Корпоративные университеты: анализ деятельности в международных исследованиях

  • Анастасия Дмитриевна Чанько Институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, Россия https://orcid.org/0000-0003-3762-4282
  • Анна Авиталь Вениаминовна Баснер Институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, Россия

Аннотация

Корпоративные университеты становятся обязательным элементом системы внутрифирменного обучения во все большем количестве российских компаний. В этой связи знакомство с лучшим мировым опытом их создания и развития приобретает критическое значение для отечественных специалистов. Изучение такого опыта становится более продуктивным при понимании общих принципов анализа деятельности корпоративных университетов, распространенных в международной практике. Статья посвящена систематизации малоизвестных в России теоретических концепций ведущих зарубежных исследователей и экспертов, описывающих многообразие современных корпоративных университетов. Авторами модифицируется взятый в качестве основы подход к структурированию анализа деятельности корпоративного университета, предложенный Э. Луи Абель и Дж. Ли. В статье выявлено и описано пять профилей (аспектов) деятельности корпоративного университета: организационный, образовательный, операционный, партнерский и маркетинговый, каждый из которых раскрывается набором поддающихся управленческому воздействию характеристик их деятельности. Представленная схема может служить основой для сравнительного анализа и дальнейших эмпирических исследований корпоративных университетов России с применением международно признанных критериев их изучения.

Ключевые слова:

корпоративные университеты, корпоративное обучение, самообучающаяся организация

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Голышенкова О. 2010. Мировые тенденции развития корпоративного образования. Maconews.Ru. http://www.makonews.ru

Грачева С. 2008. Корпоративные университеты за рубежом (история создания, опыт, современность). Управление персоналом (5): 90–95.

Зинурова Р. 2011. Корпоративный университет как точка соприкосновения науки, образования и производства. Вестник Казанского технологического университета (18): 273–277.

Зинурова Р., Тузиков А. 2010. Типы корпоративных университетов и их роль в инновационном развитии химической и нефтехимической отрасли ПРИФО. Вестник Казанского технологического университета (9): 768–777.

Ивлева В. 2006. Корпоративные университеты: немецкий опыт. Персонал-микс (5/6): 18–24.

Каганов В. 2008. Корпоративный университет «Норильский никель»: опыт лидера. М.: Вершина.

Казанцева Е. 2014. Корпоративный университет — движущая сила организации. Управление развитием персонала (38): 162–167.

Кербель Б., Попова И., Федосов Н. 2005. Корпоративные университеты в системе профессионального образования. Открытое образование (3): 50–56.

Корпоративные университеты в российской и зарубежной практике. 2002. М.: Ассоциация менеджеров.

Корпоративный университет. Formatta. http://formatta.ru/corporate-university/ (дата обращения: 25.04.2014).

Корпоративный университет Сбербанка признан одним из лучших в мире. 2015. Лента.Ру. http://lenta.ru/news/2015/05/13/sber/ (дата обращения: 17.07.2015).

Костюченко А. 2005. Корпоративные университеты на российском рынке. Управление развитием персонала (5): 32–37.

Леонтьева Е. 2011. Корпоративный университет как модель инновационного корпоративного учебного заведения. Психология и педагогика (4): 144–147.

Митькина Е. 2005. Корпоративный университет — неиссякаемый ресурс развития бизнес-лидера. Управление человеческим потенциалом 2 (2): 52–54.

Морозов И. 2006. Строим корпоративный университет. Персонал-микс (5/6): 9–13.

Пахомова Е. 2006. Корпоративные университеты в системе российского образования (результаты социологического исследования). Человек и образование (7): 59–64.

Принс К., Стюарт Дж. 2005. Корпоративные университеты — аналитическая схема. Пер. с англ. Менеджмент Дайджест (1): 16–31.

Шарыгина А. 2012. Корпоративный университет для малого и среднего бизнеса на примере розничной сети. Управление развитием персонала (31): 210–220.

Якушева А. 2007. Корпоративный университет «Ренессанс Капитал». Управление персоналом (22): 82–85.

Янова И. 2015. Тенденции и прогнозы развития корпоративных университетов. Управление развитием персонала (42): 128–134.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Allen M. (ed.). 2002. The Corporate University Handbook: Designing, Managing, and Growing a Successful Program. AMACOM: N. Y.

Allen M. 2010. Corporate universities: Globalization and greater sophistication. Journal of International Management Studies 5 (1): 48–53.

Allen M., McGee P. 2004. Measurement and evaluation in corporate universities. New Directions for Institutional Research (124, Winter): 81–92.

Barley K. 2002. Corporate university structures that reflect organizational cultures. In: Allen M. (ed.). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 43–66.

Barney M. 2002. Measuring ROI in corporate universities. In: Allen M. (ed.). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 197–218.

Becker K., Fleming J., Keijsers W. 2012. Elearning: Ageing workforce versus technology-savvy generation. Education + Training 54 (5): 385–400.

Blass E. 2005. The rise and rise of the corporate university. Journal of European Industrial Training 29 (1): 58–74.

Cantor J. A. 2000. Higher education outside of the academy. ASHE-ERIC Higher Education Reports 27 (7): 1–144.

CUX. 2015a. 12th Annual Learning Excellence and Innovation Benchmarking Study. 2015. CUX, Inc. http://documents.corpu.com/research/CorpU_12th_Annual_GetStartedGuide.pdf (accessed: 23.03.2015).

CUX. 2015b. Measuring the Value of Learning. CUX, Inc. http://www.corpu.com/documents/Measuring_the_Value_of_Learning-final_06-13-08_st.ppt (accessed: 23.03.2015).

CUX. 2015c. The Business Case for Creating a Corporate University. CUX, Inc. https://www.corpu.com/documents/Business-Casefor-a-Corporate-University.pdf (accessed: 23.03.2015).

Davenport T., Prusak L. 1997. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know. Harvard Business School Press: Boston, MA.

Dawson S., Heathcote L., Poole G. 2010. Harnessing ICT potential: The adoption and analysis of ICT systems for enhancing the student learning experience. International Journal of Educational Management 24 (2): 116–128.

Dealtry R. 2000. Strategic directions in the management of the corporate university paradigm. Journal of Workplace Learning 12 (4): 171–175.

Dealtry R. 2001. Frequently asked questions with reference to the corporate university. Journal of Workplace Learning 13 (6): 254–259.

DeFilippo D., Pearl S. 2012. Learning’s external brand. Chief Learning Officer (April): 40–43.

Dover P., Perkins S., Wylie D. 2009. The role of custom case materials in action-based executive education programs. Journal of Management Development 28 (4): 285–300.

Eccles G. 2004. Marketing the corporate university or enterprise academy. Journal of Workplace Learning 16 (7/8): 410–418.

Fresina A. 1997. The three prototypes of corporate universities. The Corporate University Review 6 (January/February): 18–20.

Fulmer R. M. 2002. Best practices in corporate universities. In: Allen M. (ed.). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 107–120.

Guthrie D. 2013. Corporate Universities: An Emerging Threat to Graduate Business Education. Forbes. http://www.forbes.com/sites/dougguthrie/2013/01/22/corporateuniversities-an-emerging-threat-to-graduate-business-education

Hall B. 2002. Using technology to enhance learning in corporate universities. In: Allen M. (ed). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 147–164.

Jansink F., Kwakman K., Streumer J. 2005. The knowledge-productive corporate university. Journal of European Industrial Training 29 (1): 40–57.

Kiely L. 2002. Measurement in corporate university learning environments: Is it gonna show? Do we wanna know? In: Allen M. (ed.). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 165–196.

Kirkpatrick J. D., Kirkpatrick W. K. 2010. Training on Trial: How Workplace Learning Must Reinvent Itself to Remain Relevant. American Management Association: N. Y.

Laughton P. 2011. The use of wikis as alternatives to learning content management systems. The Electronic Library 29 (2): 225–235.

Lewis L. H. 2002. The corporate university training function. In: Allen M. (ed.). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 121–146.

Little B. 2010. Talent management and its technological partners. Industrial and Commercial Training 42 (7): 389–393.

Lui Abel A. T. 2008. The Development of a Conceptual Framework and Taxonomy for Defining and Classifying Corporate Universities. Doctoral Dissertation. New York University.

Lui Abel A., Li J. 2012. Exploring the corporate university phenomenon: Development and implementation of a comprehensive survey. Human Resource Development Quarterly 23 (1): 103–128.

McCarty T. 2002. The corporate university as a strategic lever. In: Allen M. (ed.). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 67–90.

Meister J. C. 1998a. Corporate Universities: Lessons in Building a World-class Workforce. 2nd ed. McGraw-Hill: N. Y.

Meister J. C. 1998b. Ten steps to creating a corporate university. Training and Development (November): 38–43.

Meister J. C. 2006. Corporate universities: What works and what doesn’t. Chief Learning Officer (3): 28–32, 70.

Moore J. 2002. Running a corporate university like a business: A financial model. In: Allen M. (ed). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 33–42.

Paton R., Peters G., Storey J. (eds). 2005. Handbook of Corporate University Development. Ashgate: Abingdon, Oxon, EN.

Phillips J., Phillips P. 2009. Measuring return on investment in HR. Strategic HR Review 8 (6): 12–19.

Prince C. 2003. Corporate education and learning: The accreditation agenda. Journal of Workplace Learning 15 (4): 179–185.

Prince C., Beaver G. 2001. Facilitating organizational change: The role and development of the corporate university. Strategic Change 10 (4): 189–199.

Renaud-Coulon A. 2002. Corporate universities in Europe. In: Allen M. (ed.). The Corporate University Handbook. AMACOM: N. Y.; 219–230.

Renaud-Coulon A. 2007. Branding your corporate university. In: Allen M. (ed.). The Next Generation of Corporate Universities. Wiley: San Francisco.

Renaud-Coulon A. 2008. Corporate social responsibility: How can learning contribute? Chief Learning Officer 7 (December): 74–77.

Schmitt C. A., Lockard J. 2012. Corporate Universities: A Historical Perspective with an Analysis and Comparison of Development Models in the Literature and Practice. Dissertation Thesis. Northern Illinois.

Servage L. 2005. Strategizing for workplace E-learning: Some critical considerations. Journal of Workplace Learning 17 (5/6): 304–317.

Stewart J., McGoldrick J. 1996. Human Resource Development: Perspectives, Strategies, and Practice. Pitman: London.

Suutari V., Viitala R. 2008. Management development of senior executives: Methods and their effectiveness. Personell Review 37 (4): 375–392.

Todd S. 2009. Designing the Optimal Organization Structure and Governance Model. CUX, Inc. http://www.corpu.com/documents/CorpU_Designing_Optimal_Org_Structure_Gov_Model.pdf

Tomé E. 2011. Human resource development in the knowledge-based and services-driven economy: An introduction. Journal of European Industrial Training 35 (6): 524–539.

Walton J. 1999. Strategic Human Resource Development. Pitman: London.

Walton J. 2005. Would real corporate university please stand up? Journal of European Industrial Training 29 (1): 7–20.

White A. 2009. The corporate university: Meeting the learning needs of a changing workforce. Strategic HR Review 8 (4): 11–16.


Translation of references in Russian into English

Golyshenkova O. 2010. World trends in corporate education. Maconews.Ru. http://www.makonews.ru

Gracheva S. 2008. Corporate universities abroad (history of establisment, experience, modernity). Upravlenie personalom (5): 90–95.

Zinurova R. 2011. Corporate university as a point of contact between science, education and industry. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta (18): 273–277.

Zinurova R., Tuzikov A. 2010. Types of corporate universities and their role in the innovative development of the chemical and petrochemical industry in PRIFO. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta (9): 768–777.

Ivleva V. 2006. Corporate universities: the German experience. Personal-miks (5/6): 18–24.

Kaganov V. 2008. “Norilsky Nickel” corporate university: The experience of a leader. M.: Vershina.

Kazantseva E. 2014. Corporate university — the driving force of the organization. Upravlenie razvitiem personala (38): 162–167.

Kerbel B., Popova I., Fedosov N. 2005. Corporate universities in the system of vocational education. Otkrytoe obrazovanie (3): 50–56.

Corporate universities in Russian and foreign practice. 2002. M.: Association of Managers.

Corporate University. Formatta. http://formatta.ru/corporate-university/ (accessed: 25.04.2014).

Sberbank Corporate University is recognized as one of the best in the world. 2015. Lenta.Ru. http://lenta.ru/news/2015/05/13/sber/ (accessed: 17.07.2015).

Kostyuchenko A. 2005. Corporate universities at the Russian market. Upravlenie razvitiem personala (5): 32–37.

Leontieva E. 2011. Corporate university as a model of innovative corporate educational institution. Psikhologiya i pedagogika (4): 144–147.

Mitkina E. 2005. Corporate university — an inexhaustible source of a business leader development. Upravlenie chelovecheskim potentsialom 2 (2): 52–54.

Morozov I. 2006. Building a corporate university. Personal-miks (5/6): 9–13.

Pakhomova E. 2006. Corporate universities in the Russian education system (results of sociological research). Chelovek i obrazovanie (7): 59–64.

Prince K., Stewart J. 2005. Corporate universities — analytical framework. Menedzhment Dajdzhest (1): 16–31.

Sharygina A. 2012. Corporate university in a small and medium-sized business: the example of the retail chain. Upravlenie razvitiem personala (31): 210–220.

Yakusheva A. 2007. “Renaissance Capital” corporate university. Upravlenie personalom (22): 82–85.

Yanova J. 2015. Trends and forecasts of corporate universities development. Upravlenie razvitiem personala (42): 128–134.
Опубликован
2015-10-26
Как цитировать
Чанько, А., & Баснер, А. А. (2015). Корпоративные университеты: анализ деятельности в международных исследованиях. Российский журнал менеджмента, 13(3), 79–110. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/174
Раздел
Обзоры