Оценка предпринимательского климата для малого и среднего бизнеса: на примере муниципалитетов Московской области

Авторы

  • Наталья Петровна Дроздова Институт «Высшая школа менеджмента», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
  • Анастасия Евгеньевна Каплина Институт «Высшая школа менеджмента», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.401

Аннотация

Цель данной работы — выявить факторы, влияющие на предпринимательский климат в муниципальных образованиях Московской области, определить характер данного влияния и на этой основе сформулировать рекомендации по его улучшению. Понятие «предпринимательский климат» трактуется как совокупность объективных и субъективных факторов, отражающихся на предпринимательской деятельности определенной территории. На основе анализа методов оценки предпринимательского климата и наличия данных были выбраны такие факторы, как финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, уровень развития городской инфраструктуры, функционирование коворкинг-центров, сложность регистрации бизнеса, получения лицензий и разрешений на деятельность, уплаты налогов и поиска персонала, а также субъективная оценка уровня развития инфраструктуры и отношение общества к предпринимателям. В соответствии с полученными результатами уровень развития городской инфраструктуры и простота регистрации бизнеса делают предпринимательский климат муниципального образования более благоприятным и оказывают существенное положительное влияние на предпринимательскую активность. По результатам опроса можно сделать вывод о том, что наибольшую трудность для предпринимателей представляет поиск персонала с необходимой квалификацией. Количество коворкинг-центров не оказывает статистически значимого влияния на уровень предпринимательской активности. Полученные результаты во многом совпадают с выводами других исследований. Таким образом, для улучшения бизнес-климата важно развивать городскую среду и упрощать процедуру регистрации бизнеса. Рекомендуется проводить больше мероприятий (например, ярмарок вакансий в учебных заведениях), которые помогут предпринимателям найти квалифицированных специалистов, организовать специальные программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме того, для оценки делового климата Московской области рекомендуется расширить перечень учитываемых факторов и включить в него отношение общества к предпринимателям, а также повысить уровень развития городской инфраструктуры и облегчить процесс регистрации бизнеса.

Ключевые слова:

предпринимательский климат, деловая среда, малый и средний бизнес, муниципальные образования, Московская область

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Дроздова, Н. П., & Каплина, А. Е. (2021). Оценка предпринимательского климата для малого и среднего бизнеса: на примере муниципалитетов Московской области. Российский журнал менеджмента, 19(4), 387–402. https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.401

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования