Распространение инструментов электронного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования

Авторы

  • Аркадий Владимирович Трачук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский пр., д. 49, 125993, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2188-7192
  • Наталия Вячеславовна Линдер Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский пр., д. 49, 125993, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2017.102

Аннотация

В статье рассматриваются факторы распространения трех различных видов инструментов электронного бизнеса, а также скорость их внедрения в российских компаниях. В работе используется предложенный Кашенасом и Стонеманом подход, основанный на объединении нескольких моделей анализа. Тестирование гипотез проводится на статистических данных по российским компаниям 12 отраслей. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии эпидемического эффекта распространения и эффекта конкуренции. Среди факторов, обусловливающих выбор инструментов электронного бизнеса, наиболее значимыми оказались: размер компании, наличие широкополосного доступа к сети Интернет и уровень инновационной активности компаний. Анализ показал, что анализируемые отрасли нельзя сгруппировать на «новаторов», «последователей», «большинство» и «отстающих» в соответствии со стадиями диффузионного процесса по Роджерсу. Отрасли мигрировали в своих характеристиках принятия инструментов разных сфер электронного бизнеса. Это свидетельствует о том, что на скорость распространения инструментов электронного бизнеса влияет не характеристики отрасли или компаний этой отрасли, а необходимость (частота) использования ими той или иной технологии или инструментов электронного бизнеса. Вместо одноэтапной модели Кашенаса и Стонемана в работе предложена двухэтапная модель, позволяющая оценить не только эффекты распространения, но и время наступления пика принятия инструментов электронного бизнеса, число компаний в момент такого пика и, таким образом, оценить скорость распространения технологий.

Ключевые слова:

электронный бизнес, модель Басса, диффузия инноваций, модели принятия инноваций

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Гохберг Л. М., Бох-Нильсен П. (ред.). 2007. Статистика информационного общества в России: гармонизация с международными стандартами. М.: Издат. дом ГУ–ВШЭ.

Гохберг Л. М., Агамирзян И. Р. (ред.). 2014. Прогноз научно-технологического развития России: 2030. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Минобрнауки РФ, НИУ ВШЭ.

Наука. Инновации. Информационное общество. 2009–2015. Статистический сборник. М.: НИУ «Высшая школа экономики».

Трачук А. В., Корнилов Г. В. 2013. Анализ факторов, влияющих на распространение безналичных платежей на розничном рынке. Вестник Финансового университета (4): 6–19.


References in Latin Alphabet

Andersson P., Markendahl J., Mattsson L.-G. 2011. Technical development and the formation of new business ventures: The case of new mobile payment and ticketing services. The IMP Journal 5 (1): 23–41.

Apanasevic T. 2014. The effect of innovation on business networks. Proceedings of the 30th Annual IMP Conference, Bordeaux, France, September 1–6, 2014.

Baily M. H., Lawrence R. Z. 2001. Do we have a new e-conomy? American Economic Review 91 (2): 308–312.

Baptista R. 2000. Do innovations diffuse faster within geographical clusters? International Journal of Industrial Organization 18 (3): 515–535.

Bartoloni E., Baussola M. 2001. The determinants of technology adoption in Italian manufacturing industries. Review of Industrial Organization 19 (3): 305–328.

Bass F. M. 1969. A new product growth for model consumer durables. Management Science 15 (5): 215–227.

Beilock R., Dimitrova D. V. 2003. An exploratory model of inter-country internet diffusion. Telecommunications Policy 27 (3): 237–252.

Billon M., Marco R., Lera-Lopez F. 2009. Disparities in ICT adoption: A multidimensional approach to study the cross-country digital divide. Telecommunications Policy 33 (10/11): 596–610.

Burt R. 1987. Social contagion and innovation: cohesion versus structural equivalence. American Journal of Sociology 92 (6): 1287–1335.

Canay I. A. 2011. A simple approach to quantile regression for panel data. Econometrics Journal 14 (3): 368–386.

Çelik H., Yilmaz V. 2011. Extending the technology acceptance model for adoption of e-shopping by consumers in Turkey. Journal of Electronic Commerce Research 12 (2): 152–164.

Ciriaci D., Moncada-Paternò-Castello P., Voigt P. 2012. Does Size Or Age of Innovative Firms Affect Their Growth Persistence? Evidence From a Panel of Innovative Spanish Firms. IPTS Working Papers on Corporate R&D and Innovation, 3/2012.

Coad A., Rao R. 2008. Innovation and firm growth in high-tech sectors: A quantile regression approach. Research Policy 37 (4): 633–648.

Cohen W. M. 2010. Fifty years of empirical studies of innovative activity and performance. In: Handbook of the Economics of Innovation. Vol. 1. Elsevier; 129–213.

Colombo M., Mosconi R. 1995. A survival model for the study of the diffusion for multiple technologies. Giornale degli Economista e Annali di Economia 54: 353–390.

Corsaro D., Ramos C., Henneberg S. C., Naudé P. 2012. The impact of network configurations on value constellations in business markets — The case of an innovation network. Industrial Marketing Management 41 (1): 54–67.

Crenshaw E. M., Robison K. K. 2006. Globalization and the digital divide: The roles of structural conduciveness and global connection in Internet diffusion. Social Science Quarterly 87 (1): 190–207.

D’Agostino L. M., Laursen K., Santangelo G. D. 2013. The impact of R&D offshoring on the home knowledge production of OECD investing regions. Journal of Economic Geography 13 (1): 145–175.

Davies S. W. 1979. Inter-firm diffusion of process innovations. European Economic Review 12 (4): 299–317.

Devaraj S., Kohli R. 2003. Performance impacts of information technology: Is actual usage the missing link? Management Science 49 (3): 273–289.

Evans P., Wurster T. S. 2000. Blown to Bits: How the New Economics of Information Transforms Strategy. Harvard Business School Press: Boston, MA.

Forman C., Goldfarb A., Greenstein S. 2005. How did location affect adoption of the commercial Internet? Global village vs urban leadership. Journal of Urban Economics 58 (3): 389–420.

Fudenberg D., Tirole J. 1985. Preemption and rent equalization in the adoption of new technology. Review of Economic Studies 52: 383–401.

Fusaro M. A. 2003. Consumers’ Bank Choice and Overdraft Volume: A Structural Empirical Study of Bounce Protection Programs. Mimeo.

Gatignon H., Robertson T. S. 1989. Technology diffusion: An empirical test of competitive effects. Journal of Marketing 53 (1): 35–49.

Gerstner Jr. L. V. 2002. Who Says Elephants Can’t Dance? Leading an Enterprise Through Dramatic Change. HarperBusiness: N. Y.

Gourlay A., Pentecost E. 2002. The determinants of technology diffusion: Evidence from the UK financial sector. The Manchester School 70 (2): 185–203.

Griliches Z. 1957. Hybrid corn: An exploration in the economics of technological change. Econometrica 25 (4): 501–522.

Guillén M. F., Suárez S. 2005. Explaining the global digital divide: Economic, political and sociological drivers of cross-national Internet use. Social Forces 84 (2): 681–708.

Haller S., Siedschlag I. 2011. Determinants of ICT adoption: Evidence from firm-level data. Applied Economics 43 (26): 3775–3778.

Harrison T. S., Onyia O. P., Tagg S. K. 2014. Towards a universal model of internet banking adoption: Initial conceptualization. International Journal of Bank Marketing 32 (7): 647–687.

Karshenas M., Stoneman P. L. 1993. Rank, stock, order, and epidemic effects in the diffusion of new process technologies: An empirical model. RAND Journal of Economics 24 (4): 503–528.

Karshenas M., Stoneman P. 1995. Technological diffusion. In: Stoneman P. (ed.). Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. Blackwell: Oxford; 265–297.

Koenker R. 2004. Quantile regression for longitudinal data. Journal of Multivariate Analysis 91 (1): 74–89.

Lal K. 2009. Small islands and the adoption of ICTs: Comparative study of SMEs in Jamaica and Mauritius. International Journal of Environmental Technology and Management 10 (2): 206–222.

Lamarche C. 2010. Robust penalized quantile regression estimation for panel data. Journal of Econometrics 157 (2): 396–408.

Mahajan V., Peterson R. 1985. Models for Innovation Diffusion. Sage Publications: Beverly Hills.

Mansfield E. 1968. Industrial Research and Technological Innovation: An Econometric Analysis. W. W. Norton: N. Y.

Metcalfe J. S. 1997. On diffusion and the process of technological change. In: Antonelli G., De Liso N. (eds). Economics of Structural and Technological Change. London: Routledge; 123–144.

Mukhopadhyay T., Kekre S. 2002. Strategic and operational benefits of electronic integration in B2B procurement processes. Management Science 48 (10): 1301–1313.

Nair M., Han G., Lee H., Goon P., Muda R. 2012. Antecedents to mobile phone diffusion in a developing economy: The case of Malaysia. International Journal of Management 29 (1): 205–227.

Oliner S. D., Sichel D. E. 2000. The Resurgence of Growth in the Late 1990s: Is Information Technology the Story? Federal Reserve Board Working Paper, Finance and Economic Discussion Series.

Quirmbach H. C. 1986. The diffusion of new technology and the market for an innovation. RAND Journal of Economics 17 (1): 33–47.

Ramamurthy K., Premkumar G. 1995. Determinants and outcomes of electronic data interchange diffusion. IEEE Transactions on Engineering Management 42 (4): 332–351.

Reinganum J. F. 1981. Market structure and the diffusion of new technology. Bell Journal of Economics 12 (2): 618–624.

Reinganum J. F. 1989. The timing of innovation: Research, development and diffusion. In: Schmalensee R., Willig R. D. (eds). Handbook of Industrial Organisation. Vol. 1. Elsevier: Amsterdam; 849–908.

Richardson J. 2011. Technology adoption in Cambodia: Measuring factors impacting adoption rates. Journal of International Development 23 (5): 697–710.

Rogers E. M. 1995. The Diffusion of Innovations. 4th ed. Free Press: N. Y.

Rogers E. M. 2003. The Diffusion of Innovations. 5th ed. Simon & Schuster: London.

Samiullah Y., Rao S. 2000. Role of ICTs In Urban and Rural Poverty Reduction. Paper prepared for MoEF-TERI-UNEP Regional Workshop for Asia and Pacific on ICT and Environment, May 2000, Delhi.

Sarkar M. 2003. Estimating Diffusion Models Using Repeated Cross-sections: Quantifying the Digital Divide. Working Paper, Yale University.

Shirazi F., Gholami R., Higón D. 2010. Do foreign direct investment (FDI) and trade openness explain the disparity in ICT diffusion between Asia-Pacific and the Islamic Middle Eastern countries? Journal of Global Information Management 18 (3): 59–81.

Sood A., Tellis G. J. 2011. Demystifying disruption: A new model for understanding and predicting disruptive technologies. Marketing Science 30 (2): 339–354.

Stoneman P. 2002. The Economics of Technological Diffusion. Blackwell Publishers: Oxford, UK.

Vu K. 2011. ICT as a source of economic growth in the information age: Empirical evidence from the 1996–2005 period. Telecommunications Policy 35 (4): 357–372.

Zhu K., Kraemer K. L. 2005. Post-adoption variations in usage and value of e-business by organizations: Cross-country evidence from the retail industry. Information Systems Research 16 (1): 61–84.


Translation of references in Russian into English

Gokhberg L. M., Boegh-Nielsen P. (eds). 2007. Information Society Statistics In the Russian Federation: Harmonization With International Standards. M.: HSE.

Gokhberg L. M., Agamirzyan I. R. 2014. Information and Communication Technologies. M.: Ministry of Education and Science of Russia, HSE.

Science and Technology. Innovation. Information Society. 2009–2015. Data book. M.: HSE.

Trachuk A. V., Kornilov G. V. 2013. Analysis of factors affecting the distribution of noncash payments in the retail market. Vestnik Finansovogo Universiteta (4): 6–19.

Загрузки

Опубликован

28.03.2017

Как цитировать

Трачук, А. В., & Линдер, Н. В. (2017). Распространение инструментов электронного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования. Российский журнал менеджмента, 15(1), 27–50. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2017.102

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования