Маркетинговые инновации в условиях сетевой формы организации санаторно-курортного бизнеса: опыт АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»

Авторы

  • Алексей Анатольевич Казьмин АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», Москва, Россия
  • Алексей Евгеньевич Петров АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена описанию маркетинговых инноваций и их результативности на примере ведущего сетевого российского оператора рынка санаторно-курортных услуг — АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ». Представлены мотивационные механизмы, стимулирующие выбор маркетинговых инноваций как способа позиционирования в условиях сетевой формы организации санаторно-курортного бизнеса. Обсуждаются возможности и эффективность инновационного пути развития компании в условиях высокой интенсивности конкуренции, неопределенности внешней среды.

Ключевые слова:

маркетинговые инновации, каналы распределения, сетевая форма организации бизнеса, рынок санаторно-курортных услуг

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Архипов А. Е., Севрюков И. Ю. 2013. Маркетинговые аспекты формирования многоконтурного санаторно-курортного продукта. Проблемы современной экономики (3): 269–272.

Атьков О. Ю. (ред.). 2008. Санаторно-курортная реабилитация работников железнодорожного транспорта: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР–Медиа.

БизнесСтат. 2015. Анализ рынка санаторно-курортных услуг в России в 2010–2014 гг. Прогноз на 2015–2019 гг.

Бортник И. М., Зинов В. Г., Коцюбинский В. А., Сорокина А. В. 2013. Вопросы достоверности статистической информации об инновационной деятельности в России. Инновации (10): 10–17.

Ветитнев А. М., Торгашева А. А. 2014. Российский рынок лечебно-оздоровительного туризма: характеристика туроператоров. Известия Сочинского государственного университета (3): 83–93.

Ветитнев А. М., Цирюта Е. В. 2006. Маркетинг некоммерческих санаториев. Маркетинг в России и за рубежом (2): 109–115.

Голиченко О. Г., Балычева Ю. Е. 2015. Зависимость инновационных стратегий российских предприятий от степени технологичности производства: структурный и динамический аспекты. Инновации (1): 53–65.

Голубничий Ф. И., Гончаров Р. Ю., Попова Е. В. 2013. Повышение эффективности работы санаторно-курортного комплекса г. Сочи на основе развития предпринимательства. Известия Сочинского государственного университета (1): 33–37.

Гончар К. Р., Голикова В. В. 2009. Инновационное поведение предприятия: ОАО «Галоген». Российский журнал менеджмента 7 (3): 113–138.

Гурков И. Б. 2005. Воздействие интегрированных структур управления на инновационное развитие российских предприятий: попытка эмпирического анализа. Российский журнал менеджмента 3 (4): 55–66.

Гурков И. Б., Тубалов B. C. 2004. Инновации в российской промышленности: создание, диффузия и реализация новых технологий и социальных практик. Мир России (3): 28–47.

Индикаторы науки: 2014: статистический сборник. 2014. М.: НИУ «Высшая школа экономики».

Кабалина В., Кларк С. 2001. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях. Вопросы экономики (7): 19–33.

Кадочников С. М., Есин П. В. 2006. Факторы продуктовых инноваций в процессе реструктуризации современных российских компаний (на примере компаний Уральского региона). Российский журнал менеджмента 4 (1): 29–54.

Как тур в ощип. 2015. Коммерсантъ Деньги (7): 29.

Катькало В. С., Мукба В. Н. 2004. Международные гостиничные сети: специфика организации и типология стратегий развития. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (4): 3–31.

Катькало В. С., Шемракова В. Н. 2008. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента».

Козлов К. К., Соколов Д. Г., Юдаева К. В. 2004. Инновационная активность российских фирм. Экономический журнал ВШЭ 8 (3): 399–420.

Кущ С. П., Смирнова М. М. 2010. Маркетинг на b2b-рынках: отношенческий подход. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента».

Мониторинг инновационного поведения населения. 2014. http://opec.ru/1666283.html

Обогнали СССР. 2015. Ведомости (29 апреля).

Ойнер О. К. 2008. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом. Российский журнал менеджмента 6 (2): 27–46.

