Системная парадигма и системный менеджмент

  • Георгий Борисович Клейнер Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2747-6159

Аннотация

Статья посвящена дальнейшему развитию нового направления в экономической теории — системной парадигмы Я. Корнаи — и ее применению в теории менеджмента и маркетинга. Уточнена базовая четырехэлементная типология экономических систем, выявлены их ключевые компетенции и связи с экономическими объектами, средами, процессами и проектами. Показана роль каждого из типов систем в обеспечении баланса между разнообразием и унификацией, волатильностью и стабилизацией, необходимого для гармоничного развития экономики. На базе этих результатов предложена концепция системного менеджмента, ориентированного на поддержание паритета между четырьмя основными классами внутрифирменных подсистем в целях устойчивого развития фирмы. Показано, что перспективы межфирменного маркетинга связаны с движением от товарных трансакций к системным, в результате которых реализуется не только произведенный товар, но и специально созданная для данного покупателя экономическая система.

Ключевые слова:

экономические системы, системная парадигма, фирма, менеджмент, маркетинг, экономическое разнообразие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аакер Д. 2003. Создание сильных брендов. М.: Издательский дом Гребенникова.

Белоусенко М. В. 2006. Общая теория экономической организации: организационная эволюция индустриальной экономики. Донецк: ДонНТУ.

Бир С. 2005. Мозг фирмы. 2-е изд. М.: URSS.

Благов Ю. Е. 2006. Корпорация как моральный агент. Российский журнал менеджмента 4 (4): 93–98.

Бухвалов А. В., Катькало В. С. 2005. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента. Российский журнал менеджментам 3 (1): 75–84.

Варго С., Лаш Р. 2006. Развитие новой доминирующей логики маркетинга. Российский журнал менеджмента 4 (2): 73–106.

Вернерфельт Б. 2006. Ресурсная трактовка фирмы. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (1): 103–118.

Волкова В. Н., Емельянов А. А. 2006. Теория систем и системный анализ в управлении организациями. М.: Финансы и статистика.

Годпастер К. Е., Холлоран Т. Е. 2006. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: кейс Medtronic, Inc. Российский журнал менеджмента 4 (4): 99–118.

Гумилев Л. Н. 1995. Этногенез и биосфера Земли. М.: ДИ–ДИК.

Друкер П. 2007. Задачи менеджмента в XXI веке. СПб.: Издат. дом «Вильямс».

Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. Н. 2005. Экономический рост: либеральная альтернатива. М.: Наука.

Ерохина Е. А. 1999. Теория экономического развития: системно-самоорганизационный подход. Томск: ТГУ.

Иншаков О. В. 2007. Экономическая генетика и наноэкономика. Волгоград: ВолГУ.

Катькало В. С. 2003. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка. Российский журнал менеджмента 1 (1): 7–30.

Катькало В. С. 2006. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом СПбГУ.

Клейнер Г. Б. 2000. Институциональные факторы долговременного экономического роста. Экономическая наука современной России (1): 5–20.

Клейнер Г. Б. 2002. Системная парадигма и теория предприятия. Вопросы экономики (10): 47–69.

Клейнер Г. Б. 2003. От теории предприятия к теории стратегического управления. Российский журнал менеджмента 1 (1): 31–56.

Клейнер Г. Б. 2004. Эволюция институциональных систем. М.: Наука.

Клейнер Г. Б. 2005. Реакция предприятий на внешние изменения: ответ системноинтеграционной теории. Шестой все российский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Пленарные доклады. М.: ЦЭМИ РАН.

Клейнер Г. Б. 2007а. Системная парадигма в экономических исследованиях: новый подход. Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Восьмой Всероссийской научной конференции. Москва, 20–21 апреля 2007 г. М.: РосНОУ.

Клейнер Г. Б. 2007б. Системная парадигма и экономическая политика. Общественные науки и современность (2–3): 99–114.

