Оценка предпринимательского климата для малого и среднего бизнеса: на примере муниципалитетов Московской области
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.401Аннотация
Цель данной работы — выявить факторы, влияющие на предпринимательский климат в муниципальных образованиях Московской области, определить характер данного влияния и на этой основе сформулировать рекомендации по его улучшению. Понятие «предпринимательский климат» трактуется как совокупность объективных и субъективных факторов, отражающихся на предпринимательской деятельности определенной территории. На основе анализа методов оценки предпринимательского климата и наличия данных были выбраны такие факторы, как финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, уровень развития городской инфраструктуры, функционирование коворкинг-центров, сложность регистрации бизнеса, получения лицензий и разрешений на деятельность, уплаты налогов и поиска персонала, а также субъективная оценка уровня развития инфраструктуры и отношение общества к предпринимателям. В соответствии с полученными результатами уровень развития городской инфраструктуры и простота регистрации бизнеса делают предпринимательский климат муниципального образования более благоприятным и оказывают существенное положительное влияние на предпринимательскую активность. По результатам опроса можно сделать вывод о том, что наибольшую трудность для предпринимателей представляет поиск персонала с необходимой квалификацией. Количество коворкинг-центров не оказывает статистически значимого влияния на уровень предпринимательской активности. Полученные результаты во многом совпадают с выводами других исследований. Таким образом, для улучшения бизнес-климата важно развивать городскую среду и упрощать процедуру регистрации бизнеса. Рекомендуется проводить больше мероприятий (например, ярмарок вакансий в учебных заведениях), которые помогут предпринимателям найти квалифицированных специалистов, организовать специальные программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме того, для оценки делового климата Московской области рекомендуется расширить перечень учитываемых факторов и включить в него отношение общества к предпринимателям, а также повысить уровень развития городской инфраструктуры и облегчить процесс регистрации бизнеса.
Ключевые слова:
предпринимательский климат, деловая среда, малый и средний бизнес, муниципальные образования, Московская область
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Российский журнал менеджмента» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.