Папирян Г. А. 2007. Стратегический менеджмент в глобальной гостиничной отрасли. Российский журнал менеджмента 5 (2): 117–136.

Пахомова Н. В., Смирнов С. А. 2011. Инновационная экономика: структурные приоритеты и индикаторы. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Экономика (4): 3–21.

По непроверенным чемоданным. 2014. Коммерсантъ Деньги (27): 23.

Пустынникова Ю. 2003. Искусство управления каналами сбыта. Управление компанией (9): 12–20.

Ребязина В. А., Кущ С. П., Красников А. В., Смирнова М. М. 2011. Инновационная деятельность российских компаний: результаты эмпирического исследования. Российский журнал менеджмента 9 (3): 29–54.

Ростуризм просчитал бронь. 2014. Коммерсантъ (15 августа): 1.

Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 2010. ОЭСР; Евростат. Пер. на рус. яз. М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки».

Тироль Ж. 2000. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Т. 2. СПб.: Экономическая школа.

Тис Д. 2009. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании. Российский журнал менеджмента 7 (4): 59–108.

Третьяк О. А., Слоев И. А. 2012. Оценка маркетинговой деятельности по состоянию клиентского потока. Российский журнал менеджмента 10 (1): 29–50.

Третьяк О. А., Ребязина В. А., Ветрова Т. В. 2015. Современные маркетинговые практики в России: результаты эмпирического исследования. Российский журнал менеджмента 13 (1): 3–26.

Тур без оператора. 2014. Коммерсантъ Деньги (35): 66.

Цены не выдержали турпотока. Коммерсантъ (9 февраля): 10.

Шемракова В. Н. 2007. Международные гостиничные сети: закономерности возникновения сетевой формы организации и базовые бизнес-модели. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (3): 83–111.

PwC. 2013. Развенчание мифов об интернет-покупателях: 10 мифов о многоканальной розничной торговле. Ежегодный опрос покупателей интернет-магазинов из различных стран. http://www.pwc.ru

TripAdvisor. 2013. Независимый опрос путешественников. http://travel.vesti.ru/article_10040

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Accountable Marketing Through Metrics. 2006. Vision Edge Marketing Annual Metrics Survey.

Aghion P., Bechtold S., Cassar L., Herz H. 2014. The Causal Effects of Competition on Innovation: Experimental Evidence. Working Paper No. w19987. National Bureau of Economic Research.

Armbruster H., Bikfalvi A., Kinkel S., Lay G. 2008. Organizational innovation: The challenge of measuring non-technical innovation in large-scale surveys. Technovation 28 (10): 644–657.

Becker W., Dietz J. 2004. R&D cooperation and innovation activities of firms — evidence for the German manufacturing industry. Research Policy 33 (2): 209–223.

Biederman D. 2006. Keep it moving. Journal of Commerce 7 (6): 20–23.

Blind K., Thumm N. 2004. Interrelation between patenting and standardization strategies: Empirical evidence and policy implications. Research Policy 33 (10): 1583–1598.

Booz & Company. 2012. Making Ideas Work. The 2012 Global Innovation 1000 Study. http://www.booz.com/media/file/BoozCo_The-2012-Global-Innovation-1000-Results-Summary.pdf

Fagerberg J., Verspagen B. 2009. Innovation studies — The emerging structure of a new scientific field. Research Policy 38 (2): 218–233.

Fritsch M., Franke G. 2004. Innovation, regional knowledge spillovers and R&D cooperation. Research Policy 33 (2): 245–255.

Fritsch M., Lukas R. 2001. Who cooperates on R&D? Research Policy 30 (2): 297–312.

Enkel E., Gassmann O. 2010. Creative imitation: Exploring the case of cross-industry innovation. R&D Management 40 (3): 256–270.

Hawk Partners LLC. 2012. Hotel Channel Usage Study, Study Highlights and Implication for Marketers. http://www.hawkpartners.com

Internet Travel Hotel Booking Statistics. 2013. http://www.statisticbrain.com/internet-travel-hotel-booking-statistics

Kaufmann A. Tödtling F. 2000. Science-Industry Interaction in the Process of Innovation: The Importance of Boundary-Crossing Between Systems. Paper presented at the 40th Congress of the European Regional Science Association Barcelona.

