Современные проблемы российского корпоративного образования: возможно ли обучение без развития?

Авторы

  • Елена Кирилловна Завьялова Институт «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия https://orcid.org/0000-0002-6098-8335
  • Александр Ардишвили Колледж образования и развития, Университет Миннесоты, США

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2019.405

Аннотация

Статья посвящена современным проблемам корпоративного обучения в российских компаниях. Авторы последовательно решают ряд взаимосвязанных задач: проведение анализа динамики формирования системы корпоративного обучения (его политического и практического аспектов) по вторичным информационным данным; изучение факторов, оказавших влияние на процесс создания системы корпоративного обучения; осуществление критического анализа изменений с позиций психологической науки. Отмечены значительное развитие и преобразование системы корпоративного обучения в российских компаниях, произошедшие за последние четыре года, однако изменения не всегда приводят к желаемым результатам. В ходе анализа соотношения «ресурс — результат» с позиции концепции двойной петли научения К. Арджириса в статье сделан вывод о существовании проблем организационного и методического плана, влияющих на результаты корпоративного обучения. Причины их возникновения связаны с психологическими механизмами процесса обучения взрослых людей. Предложены психолого-педагогические подходы к преодолению указанных проблем.

Ключевые слова:

дополнительное образование, система корпоративного обучения, двойная петля научения, профессиональное и личностное развитие, деятельностный подход, педагогический дизайн

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

30 фактов о современной молодежи. 2016. Исследование Сбербанка. [Электронный ресурс]. https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Аналитический центр при Правительстве РФ. 2017. Дополнительное профессиональное образование в России — итоги реформ. Бюллетень о сфере образования 14: 4–15.

Асмолов А. Г. 2007. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл.

Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е. 2017. Россия 2025: от кадров к талантам. М.: BCG.

Воронина Д. В. 2016. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития. Педагогический журнал (3): 61–68.

Завьялова Е. К., Латуха М. О. 2016. Управление развитием человеческих ресурсов. СПб.: Изд-во СПбГУ.

Катькало В. С., Волков Д. Л., Баранов И. Н., Зубцов Д. А., Соболев Е. В., Юрченков В. И., Старовойтов А. А., Сафронов П. А. 2018. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка».

Коваленко А. 2016. Чего они хотят? КУ они хотят. Эксперт Урал 22 (689). [Электронный ресурс]. https://expert.ru/ural/2016/22/chego-oni-hotyat-ku-oni-hotyatx/ (дата обращения: 15.12.2019).

Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. (ред). 2018. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегический разработок и Высшей школы экономики. М.: ГУ-ВШЭ.

Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. 2004. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. М.: Камерон.

Павлов Ю. 2017. Справочные материалы по педагогическому дизайну. [Электронный ресурс]. https://yuripavlov.ru/2017/ (дата обращения: 15.12.2019).

Пескин М. 2019. Тенденции в HR и оценке персонала: новые темы и прогнозы на 2019 г. SHL Russia & CIS. [Электронный ресурс]. https://hr-portal.ru/files/latr_2018_full_results.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Планы компаний на обучение сотрудников в 2019 году. 2019. Аналитика РШУ. [Электронный ресурс]. https://hr-portal.ru/files/training_plans_in_2019.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Полковникова Н. 2018. Три главных темы T&D. HR — Академия. [Электронный ресурс]. https://hr-academy.ru/hrarticle/tri-glavnyih-temyi-t-d.html (дата обращения: 15.12.2019).

Прохоренко А. 2019. Чему хотят учиться россияне после 45 лет? Executive.ru. [Электронный ресурс]. https://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1990254-chemu-hotyat-uchitsya-rossiyane-posle-45-let (дата обращения: 15.12.2019).

РБК. 2019. Как и чему учат сотрудников в компаниях: итоги опроса 532 руководителей. РБК. [Электронный ресурс]. https://pro.rbc.ru/news/5cb453429a79470ed4e243cb (дата обращения: 15.12. 2019).

Рябая Л. 2019. Педагогический дизайн и проектирование: принципы, задачи, модели. eTutorium. [Электронный ресурс]. https://etutorium.ru/blog/pedagogicheskij-dizajn-proektirovanie (дата обращения: 15.12.2019).

Спиридонова Ю. 2018. Образование для взрослых. Чему учат работников и сколько это стоит? Forbes. [Электронный ресурс]. https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/361741-obrazovanie-dlya-vzroslyh-chemu-uchat-rabotnikov-i-skolko-eto-stoit (дата обращения: 15.12.2019).

Тенденции в сфере управления персоналом в России — 2019. 2019. Делойт Консалтинг. [Электронный ресурс]. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/HC-Trends-2019-Russia-General-Report.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

Феоктистова Е. 2018. Трансформация бизнеса и трансформация HR — кейсы российских компаний в контексте мировых трендов. Московская Школа Управления СКОЛКОВО. [Электронный ресурс].http://trends.skolkovo.ru/2018/12/transformatsiya-biznesa-i-transformatsiya-hr-keysyi-rossiyskih-kompaniy-v-kontekste-mirovyih-trendov/ (дата обращения: 15.12.2019).

Что делать, когда умрут корпоративные университеты. 2018. Московская Школа Управления СКОЛКОВО. [Электронный ресурс]. http://trends.skolkovo.ru/2018/02/chto-delat-kogda-umrut-korporativnyie-universitetyi/ (дата обращения: 15.12.2019).

Широкопояс А. 2017. Результаты статистического исследования делового портала «Компетенции»: как российские компании управляют процессами обучения и развития персонала. Деловой портал «Компетенции». [Электронный ресурс]. http://obzory.hr-media.ru/issledovaniye_korporativnoe_obuchenie_i_razvitie (дата обращения: 15.12.2019).


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Ardichvili A., Zavyalova E. 2015. Human Resource Development in the Russian Federation. Routledge: N.Y. and London.

Argyris C. 1977. Double loop learning in organizations. Harvard Business Review (September-October): 115–123.

Argyris C. 2004. Reasons and Rationalizations: The Limits to Organizational Knowledge. Oxford University Press: Oxford.

Bezhovski Z., Poorani S. 2016. The evolution of e-learning and new trends. Information and Knowledge Management 6 (3): 50–57.

Bloom B. 1956. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I: Cognitive Domain. Longman: N.Y.

Chelovechkov A., Spar B. 2019. 2019 Workplace Learning Report. [Electronic resource]. https://learning.linkedin.com/content/dam/me/business/en-us/amp/learning-solutions/images/workplace-learning-report-2019/pdf/workplace-learning-report-2019.pdf (accessed: 15.12.2019).

Corporate Learning. 2018. IMC Conference. [Electronic resource]. https://im-conferences.com/corporate-learning/ (accessed: 15.12. 2019). (In Russian)

Gagné R. M. 1965. The Conditions of Learning and Theory of Instruction. Holt, Rinehart & Winston: N.Y.

Kirkpatrick D. L., Kirkpatrick J. D. 1994. Evaluating Training Programs. Berrett-Koehler Publishers.

Mager R. 1962. Preparing Instructional Objectives. A Critical Tool in the Development of Effective Instruction. Fearon Publishers: Palo Alto, CA.

Selye H. 1974. Stress without Distress. Lippincott Williams & Wilkins: Philadelphia, PA.

State of the Industry Report. 2016. Association for Talent Development. [Electronic resource]. https://www.td.org/professional-resources/state-of-the-industry-report/ (accessed: 15.12.2019).

European Policy Cooperation in Education and Training (ET 2020 framework). European Commission. [Electronic resource]. http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework_en/ (accessed: 15.12.2019).


Translation of references in Russian into English

30 Facts about Modern Young People. 2016. Sberbank Research. [Electronic resource]. https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (accessed: 15.12.2019) (In Russian)

Analytical Center for the Government of the Russian Federation. 2017. Additional professional education in Russia — the results of the reforms. Education Bulletin 14: 4–15. (In Russian)

Asmolov А. G. 2007. Psychology of Personality: Cultural and Historical Understanding of Human Development. Moscow: Smysl. (In Russian)

Butenko V., Polunin K., Kotov I., Sycheva E., Stepanenko A., Zanina E., Lomp S., Rudenko V., Topolskaia E., 2017. Russia 2025: From Staff to Talents. Moscow: BCG. (In Russian)

Voronina D. V. 2016. Instructional design in modern Russian education: Problems and ways of development. Pedagogicheskii Zhurnal (3): 61–68. (In Russian)

Zavyalova E. K., Latukha M. О. 2016. Human Resource Development Management. SPb.: St. Petersburg University Publishing House. (In Russian)

Katkalo V. S.,Volkov D. L., Baranov I. N., Zubtsov D. A., Sobolev E. B., Yurchenkov V. I., Starovoitov A. A., Safronov P. A. 2018. Digital Skills Training: Global Challenges and Best Practices. Analytical Report for III International Conference «More than Training: How to Develop Digital Skills», Moscow: Sberbank Corporate University. (In Russian)

Kovalenko А. 2016. What do they want? They want CU. Expert Ural 22 (689). [Electronic resource]. https://expert.ru/ural/2016/22/chego-oni-hotyat-ku-oni-hotyatx/ (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Kuzminov Ya. I., Frumin I. D. (eds). 2018. Twelve Solutions for New Education: Strategic Research Center and the Higher School of Economics Report. Moscow: HSE Publishing House. (In Russian)

Moiseeva М. V., Polat Е. S., Bukharkina М. Yu., Nezhurina М. I. 2004. E-learning: Technologies for Instructional Design. Moscow: Kameron. (In Russian)

Pavlov Yu. 2017. IDD&E: Essentials. [Electronic resource]. https://yuripavlov.ru/2017/ (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Peskin М. 2019. Trends in HR and personnel assessment: New topics and forecasts for 2019. SHL Russia & CIS. [Electronic resource]. https://hr-portal.ru/files/latr_2018_full_results.pdf (accessed: 15.12. 2019). (In Russian)

Russian Companies Training Plans in 2019. 2019. REC Analitics. [Electronic resource]. https://hr-portal.ru/files/training_plans_in_2019.pdf (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Polkovnikova N. 2018. Three main topics of T&D. HR — Academy. [Electronic resource]. https://hr-academy.ru/hrarticle/tri-glavnyih-temyi-t-d.html (accessed: 15. 12.2019). (In Russian)

Prokhorenko А. 2019. What do Russians want to learn after 45? Executive.ru. [Electronic resource]. https://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1990254-chemu-hotyat-uchitsya-rossiyane-posle-45-let (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

RBC. 2019. How and what company employees are taught: The results of the survey of 532 managers. RBC. [Electronic resource]. https://pro.rbc.ru/news/5cb453429a79470ed4e243cb (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Ryabaya L. 2019. Pedagogical design and engineering: Principles, objectives, models. eTutorium. [Electronic resource]. https://etutorium.ru/blog/pedagogicheskij-dizajn-proektirovanie (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Spiridonova Yu. 2018. Education for adults. What do employees learn and how much does it cost? Forbes. [Electronic resource]. https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/361741-obrazovanie-dlya-vzroslyh-chemu-uchat-rabotnikov-i-skolko-eto-stoit (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Trends in the field of personnel management in Russia — 2019. 2019. Deloitte. [Electronic resource]. https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/HC-Trends-2019-Russia-General-Report.pdf (accessed: 15. 12.2019). (In Russian)

Feoktistova Е. 2018. Business and HR transformation: Russian companies cases in the context of global trends. Skolkovo. [Electronic resource]. http://trends.skolkovo.ru/2018/12/transformatsiya-biznesa-i-transformatsiya-hr-keysyi-rossiyskih-kompaniy-v-kontekste-mirovyih-trendov/ (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

What will happen when corporate universities die? 2018. Skolkovo. [Electronic resource]. http://trends.skolkovo.ru/2018/02/chto-delat-kogda-umrut-korporativnyie-universitetyi/ (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Shirokopoyas А. 2017. Business portal “Competencies” statistical study results: How Russian companies manage the processes of training and staff development. Business Portal “Competencies”. [Electronic resource]. http://obzory.hr-media.ru/issledovaniye_korporativnoe_obuchenie_i_razvitie (accessed: 15.12.2019). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.02.2020

Как цитировать

Завьялова, Е. К., & Ардишвили, А. (2020). Современные проблемы российского корпоративного образования: возможно ли обучение без развития?. Российский журнал менеджмента, 17(4), 499–516. https://doi.org/10.21638/spbu18.2019.405

Выпуск

Раздел

Обзоры