The System Paradigm and System Management

Authors

Abstract

The paper deals with further development of a new dimension of economic theory — the system paradigm of János Kornai — and its application to the management and marketing field. The author clarifi es the basic four-fold typology of economic systems and reveals their key competencies and relations with economic factors, environments and projects. He shows the role of each system type in providing the balance between diversity and uniformity, volatility and stabilization necessary for harmonious development of the economy. Basing on this, the author develops the system management concept oriented to supporting the equilibrium between for basic types of intrafi rm subsystems for the purposes of sustainable fi rm development. It is shown that the perspectives of B2B marketing are associated with moving from product transactions to systematic transactions, which lead not only to the sale of the product but also to materialization of the economic system specially developed for the particular customer.

Keywords:

economic systems, system paradigm, firm, management, marketing, economic diversity

Downloads

Download data is not yet available.

References

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аакер Д. 2003. Создание сильных брендов. М.: Издательский дом Гребенникова.

Белоусенко М. В. 2006. Общая теория экономической организации: организационная эволюция индустриальной экономики. Донецк: ДонНТУ.

Бир С. 2005. Мозг фирмы. 2-е изд. М.: URSS.

Благов Ю. Е. 2006. Корпорация как моральный агент. Российский журнал менеджмента 4 (4): 93–98.

Бухвалов А. В., Катькало В. С. 2005. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента. Российский журнал менеджментам 3 (1): 75–84.

Варго С., Лаш Р. 2006. Развитие новой доминирующей логики маркетинга. Российский журнал менеджмента 4 (2): 73–106.

Вернерфельт Б. 2006. Ресурсная трактовка фирмы. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (1): 103–118.

Волкова В. Н., Емельянов А. А. 2006. Теория систем и системный анализ в управлении организациями. М.: Финансы и статистика.

Годпастер К. Е., Холлоран Т. Е. 2006. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: кейс Medtronic, Inc. Российский журнал менеджмента 4 (4): 99–118.

Гумилев Л. Н. 1995. Этногенез и биосфера Земли. М.: ДИ–ДИК.

Друкер П. 2007. Задачи менеджмента в XXI веке. СПб.: Издат. дом «Вильямс».

Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. Н. 2005. Экономический рост: либеральная альтернатива. М.: Наука.

Ерохина Е. А. 1999. Теория экономического развития: системно-самоорганизационный подход. Томск: ТГУ.

Иншаков О. В. 2007. Экономическая генетика и наноэкономика. Волгоград: ВолГУ.

Катькало В. С. 2003. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка. Российский журнал менеджмента 1 (1): 7–30.

Катькало В. С. 2006. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом СПбГУ.

Клейнер Г. Б. 2000. Институциональные факторы долговременного экономического роста. Экономическая наука современной России (1): 5–20.

Клейнер Г. Б. 2002. Системная парадигма и теория предприятия. Вопросы экономики (10): 47–69.

Клейнер Г. Б. 2003. От теории предприятия к теории стратегического управления. Российский журнал менеджмента 1 (1): 31–56.

Клейнер Г. Б. 2004. Эволюция институциональных систем. М.: Наука.

Клейнер Г. Б. 2005. Реакция предприятий на внешние изменения: ответ системноинтеграционной теории. Шестой все российский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Пленарные доклады. М.: ЦЭМИ РАН.

Клейнер Г. Б. 2007а. Системная парадигма в экономических исследованиях: новый подход. Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Восьмой Всероссийской научной конференции. Москва, 20–21 апреля 2007 г. М.: РосНОУ.

Клейнер Г. Б. 2007б. Системная парадигма и экономическая политика. Общественные науки и современность (2–3): 99–114.

Клейнер Г. Б. 2008а. Стратегическое планирование: основы системного подхода. В сб.: Ясин Е. Г. (отв. ред.). Модернизация экономики и общественное развитие. В 3-х кн. Книга 2. М.: Издательский дом ГУ–ВШЭ.

Клейнер Г. Б. 2008б. Корпоративное управление: системный подход. В сб.: Ивашковская И. В. (отв. ред.). Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров. М.: Европа.

Клейнер Г. Б. 2008в. Стратегия предприятия. М.: Дело.

Клейнер Г. Б., Качалов Р. М., Сушко Е. Д. 2005. Экономическое состояние и институциональное окружение российских промышленных предприятий: эмпирический анализ вза имосвязей. Вопросы экономики (9): 67–86.

Корнаи Я. 1999. Системная парадигма. Общество и экономика (3–4): 85–96.

Корнаи Я. 2002. Системная парадигма. Вопросы экономики (4): 4–22.

Лукша П. О. 2006. Применение моделей общей теории самовоспроизводства в эволюционной экономике. Экономический вестник Ростовского государственного университета 4 (1): 84–88.

Лукша П., Белоусенко М. 2006. Экономическая организация: на пути к синтетической теории. Вопросы экономики (2): 99–115.

Маевский В. 2005. Экономические измерения и фундаментальная теория. Вопросы экономики (10): 25–39.

Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. 2007. Микроэкономика знаний. М.: Экономика.

Мильнер Б. З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В. 2008. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело.

О’Коннор Дж., Макдермотт И. 2006. Искусство системного мышления. М.: Альпина Бизнес Букс.

Пайн Б., Гилмор Дж. 2005. Экономика впечатлений. М.: Издательский дом «Вильямс».

Полтерович В. М. 1998. Кризис экономической теории. Экономическая наука со временной России (1): 46–66.

Попков В. В., Батурин А. Н. 2006. Опыт различения двойственных начал в теории хозяйства. Журнал экономической теории (4): 52–75.

Попов Е. В. 2007. Эволюция институтов миниэкономики. М.: Наука.

Розанова Н. М. 2002. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке. Вопросы экономики (1): 50–67.

Степин В. С. 2003. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. Вопросы философии (8): 5–17.

Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. 2003. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (1): 133–185.

Третьяк О. А. 2006. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика. Российский журнал менеджмента 4 (2): 129–144.

Уиллер А. 2004. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов. М.: Альпина Бизнес Букс.

Филонович С. Р. 2007. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении. Российский журнал менеджмента 5 (4): 91–100.

Чернавский Д. С. 2006. О математическом аппарате эволюционной экономики. В кн.: Актуальные проблемы экономической теории. М.: РосНОУ.

Янчевский В. Г., Седегов Р. С. 2002. Теория системного менеджмента. М.: Экзамен.


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Chandler A. D. 1992. What is a firm? A historical perspective. European Economic Review 36 (2–3): 483–492.

Drucker P. F. 1994. The theory of business. Harvard Business Review 72 (5): 95–104.

Foss N. J. 2000. Resources, Technology and Strategy: Explorations in the Resource-based Perspective. Oxford University Press.

Haines S. 2000. The Systems Thinking Approach to Strategic Planning and Management. Saint Lucie Pr.: Del Ray Beach, FL.

Haines S., Aller-Stead G., McKinlay J. 2004. Enterprise-wide Change: Superior Results Through Systems Thinking. John Wiley & Sons: San Francisco, CA.

Handy C. B. 1983. Understanding Organizations. Penguin Books: Harmondsworth.

Learned E. A., Christensen C. R., An drews K. R., Guth W. D. (eds.). 1965. Business Policy: Texts and Cases. Richard D. Irwin: Homewood, IL.

Sheth J., Parvatiyar A. 2000. Handbook of Relationship Marketing. Sage Publications: Thousand Oaks.

Published

2008-09-10

How to Cite

Kleiner, G. B. (2008). The System Paradigm and System Management. Russian Management Journal, 6(3), 27–50. Retrieved from https://rjm.spbu.ru/article/view/475

Issue

Section

New Research