Распространение инструментов электронного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2017.102Аннотация
В статье рассматриваются факторы распространения трех различных видов инструментов электронного бизнеса, а также скорость их внедрения в российских компаниях. В работе используется предложенный Кашенасом и Стонеманом подход, основанный на объединении нескольких моделей анализа. Тестирование гипотез проводится на статистических данных по российским компаниям 12 отраслей. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии эпидемического эффекта распространения и эффекта конкуренции. Среди факторов, обусловливающих выбор инструментов электронного бизнеса, наиболее значимыми оказались: размер компании, наличие широкополосного доступа к сети Интернет и уровень инновационной активности компаний. Анализ показал, что анализируемые отрасли нельзя сгруппировать на «новаторов», «последователей», «большинство» и «отстающих» в соответствии со стадиями диффузионного процесса по Роджерсу. Отрасли мигрировали в своих характеристиках принятия инструментов разных сфер электронного бизнеса. Это свидетельствует о том, что на скорость распространения инструментов электронного бизнеса влияет не характеристики отрасли или компаний этой отрасли, а необходимость (частота) использования ими той или иной технологии или инструментов электронного бизнеса. Вместо одноэтапной модели Кашенаса и Стонемана в работе предложена двухэтапная модель, позволяющая оценить не только эффекты распространения, но и время наступления пика принятия инструментов электронного бизнеса, число компаний в момент такого пика и, таким образом, оценить скорость распространения технологий.
Ключевые слова:
электронный бизнес, модель Басса, диффузия инноваций, модели принятия инноваций
Скачивания
Библиографические ссылки
References in Latin Alphabet
Translation of references in Russian into English
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Российский журнал менеджмента» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.