Визуализация компетенций сотрудников с помощью карт знаний

Авторы

  • Татьяна Альбертовна Гаврилова Институт «Высшая школа менеджмента», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия https://orcid.org/0000-0003-1466-8100
  • Анна Вениаминовна Кузнецова Лицей №408, Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-3612-6014
  • Ольга Николаевна Алканова Институт «Высшая школа менеджмента», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия https://orcid.org/0000-0002-2530-6765
  • Эльвира Яковлевна Гринберг Институт «Высшая школа менеджмента», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия https://orcid.org/0000-0001-8871-1349

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.104

Аннотация

Цель исследования: разработать и апробировать подход к визуализации экспертного профиля подразделения современного университета и его сотрудников. Настоящий подход может быть распространен на образовательную организацию в целом с выделением дополнительных уровней обобщения при необходимости.

Методология исследования: осуществлен анализ литературы по картам знаний для определения логики картирования знаний в современном университете сквозь призму заинтересованных сторон. Эмпирическое исследование проводилось в форме анкетного опроса преподавателей факультета университета.

Результаты исследования: предложен подход к выделению базовых онтологий для описания деятельности преподавателей и научных работников в современных образовательных организациях в целом и в рамках рассматриваемого эмпирического примера в частности.

Оригинальность и вклад авторов: подход к определению базовых онтологий для разработки визуальных моделей позволяет системно отразить профессиональные знания и практические навыки в области учебных и научных интересов работников образовательных организаций. Визуализация и структурирование дают возможность подняться на более высокую ступень концептуального обобщения больших и сверхбольших объемов данных и сузить коммуникативные разрывы между различными группами заинтересованных сторон.

Ключевые слова:

модели знаний, онтологии, карты знаний, визуализация данных и знаний, управление знаниями

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Александрова И. Е., Оробинская И. В. 2015. Картирование как способ формирования экспертных сообществ организации: сущность, методика, спектр применения в научно-практической деятельности. Теория и практика общественного развития 22. [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kartirovanie-kak-sposob-formirovaniya-ekspertnyh-soobschestv-organizatsii-suschnost-metodika-spektr-primeneniya-v-nauchno (дата обращения: 21.07.2023).

Антюхов В. И., Остудин Н. В. 2017. Моделирование процесса интеллектуальной поддержки деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях МЧС России при принятии управленческих решений. Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России (2). [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-intellektualnoy-podderzhki-deyatelnosti-dolzhnostnyh-lits-tsentrov-upravleniya-v-krizisnyh-situatsiyah-mchs (дата обращения: 21.07.2023).

Борисова И. О. 2012. Инфографика как самостоятельный жанр. Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела (5): 186–194.

Бурцев А. Ю. 2013. Использование карт знаний в управлении знаниями при процессном подходе. Статистика и экономика (3). [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kart-znaniy-v-upravlenii-znaniyami-pri-protsessnom-podhode (дата обращения: 21.07.2023).

Всеволодова А. В., Карташева О. В. 2015. Технологии визуализации экономической информации. Ученые записки Международного банковского института (11–2): 57–62.

Гаврилова Т., Григорьев Л., Кудрявцев Д. 2004. Управление знаниями: от слов к делу. Корпоративные системы 12–13 (101): 43–48.

Гаврилова Т. А. 2001. Извлечение знаний: психологический аспект. Корпоративные системы 8 (25): 24–26.

Гаврилова Т. А. 2002. Логико-лингвистическое управление как введение в инженерию знаний. Новости искусственного интеллекта 6: 28–33.

Гаврилова Т. А., Кудрявцев Д. В. 2004. Управление знаниями: от слов к делу. Intelligent Enterprise: RE (Корпоративные системы) 12–13 (101).

Загорулько Ю. А., Загорулько Г. Б. 2019. Искусственный интеллект. Инженерия знаний. М.: Издательство Юрайт.

Заковоротный В. Л., Флек М. Б., Угнич Е. А. 2019. Синергетический подход к оценке человеческого капитала предприятия. π-Economy 12 (6): 161–173.