Клейнер Г. Б. 2008а. Стратегическое планирование: основы системного подхода. В сб.: Ясин Е. Г. (отв. ред.). Модернизация экономики и общественное развитие. В 3-х кн. Книга 2. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ.

Клейнер Г. Б. 2008б. Корпоративное управление: системный подход. В сб.: Ивашковская И. В. (отв. ред.). Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров. М.: Европа.

Клейнер Г. Б. 2008в. Стратегия предприятия. М.: Дело.

Клейнер Г. Б., Качалов Р. М., Сушко Е. Д. 2005. Экономическое состояние и институциональное окружение российских промышленных предприятий: эмпирический анализ вза имосвязей. Вопросы экономики (9): 67–86.

Корнаи Я. 1999. Системная парадигма. Общество и экономика (3–4): 85–96.

Корнаи Я. 2002. Системная парадигма. Вопросы экономики (4): 4–22.

Лукша П. О. 2006. Применение моделей общей теории самовоспроизводства в эволюционной экономике. Экономический вестник Ростовского государственного университета 4 (1): 84–88.

Лукша П., Белоусенко М. 2006. Экономическая организация: на пути к синтетической теории. Вопросы экономики (2): 99–115.

Маевский В. 2005. Экономические измерения и фундаментальная теория. Вопросы экономики (10): 25–39.

Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. 2007. Микроэкономика знаний. М.: Экономика.

Мильнер Б. З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В. 2008. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело.

О’Коннор Дж., Макдермотт И. 2006. Искусство системного мышления. М.: Альпина Бизнес Букс.

Пайн Б., Гилмор Дж. 2005. Экономика впечатлений. М.: Издательский дом «Вильямс».

Полтерович В. М. 1998. Кризис экономической теории. Экономическая наука со временной России (1): 46–66.

Попков В. В., Батурин А. Н. 2006. Опыт различения двойственных начал в теории хозяйства. Журнал экономической теории (4): 52–75.

Попов Е. В. 2007. Эволюция институтов миниэкономики. М.: Наука.

Розанова Н. М. 2002. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке. Вопросы экономики (1): 50–67.

Степин В. С. 2003. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. Вопросы философии (8): 5–17.

Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. 2003. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (1): 133–185.

Третьяк О. А. 2006. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика. Российский журнал менеджмента 4 (2): 129–144.

Уиллер А. 2004. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов. М.: Альпина Бизнес Букс.

Филонович С. Р. 2007. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении. Российский журнал менеджмента 5 (4): 91–100.

Чернавский Д. С. 2006. О математическом аппарате эволюционной экономики. В кн.: Актуальные проблемы экономической теории. М.: РосНОУ.

Янчевский В. Г., Седегов Р. С. 2002. Теория системного менеджмента. М.: Экзамен.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Chandler A. D. 1992. What is a firm? A historical perspective. European Economic Review 36 (2–3): 483–492.

Drucker P. F. 1994. The theory of business. Harvard Business Review 72 (5): 95–104.

Foss N. J. 2000. Resources, Technology and Strategy: Explorations in the Resource-based Perspective. Oxford University Press.

Haines S. 2000. The Systems Thinking Approach to Strategic Planning and Management. Saint Lucie Pr.: Del Ray Beach, FL.

Haines S., Aller-Stead G., McKinlay J. 2004. Enterprise-wide Change: Superior Results Through Systems Thinking. John Wiley & Sons: San Francisco, CA.

Handy C. B. 1983. Understanding Organizations. Penguin Books: Harmondsworth.

Learned E. A., Christensen C. R., An drews K. R., Guth W. D. (eds.). 1965. Business Policy: Texts and Cases. Richard D. Irwin: Homewood, IL.

Sheth J., Parvatiyar A. 2000. Handbook of Relationship Marketing. Sage Publications: Thousand Oaks.
Опубликован
2008-09-10
Как цитировать
Клейнер, Г. Б. (2008). Системная парадигма и системный менеджмент. Российский журнал менеджмента, 6(3), 27–50. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/475
Раздел
Новые исследования