Lööf H., Heshmati A. 2002. On the Relationship Between Innovation and Performance: A Sensitivity Analysis. Working Paper.

Moncada Paternò Castello P., Smith K. 2009. Corporate R&D: A Policy Target Looking For Instruments. IPTS Working Papers on Corporate R&D and Innovation No. 01/2009. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.

Naidoo V. 2010. Firm survival through a crisis: The influence of market orientation, marketing innovation and business strategy. Industrial Marketing Management 39 (8): 1311–1320.

Naidu G. M., Parvatiyar A., Sheth J. N., Westgate L. 1999. Does relationship marketing pay? An empirical investigation of relationship marketing practices in hospitals. Journal of Business Research 46 (3): 207–218.

O’Connor P. 2002. An Analysis of the Online Pricing Strategies of the International Hotel Chains. Information and Communication Technologies in Tourism: Proceedings of the International Conference in Innsbruck, Austria; 285–293.

O’Connor P., Frew A. 2004. An evaluation methodology for hotel electronic channels of distribution. Hospitality Management 23 (2): 179–199.

Ren L., Xie G., Krabbendam K. 2010. Sustainable competitive advantage and marketing innovation within firms: A pragmatic approach for Chinese firms. Management Research Review 33 (1): 79–89.

Rosenbloom B. 1995. Marketing Channels — A Management View. Dryden Press: Fort Worth, TX.

Shergill G., Nargundkar R. 2005. Market orientation, marketing innovation as performance drivers. Journal of Global Marketing 19 (1): 27–47.

Srivastava R., Shervani T., Fahey L. 1998. Market-based assets and shareholder value: A framework for analysis. Journal of Marketing 62 (1): 168–179.

Stanton W. 1968. Fundamentals of Marketing. 2nd ed. McGraw-Hill: N. Y.

Travel Click. 2011. eTRAK report — Hotel Booking by Channel. http://www.travelclick.com/information-center/booking-bychannel.cfm

Veugelers R., Cassiman B. 1999. Make and buy in innovation strategies: Evidence from Belgian manufacturing firms. Research Policy 28 (1): 63–80.

Wakasugi R., Koyata F. 1997. R&D, firm size and innovation outputs: Are Japanese firms efficient in product development? Journal Production Innovation Management 14: 383–392.

Weerawardena J. 2003. The role of marketing capability in innovation-based competitive strategy. Journal of Strategic Marketing 11 (1): 15–35.


Translation of references in Russian into English

Arkhipov A. E., Sevryukov I. Yu. 2013. Marketing aspects of the creation of multiplanimetric spa product. Problemy sovremennoj ekonomiki (3): 269–272.

Atkov O. Yu. (ed.). 2008. Sanatorium rehabilitation of railways workers: A guide for doctors. M.: GEOTAR–Media.

BiznesStat. 2015. Analysis of the market of sanatorium-and-spa services in Russia in 2010–2014. Forecast for 2015–2019.

Bortnik I. M., Zinoviev V. G., Kotsyubinsky V. A., Sorokin A. V. 2013. Questions of reliability of statistical information on innovation in Russia. Innovatsii (10): 10–17.

Vetitnev A. M., Torgasheva A. A. 2014. The Russian market of medical tourism: Characteristics of tourist operators. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta (3): 83–93.

Vetitnev A. M., Tsiryuta E. V. 2006 Marketing of non-profit health centers. Marketing v Rossii i za rubezhom (2): 109–115.

Golichenko O. G., Balycheva Yu. E. 2015. Dependence of innovative strategies of Russian companies on the degree of processability of production: Structural and dynamic aspects. Innovatsii (195): 53–65.

Golubnichiy F. I., Goncharov R. Yu., Popova E. V. 2013. On the growth of the efficiency of sanatorium-and-spa sector of Sochi city on the basis of entrepreneurship. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta (1): 33–37.

Gonchar K. R., Golikova V. V. 2009. Innovative behavior of “Halogen” company. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 7 (3): 113–138.

Gurkov I. B. 2005. The impact of integrated management structures on innovations in Russian enterprises: An attempt of empirical analysis. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 3 (4): 55–66.

Gurkov I. B., Tubalov B. C. 2004. Innovations in Russian industry: The creation, diffusion and implementation of new technologies and social practices. Mir Rossii (3): 28–47.

Indicators of science: 2014: statistical publication. 2014. Moscow: NRU “Higher School of Economics”.

Kabalina B., Clark S. 2001. Innovation in the post-Soviet industrial enterprises. Voprosy ekonomiki (7): 19–33.

Kadochnikov S., Esin P. V. 2006. Product innovations and Russian companies restructuring: An Ural region example. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 4 (1): 29–54.

As a tour to oschip. Kommersant Den’gi (February 23): 7.

Katkalo V. S., Mukba V. N. 2004. International hotel chains: specifics of organization and typology of development strategies. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Menedzhment (4): 3–31.

Katkalo V. S., Shemrakova V. N. 2008. Network strategies in hospitality industry. SPb.: “Graduate School of Management” Publishing House.

Kozlov K. K., Sokolov D. G., Yudaeva K. V. 2004. The innovative activity of Russian companies. Ekonomicheskij zhurnal VSHE 8 (3): 399–420.

Kusch S. P., Smirnova M. 2010. Marketing a the b2b-markets: Relational approach. SPb.: “Graduate School of Management” Publishing House.

Monitoring of innovative behavior of the population. 2014. http://opec.ru/1666283.html

The Soviet Union is overtaken. 2015. Vedomosti (April 29).

Oyner O. K. 2008. Marketing productivity measurement in the system of company management. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 6 (2): 27–46.

Papiryan G. A. 2007. Strategic management in the global hospitality industry. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 5 (2): 117–136.

Pakhomova N. V., Smirnov S. A. 2011. Innovative economy: Structural priorities and indicators. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Ekonomika (4): 3–21.

According to unconfirmed suitcase-data. 2014. Kommersant Den’gi (27): 23.

Pustynnikova Yu. 2003. The art of sales channels management. Upravlenie kompaniej (9): 12–20.

Rebyazina V. A., Kusch S. P., Krasnikov A. V., Smirnova M. M. 2011. Innovation activities of the Russian companies: The results of empirical study. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 9 (3): 29–54.

Rosturizm counted reservation. 2014. Kommersant (August 15): 1.

Oslo Manual: Guidelines for collecting and interpreting innovation data. 2010. OECD; Eurostat. Russan translation. M.: GU “Centre for Research and Statistics of Science”.

Tirole J. 2000. Markets and market power of the theory of industrial organization. V. 2. SPb.: Ekonomicheskaya shkola. (Translation from English)

Teece D. 2009. Explicating dynamic capabilities: Nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 7 (4): 59–108. (Translation from English)

Tretyak O. A., Sloev I. A. 2012. Client’s flow based evaluation of marketing activities. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 10 (1): 29–50.

Tretyak O. A., Rebyazina V. A., Vetrova T. V. 2015. Contemporary marketing practices in Russia: Results of empirical study. Rossijskij zhurnal menedzhmenta 13 (1): 3–26.

Trip without operator. 2014. Kommersant Den’gi (35): 66.

Prices did not stand in tourist traffic. Kommersant (February 9): 10.

Shemrakova V. N. 2007 International hotel chains: Patterns of network form of organization and basic business models. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Menedzhment (3): 83–111.

PwC. 2013. Dispelling the myths about online buyers: 10 myths about multi-channel retailing. The annual survey of buyers of online stores from different countries. http://www.pwc.ru

TripAdvisor. 2013. An independent survey of travellers. http://travel.vesti.ru/article_10040

Загрузки

Опубликован

26.10.2015

Как цитировать

Казьмин, А. А., & Петров, А. Е. (2015). Маркетинговые инновации в условиях сетевой формы организации санаторно-курортного бизнеса: опыт АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ». Российский журнал менеджмента, 13(3), 111–134. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/175

Выпуск

Раздел

Практика менеджмента