Разработка индекса горизонта для оценки долгосрочного развития российских нефинансовых компаний

Авторы

  • Сергей Вадимович Гришунин Факультет экономических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия
  • Елена Наумова Факультет экономических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия
  • Наталья Люкшина Факультет экономических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.405

Аннотация

Стратегическая «близорукость», следование фирмой краткосрочным практикам стратегического управления ограничивают инвестиции в физический и интеллектуальный капитал. Инвесторы и менеджеры должны своевременно идентифицировать и противодействовать таким практикам. Однако существующие академические и практические исследования упускают из виду проблему краткосрочности на развивающихся рынках, не приводят надежные показатели стратегической «близорукости» или рассматривают только финансовые показатели в существующих индикаторах горизонта управления. В статье ликвидированы некоторые пробелы в исследованиях и построен индекс относительного горизонта, который оценивает стратегическую ориентацию публичных нефинансовых компаний из различных отраслей. Авторы применили самостоятельно разработанный индекс горизонта на выборке из 50 российских нефинансовых компаний за 2014–2019 гг. Анализ результатов расчета индекса показал, что наибольшее количество стратегически «дальнозорких» компаний в России работают в отраслях энергетики. Это объясняется значительными инвестициями в эту область, развитыми системами корпоративного управления и разнообразным кругом заинтересованных сторон. Компании обладают ограниченными стимулами к манипуляциям в бухгалтерском учете. Однако значительная часть компаний в отраслях машиностроения, строительства и недвижимости, а также производства потребительских товаров являются стратегически «близорукими». Такая стратегическая ориентация объясняется недоинвестированностью указанных отраслей. При этом компании обладают развивающейся системой корпоративного управления, что оставляет стимулы для манипуляций в бухгалтерском учете. Результаты исследования продемонстрировали, что следование долгосрочной стратегии реализуется в устойчивый долгосрочный рост экономической прибыли компаний не мгновенно, а с течением времени. Тем не менее выявлена положительная корреляция между долгосрочным стратегическим выбором компании и темпами роста экономической прибыли компании за несколько лет. Полученные результаты могут быть использованы инвесторами, аналитиками и управляющими активами для скрининга стратегий компаний на долгосрочную ориентацию и сравнения их способностей создавать долгосрочный и устойчивый рост экономической прибыли.

Ключевые слова:

индекс горизонта, долгосрочное создание стоимости, экономическая прибыль, стратегическое управление, краткосрочный стратегический фокус, стратегическая близорукость

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Гришунин, С. В., Наумова, Е., & Люкшина, Н. (2021). Разработка индекса горизонта для оценки долгосрочного развития российских нефинансовых компаний. Российский журнал менеджмента, 19(4), 475–493. https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.405

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования