. Journal of Business Ethics 28 (1): 15–24.

Vyakarnam S., Bailey A., Myers A., Burnett D. 1997. Towards an understanding of ethical behaviour in small firms. Journal of Business Ethics 16 (15): 1625–1636.

Waldman D. A., De Luque M. S., Washburn N., House R. J., Adetoun B., Barrasa A. et al. 2006. Cultural and leadership predictors of corporate social responsibility values of top management: A GLOBE study of 15 countries. Journal of International Business Studies 37 (6): 823–837.


Translation of references in Russian into English

Bataeva B. S. 2010. The ways of forming Russian model of corporate social responsibility. Proceedings of St. Petersburg State Economic University [Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomičeskogo universiteta] (5): 67–72. (In Russian)

Blagov Yu. E. 2010. Corporate Social Responsibiliy. SPb.: Graduate School of Management Publishing House. (In Russian)

Bobrova O. S., Kovaleva A. S. 2015a. How to do it? Russian entrepreneurs on business (the results of the survey of 2014): Goals and motives. Russian Journal of Entrepreneurship [Rossijskoe Predprinimatelstvo] 16 (15): 2313–2498. (In Russian)

Bobrova O. S, Kovaleva A. S 2015b. How to do it? Russian entrepreneurs about business: Happiness and responsibility, innovation activity. Russian Journal of Entrepreneurship [Rossijskoe Predprinimatelstvo] 16 (16): 2599–2618. (In Russian)

Bugay Yu. A., Akishina M. L, Fannenstiel A. A. 2014. The level of social responsibility of rural business and its impact on the development of rural areas. Bulletin of Altai State Agricultural University [Vestnik Аltajskogo Gosudarstvennogo Agrarnogo Universiteta] (12): 156–161. (In Russian)

Bugay Yu. A., Akishina M. L., Fannenstiel A. A. 2015. The influence of corporate social responsibility of rural business on the employment of rural population and rural areas development. Bulletin of Altai State Agricultural University [Vestnik Аltajskogo Gosudarstvennogo Agrarnogo Universiteta] (6): 143–148. (In Russian)

Veksler A. F., Tulchinsky G. L. 2006. The Reasons for Business to Do a Sponsorship and Set up a Charity. SPb.: Vershina. (In Russian)

Civil Code of Russian Federation. Version on 29.12.2017. (In Russian)

Jinjolia O. 2011. Social responsibility of small business. Proceedings of VSTU [Izvestiya VSTU] 11 (4): 99–103. (In Russian)

Ivashina M. M. 2016. Implementation of corporate social responsibility measures by small and medium business in Russia. Vestnik of Saratov State Socio-Economic University [Vestnik Saratovskogo Gosudarstvennogo Sotsialno-Ekonomicheskogo Universiteta] (4): 32–34. (In Russian)

Ilyin V. I. 2006. Dramaturgy of Qualitative Field Research. SPb.: Intersotsis. (In Russian)

Kalnitskaya P., Gentile M., Roen D. 2012. Ethics of Business. International Business Leaders Forum. (In Russian)

Nikitina L. 2010. Classification of stakeholders in the process of creation of socially responsible behavior of the company. Newsletter of North-Caucasus Federal University [Vestnik Severo-Kavkazskogo Federalnogo Universiteta] (2): 157–162. (In Russian)

Peregudov S., Semenenko I. 2008. Corporate Citizenship: Concepts, Global Practices and Russian Realities. M.: Progress-Tradition.

Petrunin Yu. Yu., Borisov V. K. 2010. Business Ethics. M.: TK Velby (In Russian).

Pletnev D. A, Nikolaeva Ye. V. 2016. Success of small and medium business in Russia and the social responsibility of its leaders. Bulletin of Chelyabinsk State University [Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Universiteta] (6): 128–138. (In Russian)

Rodionova M. Ye. 2011. Corporate behavior from the business community’s point of view. Higher Education in Russia [Vysshee Obrazo­vanie v Rossii] (6): 140–143. (In Russian)

Savicheva E. 2010. Models of social responsibility of small-scale business in Russia. Problems of Modern Economy [Problemy Sovremennoj Ekonomiki] (4): 164–167. (In Russian)

Turkin S. 2007. How to be Kind and Benefit. M.: Alpina Pablisher. (In Russian)

Federal State Statistics Service. 2017. Small and Medium Business in Russia. Statistical handbook. Moscow. (In Russian)

Chirikova A. E. 2006. Business as a agent of social policy in contemporary Russia. Society and Economy [Obshhestvo i Ekonomika] (9): 100–119. (In Russian)

Chirikova A. E. 2007. Interaction of Government and Business in the Implementation of Social Policy: Regional Perspective. M.: IISP. (In Russian)

Steinberg I., Shanin T., Kovalev E., Levinson A. 2009. Qualitative Methods. Field Sociological Study. SPb.: Aleteya. (In Russian)

Eskindarov M., Belyaeva I. (ed.). 2008. Corporate Social Responsibility: Managerial Aspect. М.: Knorus. (In Russian)

Yadov V. A. 2003. The Strategy of Sociological Research. M.: Dobrosvet Akademkniga. (In Russian)

ISO 26000:2010. 2014. Guidance on Social Responsibility. Russian translation. M.: Standartinform. (In Russian)
Опубликован
2018-04-02
Как цитировать
Чеглакова, Л., Батаева, Б., & Мелитонян, О. (2018). Характерные черты социальной ответственности и этики в организациях малого бизнеса в России. Российский журнал менеджмента, 16(1), 63–94. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2018.103
Раздел
Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)