Знаменская Н. В. 2011. Применение карты знаний как метода управления знаниями для повышения эффективности организации. Государственное управление. Электронный вестник 26. [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-karty-znaniy-kak-metoda-upravleniya-znaniyami-dlya-povysheniya-effektivnosti-organizatsii (дата обращения: 21.07.2023).

Ильин Н., Киселев С., Рябышкин В., Танков С. 2006. Технологии извлечения знаний из текста. Открытые системы. СУБД (6): 51–56.

Катькало В. С. 2004. Управление знаниями как концепция и как функция. Рецензия на книгу: Мильнер Б. З. 2003. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М. Российский журнал менеджмента 2 (2): 167–172.

Козлова И. В. 2016. Применение тезаурусного подхода к построению карт знаний. МНИЖ 12–5 (54). [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tezaurusnogo-podhoda-k-postroeniyu-kart-znaniy (дата обращения: 21.07.2023).

Кормишина Г. М., Яшина Н. Г. 2018. Оптимизация подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы на основе карт знаний. Вестник КазГУКИ (1). [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-podgotovki-spetsialistov-bibliotechno-informatsionnoy-sfery-na-osnove-kart-znaniy (дата обращения: 21.07.2023).

Мильнер Б. З. 2003. Концепция управления знаниями в современных организациях. Российский журнал менеджмента 1 (1): 57–76.

Мирошников В. В., Горленко О. А., Федоров В. П., Реутов А. А., Лозбинев Ф. Ю. 2017. Управление знаниями в системах качества промышленных предприятий. Транспортное машиностроение 8 (61). [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-sistemah-kachestva-promyshlennyh-predpriyatiy (дата обращения: 21.07.2023).


References in Latin Alphabet

APQC. 2021. Knowledge Mapping Concepts and Tools. [Electronic resource]. https://www.apqc.org/resource-library/resource-collection/knowledge-mapping-concepts-and-tools (accessed: 21.07.2023).

Balaid A., Abd Rozan M. Z., Hikmi S. N., Memon J. 2016. Knowledge maps: A systematic literature review and directions for future research. International Journal of information management 36 (3): 451–475.

Butt S., Elhadjamor E., Pappel I., Ounapuu E., Draheim D. 2021. A knowledge map for ICT integration in the silver economy. Procedia Computer Science (181): 693–701.

Campos P. M. C., Reginato C. C., Almeida J. P. A. 2019. Towards a core ontology for scientific research activities. In: Lecture Notes in Computer Science 11787: 3–12.

Chialva D., Mugabushaka A. M. 2020. Dingo: an ontology for projects and grants linked data. In: ADBIS, TPDL and EDA 2020 Common Workshops and Doctoral Consortium: International Workshops: DOING, MADEISD, SKG, BBIGAP, SIMPDA, AIMinScience 2020 and Doctoral Consortium, Lyon, France, August 25–27, 2020, Proceedings. Communications in Computer and Information Science 1260: 183–194.

Cordeiro M., Puig F., Ruiz-Fernández L. 2022. Realizing dynamic capabilities and organizational knowledge in effective innovations: The capabilities typological map. Journal of Knowledge Management 27 (1).

Corea F. 2019. AI knowledge map: How to classify AI technologies. In: An Introduction to Data. Springer, Cham; 25–29.

Di Vaio A., Palladino R., Pezzi A., Kalisz D. E. 2021. The role of digital innovation in knowledge management systems: A systematic literature review. Journal of business research 123: 220–231.

Ding X., Yang Z. 2020. Knowledge mapping of platform research: A visual analysis using VOSviewer and CiteSpace. Electronic Commerce Research 23 (3): 787–809.

Eppler M. 2008. A process‐based classification of knowledge maps and application examples. Knowledge and process Management 15 (1): 59–71.

Eppler M. J., Burkhard R. A. 2004. Knowledge visualization: Towards a new discipline and its fields of application. Università della Svizzera italiana. [Electronic resource]. https://www.knowledge-communication.org/pdf/knowledge%20visualization%20towards%20a%20new%20discipline.pdf (accessed: 21.07.2023).

Franconeri S. L., Padilla L. M., Shah P., Zacks J. M., Hullman J. 2021. The science of visual data communication: What works. Psychological Science in the Public Interest 22 (3): 110–161.

Grey D. 1999. Knowledge mapping: A practical overview. SWS Journal of Social Sciences and Art (3).

Gruber T. R. 1993. A translation approach to portable ontologies specifications. Knowledge Acquisition 5 (2): 199–220.

Henderson K. 1998. On Line and On Paper: Visual Representations, Visual Culture, and Computer Graphics in Design Engineering. MIT press: Cambridge.

Kendal S. L., Creen M. 2007. An Introduction to Knowledge Engineering. Springer-Verlag London Limited: 1–25.

Kudryavtsev D., Gavrilova T. 2017. From anarchy to system: A novel classification of visual knowledge codification techniques. Knowledge and Process Management 24 (1): 3–13.

Kudryavtsev D., Gavrilova T., Grinberg E. 2022. Map of the Maps. Conceptualization of the Knowledge Maps In: Joint Proceedings of the BIR 2022 Workshops and Doctoral Consortium co-located with 21st International Conference on Perspectives in Business Informatics Research BIR — 2022 (13-th Workshop on Information Logistics and Digital Transformation ILOG 2022). Rostock, Germany; 14–23.

Liang X., Luo L., Hu S., Li Y. 2022. Mapping the knowledge frontiers and evolution of decision making based on agent-based modeling. Knowledge-Based Systems 250 (C): 108982.

Liebowitz J. 2005. Linking social network analysis with the analytic hierarchy process for knowledge mapping in organizations. Journal of knowledge management 9 (1): 76–86.

Eppler M. 2004. Making knowledge visible through knowledge maps: concepts, elements, cases. In: Holsapple C. 2004. Handbook on KM 1: 189–205.

Mårtensson M. 2000. A critical review of knowledge management as a management tool. Journal of Knowledge Management 4 (3): 204–216.

Molcho G., and Schneor R. 2015. MIND — Semantic Based Knowledge Visualization. Procedia CIRP 36: 89–94.

Ngo Q. H., Kechadi T., Le-Khac N. A. 2020. OAK: ontology-based knowledge map model for digital agriculture. In: Future Data and Security Engineering. Springer International Publishing; 245–259.

O’Hagan A. 2019. Expert knowledge elicitation: subjective but scientific. The American Statistician 73 (1): 69–81.

Pei P., Ding X., Zhang D. 2020. Construction of Curriculum Knowledge Map based on Ontology. In: Proceedings of the 2020 2nd International Conference on Robotics, Intelligent Control and Artificial Intelligence. Association for Computing Machinery: New York.

Pereira V., Bamel U., Temouri Y., Budhwar P., Del Giudice M. 2023. Mapping the evolution, current state of affairs and future research direction of managing cross-border knowledge for innovation. International Business Review 32 (2): 101834.

Prusak L., Davenport T. 1998. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know. Harvard Business School Press: Boston.

Sure Y., Staab S., Studer R. 2009. Ontology engineering methodology. In: Handbook on Ontologies. Springer Berlin Heidelberg: Berlin, Heidelberg; 135–152.

Tufte E. R. 2001. The Visual Display of Quantitative Information. Graphics press: Cheshire.

Wexler M. 2001. The who, what and why of knowledge mapping. Journal of knowledge management 5: 249–264.

Zack M., McKeen J., Singh S. 2009. Knowledge management and organizational performance: An exploratory analysis. Journal of Knowledge Management 13 (6): 392–409.


Translation of references in Russian into English

Aleksandrova I. E., Orobinskaya I. V. 2015. Mapping as a way to form expert communities of an organization: Essence, methodology, range of application in scientific and practical activities. Theory and Practice of Social Development 22. [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/kartirovanie-kak-sposob-formirovaniya-ekspertnyh-soobschestv-organizatsii-suschnost-metodika-spektr-primeneniya-v-nauchno (accessed: 21.07.2023). (In Russian)

Antyukhov V. I., Ostudin N. V. 2017. Modeling the process of intellectual support for the activities of officials of control centers in crisis situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia when making management decisions. Bulletin of St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia (2). [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-intellektualnoy-podderzhki-deyatelnosti-dolzhnostnyh-lits-tsentrov-upravleniya- v-krizisnyh-situatsiyah-mchs (accessed: 21.07.2023). (In Russian)

Borisova I. O. 2012. Infographics as an independent genre. News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing (5): 186–194. (In Russian)

Burtsev A. Yu. 2013. The use of knowledge maps in knowledge management with a process approach. Statistics and economics (3). [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kart-znaniy-v-upravlenii-znaniyami-pri-protsessnom-podhode (accessed: 21.07.2023). (In Russian)

Vsevolodova A. V., Kartasheva O. V. 2015. Technologies for visualizing economic information. Scientific Notes of the International Banking Institute (11–2): 57–62. (In Russian)

Gavrilova T., Grigoriev L., Kudryavtsev D. 2004. Knowledge management: From words to deeds. Enterprise Systems 12–13 (101): 43–48. (In Russian)

Gavrilova T. A. 2001. Knowledge retrieval: A psychological perspective. Enterprise Systems 8 (25): 24–26. (In Russian)

Gavrilova T. A. 2002. Logical-linguistic control as an introduction to knowledge engineering. Artificial Intelligence News 6: 28–33. (In Russian)

Gavrilova T. A., Kudryavtsev D. V. 2004. Knowledge management: From words to deeds. Intelligent Enterprise: RE (Enterprise systems) 12—13 (101). (In Russian)

Zagorulko Yu. A., Zagorulko G. B. 2019. Artificial intelligence. Knowledge Engineering. Urait Publ.: Moscow. (In Russian)

Zakovorotny V. L., Fleck M. B., Ugnich E. A. 2019. Synergetic approach to assessing the human capital of an enterprise. π-Economy 12 (6):161–173. (In Russian)

Znamenskaya N. V. 2011. Application of a knowledge map as a method of knowledge management to improve organizational efficiency. Public administration. Electronic Bulletin 26. [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-karty-znaniy-kak-metoda-upravleniya-znaniyami-dlya-povysheniya-effektivnosti-organizatsii (accessed: 21.07.2023). (In Russian)

Ilyin N., Kiselev S., Ryabyshkin V., Tankov S. 2006. Technologies for extracting knowledge from text. Open systems. DBMS (6): 51–56. (In Russian)

Katkalo V. S. 2004. Knowledge management as a concept and as a function. Book review: Milner B. Z. 2003. Knowledge Management. INFRA-M Publ.: Moscow. Russian Management Journal 2 (2): 167–172. (In Russian)

Kozlova I. V. 2016. Application of the thesaurus approach to the construction of knowledge maps. MNIZH 12–5 (54). [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tezaurusnogo-podhoda-k-postroeniyu-kart-znaniy (accessed: 21.07.2023). (In Russian)

Kormishina G.M., Yashina N.G. 2018. Optimization of training of specialists in the library and information sector based on knowledge maps. Bulletin of KazGUKI (1). [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-podgotovki-spetsialistov-bibliotechno-informatsionnoy-sfery-na-osnove-kart-znaniy (accessed: 21.07.2023). (In Russian)

Milner B. Z. 2003. The concept of knowledge management in modern organizations. Russian Management Journal 1 (1): 57–76. (In Russian)

Miroshnikov V. V., Gorlenko O. A., Fedorov V. P., Reutov A. A., Lozbinev F. Yu. 2017. Knowledge management in quality systems of industrial enterprises. Transport Engineering 8 (61). [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-sistemah-kachestva-promyshlennyh-predpriyatiy (accessed: 21.07.2023). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.06.2024

Как цитировать

Гаврилова, Т. А., Кузнецова, А. В., Алканова, О. Н., & Гринберг, Э. Я. (2024). Визуализация компетенций сотрудников с помощью карт знаний. Российский журнал менеджмента, 22(1), 86–112. https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.104

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)