Модель компетенций руководителя организации здравоохранения: международный опыт внедрения компетенций распределенного лидерства

Авторы

  • Ольга Владимировна Куделина Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2921-3272

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2016.404

Аннотация

Современные приоритеты развития здравоохранения обусловливают возрастающий интерес к проблемам лидерства в управлении. В статье представлен анализ эффективного международного опыта применения моделей распределенного лидерства в учреждениях здравоохранения с целью уточнения связи между компетенциями лидера (коллективное управление, формирование и восстановление отношений в коллективе, самосознание) и факторами, взаимосвязанными с рассматриваемыми компетенциями (эмоциональный интеллект, творчество, клинические компетенции). На основании анализа частот встречаемости упоминаний компетенций распределенного лидерства и сочетаний указанных факторов, взаимосвязанных с компетенциями, а также выявления ассоциированности исследуемых признаков разработана модель компетенций руководителя здравоохранения, основанная на идеях распределенного лидерства.

Ключевые слова:

распределенное лидерство, учреждения здравоохранения, компетенции руководителя, эффективность, статистический анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Вялых Н. А. 2014. Система медицинского обеспечения в США и в России: сравнительный анализ. Вестник Башкирского института социальных технологий. Серия «Общественные науки» (4): 23–29.

Еремина С. Л., Куделина О. В. 2014. Мировой опыт оценки эффективности системы здравоохранения. ЭКО (10): 133–146.

Куделина О. В. 2016. Творчество и лидерство. Идеи распределенного лидерства в управлении учреждениями здравоохранения. Экономика и управление (2): 39–46.

Куделина О. В., Еремина С. Л. 2016. Эффективность регионального здравоохранения. Экономика региона 12 (1): 211–225.

Филонович С. Р. 2003. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы. Российский журнал менеджмента 1 (2): 3–24.

Филонович С. Р. 2007. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении. Российский журнал менеджмента 5 (4): 91–100.

Шейман И. М. 2012. Зарубежный опыт интеграционных процессов в здравоохранении. Часть 1. Менеджер здравоохранения (7): 32–40.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Berry L. L., Seltman K. D. 2014. The enduring culture of Mayo clinic. Mayo Clinic Proceedings 89 (2): 144–147.

Bloom N ., Van Reenen J. 2010. Why do management practices differ across firms and countries? Journal of Economic Perspectives 24 (1): 203–224.

Bloom N., Sadun R., Reenen J. V. 2014. Does Management Matter in Healthcare? Harvard Business School Paper. http://www.people.hbs.edu/rsadun/Management_Healthcare_June2014.pdf (Accessed: 23.11.2015).

Bolden R. 2011. Distributed leadership in organizations: A review of theory and research. International Journal of Management Reviews 13 (3): 251–269.

Booker C., Turbutt A., Fox R. 2016. Model of care for a changing healthcare system: Are there foundational pillars for design? Australian Health Review 40 (2): 136–140.

Brownie S., Thomas J., McAllister L., Groves M. 2014. Australian health reforms: Enhancing interprofessional practice and competency within the health workforce. Journal of Interprofession Care 28 (3): 252–253.

Browning H. W., Torain D. J., Patterson T.E. 2011. Collaborative Healthcare Leadership. A Six-Part Model for Adapting and Thriving during A Time of Transformative Change. Center for Creative Leadership.http://www.ccl.org/wp-content/uploads/2015/04/CollaborativeHealthcareLeadership.pdf

Busari J. O. 2012. Management and leadership development in healthcare and the challengers facing physician managers in clinical practice. International Journal of Clinical Leadership 17 (4): 211–216.

Carter K., Chalouhi E., McKenna S., Richardson B. 2011. What it takes to make integrated care work. Health International (11): 48–55.

Castro P. J., Dorgan S. J., Richardson B. 2008. A healthier health care system for the United Kingdom. McKinsey Quarterly (February): 1–5.

Colla C. H., Lewis V. A., Shortell S. M., Fisher E. S. 2014. First national survey of ACOs finds that physicians are playing strong leadership and ownership roles. Health Affairs 33 (6): 964–971.

Council on Linkages Between Academia and Public Health Practice. 2014. Core Competencies for Public Health Professionals [Electronic Resource]. Public Health Foundation. http://www.phf.org/resourcestools/pages/core_public_health_competencies.aspx

Dorgan S., Carter K., Layton D. 2011. Why hospital management matters. Health International (11): 80–88.

Fitzgerald L., Ferlie E., McGivern G., Buchanan D. 2013. Distributed leadership patterns and service improvement: Evidence and argument from English healthcare. Leadership Quarterly 24 (1): 227–239.

Fitzgerald L., Lilley C., Ferlie E., Addicott R., McGivern G., Buchanan D. 2006. Managing Change and Role Enactment in the Professionalised Organisation. Report to the National Coordinating Centre for NHS Service Delivery and Organisation.

Fitzsimons D., James K. T., Denyer D. 2011. Alternative approaches for studying shared and distributed leadership. International Journal of Management Reviews 13 (3): 313–328.

Frontline lessons in health care transformation: An interview with Brendan Drumm. 2010. McKinsey Quarterly (November): 1–10.

Goleman D. 1995. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. Bantam Books: N. Y.

Goleman D. 1998. Working with Emotional Intelligence. Bantam Books: N. Y.

Goleman D. 2013. Focus: The Hidden Driver of Excellence. Harper: N. Y.

Goleman D., Boyatzis R., McKee A. 2001. Primal Leadership: The Hidden Driver of Great Performance. Harvard Business School Press: Boston, MA.

High Quality Care for All: NHS Next Stage Review Final Report by Lord Darzi. 2008. London.

Holder R., Ramagem C. 2012. Health leadership and management competencies: A systemic approach. World Hospitals and Health Services 48 (3): 9–12.

Interprofessional Education Collaborative Expert Panel (IPEC). 2011. Core Competencies For Interprofessional Collaborative Practice: Report of an Expert Panel. Interprofessional Education Collaborative: Washington, DC.

Leadership and Engagement For Improvement In the NHS. 2012. King’s Fund Leadership Review.

Mountford J., Webb C. 2009. When clinicians lead. McKinsey Quarterly (February): 1–8.

Patterson T. E., Champion H., Browning H., Torain D., Harrison C., Gurvis J., Fleenor J., Campbell M. 2011. Addressing the Leadership Gap In Healthcare. Center for Creative Leadership. http://insights.ccl.org/wp-content/uploads/2015/04/addressingLeadershipGapHealthcare.pdf (Accessed: 29.11.2015).

Rosenberg L. 2012. Is healthcare leaders ready for the real revolution? Journal of Behavioral Health Services & Research 39 (3): 215–219.

Sarto F., Veronesi G. 2016. Clinical leadership and hospital performance: Assessing the evidence base. BMC Health Services Research 16 (2): 85–97.

Sastre-Fullana P., De Pedro-Gómez J. E., Bennasar-Veny M., Serrano-Gallardo P., Morales-Asencio J. M. 2014. Competency frameworks for advanced practice nursing: A literature review. International Nursing Review 61 (4): 534–542.

Savič B. S., Robida A. 2013. Capacity of middle management in health-care organizations for working with people — The case of Slovenian hospitals. Human Resources for Health 11 (18). http://human-resources-health.biomedcentral.com/articles/10.1186/1478-4491-11-18

Shanafelt T. D., Gorringe G., Menaker R., Storz K. A., Reeves D., Buskirk S. J., Sloan J. A., Swensen S. J. 2015. Impact of organization leadership on physician burnout and satisfaction. Mayo Clinic Proceedings 90 (4): 432–440.

Shortell S. M., Schmittdiel J., Wang M. C., Li R., Gillies R. R., Casalino L. P., Bodenheimer T., Rundall T. G 2005. An empirical assessment of high-performing medical groups: Results from a national study. Medical Care Research and Review 62 (4): 407–434.

Storey J., Holti R. 2013. Possibilities and Pitfalls for Clinical Leadership In Improving Service Quality, Innovation and Productivity. Final Report. NIHR Service Delivery and Organisation Programme. London, HMSO.

Tapia N. M., Milewicz A., Whitney S. E., Liang M. K., Braxton C. C. 2014. Identifying and eliminating deficiencies in the general surgery resident core competency curriculum. JAMA Surgery 149 (6): 514–518.

Tichy N. 1997. The Leadership Engine. HarperBusiness: N. Y.

Vender R. J. 2015. Leadership: An overview. American Journal of Gastroenterology 110 (3): 362–367.


Translation of references in Russian into English

Vyalykh N . A. 2014. Healthcare systems in the USA and Russia: A comparative analysis. Vestnik Bashkirskogo instituta sotsial’nykh tekhnologii. Seriya «Obshhestvennye nauki» (4): 23–29.

Eremina S. L., Kudelina O. V. 2014. The global experience of healthcare effectiveness evaluation. EKO (10): 133–146.

Kudelina O. V. 2016. Creativity and leadership. Distributed leadership ideas in healthcare organization management. Ekonomika i upravlenie (2): 39–46.

Kudelina O. V., Eremina S. L. 2016. Efficiency of regional healthcare. Ekonomika regiona 12 (1): 211–225.

Filonovich S. R. 2003. Leadership theories in management: History and perspectives. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 1 (2): 3–24.

Filonovich S. R. 2007. Leadership as an integral problem of the behavioral sciences. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 5 (4): 91–100.

Sheiman I. M. 2012. Foreign experience of integration processes in healthcare. Part 1. Menedzher zdravookhraneniya (7): 32–40.

Загрузки

Опубликован

27.12.2016

Как цитировать

Куделина, О. В. (2016). Модель компетенций руководителя организации здравоохранения: международный опыт внедрения компетенций распределенного лидерства. Российский журнал менеджмента, 14(4), 81–104. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2016.404

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования