Влияние ограниченной рациональности на создание и управление сложными инфраструктурными проектами: кейсы аэропортов Хитроу и Берлин-Бранденбург

Авторы

  • Игорь Васильевич Анохов Байкальский государственный университет, Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2020.404

Аннотация

Целью статьи является изучение влияния ограниченной рациональности лиц, принимающих решения, на создание и управление инфраструктурными проектами. Объектом исследования выступают предприятия транспортного сектора, имеющие критически важное значение для национальной и глобальной экономики. В статье констатируется, что успешность реализации инфраструктурных проектов зависит от состояния внешней среды и наиболее ярко проявляется при макроэкономическом оживлении. Если же национальная экономика приближается к пику роста, то на микроуровне начинают приниматься все менее рациональные решения и утверждаются все более инновационные и дорогостоящие проекты. Эффективность функционирования уже созданных объектов зависит от взаимодействия с внешней средой внутренних функционально-обособленных уровней предприятия — физического, распределительного, экономического, технологического и проектного. Выдвинуто предположение о том, что эти уровни кардинально отличаются по критериям инновационность/ рутинность и краткосрочный/долгосрочный горизонт планирования. Констатируется, что физический уровень характеризуется предельной рутинностью и краткосрочностью планирования, а проектный — максимальной инновационностью и долгосрочным горизонтом планирования. Остальные уровни занимают промежуточное и упорядоченное положение между этими двумя полюсами. Существенное отклонение от указанного распределения активностей функциональных уровней может подрывать эффективность деятельности транспортного предприятия, а также его инфраструктурных проектов. Данное предположение применено к проектам строительства Терминала 5 аэропорта Хитроу и аэропорта Берлин-Бранденбург. Установлено, что в обоих проектах полученные результаты оказались далеки от запланированных, что соответствует искажениям распределения активностей их функциональных уровней.

Ключевые слова:

функции, аэропорт, организационная структура, иерархия, структура, Хитроу, Берлин-Бранденбург, рутина, инновация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Коваль И. 2017. Берлинский аэропорт-долгострой откроют в октябре 2020 г. Deutsche Welle. [Электронный ресурс]. https://www.dw.com/ru/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%8E%D1%82-%D0%B2-%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D0%B5-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/a-41820040 (дата обращения: 27.07.2020).

Крылова М. 2018. Архитектурный триумф, инженерный провал. Tatlin. [Электронный ресурс]. https://tatlin.ru/articles/arxitekturnyj_triumf_inzhenernyj_proval (дата обращения: 27.07.2020).

Ощепков В. М., Мальцева Н. В. 2017. Оценка успеха и провала проекта как способ повышения эффективности деятельности современной организации. Вестник Пермского университета. Экономика 12 (1): 136–147. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2017-1-136-147

Проблемы лондонского аэропорта Хитроу. 2011. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. https://www.kommersant.ru/doc/1827584 (дата обращения: 27.07.2020).

Рождественская Я. 2016. Новый берлинский аэропорт может никогда не открыться. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. https://www.kommersant.ru/doc/2975285 (дата обращения: 27.07.2020).


REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Alberts H. C., Bowen J. T., Cidell J. L. 2009. Missed opportunities: The restructuring of Berlin’s airport system and the city’s position in international airline networks. Regional Studies 43 (5): 739–758. https://doi.org/10.1080/00343400701874248

Bahu J.-M., Hoja C., Petillon D., Kremers E., Ge X., Koch A., Pahl-Weber E., Grassl G., Reiser S. 2017. Integrated urban energy planning for the redevelopment of the Berlin-Tegel airport. In: Bisello A., Vettorato D., Stephens R., Elisei P. (eds). Smart and Sustainable Planning for Cities and Regions. SSPCR 2015, 407–419. Springer: Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-44899-2_23SSPCR

Baum H. Esser K., Kurte J., Schneider J. 2005. Wirtschaftliche Effekte des Airports Berlin Brandenburg. Bundesministerium für Verkehr und digitale Infrastruktur. (In German)

Beria P., Scholz A. 2008. Strategies for infrastructure development of airports: A comparison between Milan Malpensa and Berlin Brandenburg International. ATRS Conference, 1–21.

Cerezo-Narváez A., Pastor-Fernández A., Otero-Mateo M., Ballesteros-Pérez P. 2020. Integration of cost and work breakdown structures in the management of construction projects. Applied Science 10 (4): 1–33. https://doi.org/10.3390/app10041386

Civil Aviation Authority. 2014. Economic Regulation of BAA London Airports (Heathrow, Gatwick and Stansted) 2003–2008 CAA Decision. The National Archives. [Electronic resource]. https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20140605063754/https://www.caa.co.uk/default.aspx?catid=78&pageid=11827 (accessed: 27.07.2020)

Clark D. 2009. Integrated management: P5 students can learn several valuable lessons from Heathrow airport’s terminal 5 project. Financial Management, 54–55.

Climbing the Curve. 2015. Global Construction Project Owner’s Survey. KPMG International: Amstelveen, The Netherlands. [Electronic resource]. https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/pdf/2015/05/construction-survey-201502.pdf (accessed: 27.07.2020).

Cranfield University Department of Air Transport. 2005. Analysis of the EU Air Transport Industry. Final Report. [Electronic resource]. https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/modes/air/observatory_market/doc/annual_report_2005.pdf (accessed: 27.07.2020).

Davies A., Gann D., Dodgson M. 2010. From iconic design to lost luggage: Innovation at Heathrow Terminal 5. International Journal of Project Management 28 (2): 151–157.

Elston A., Lindop E., Priest C., Storry R., Trewhitt L. 2013. Benchmarking Employment Costs: A Research Report for the CAA. Incomes Data Services (IDS). [Electronic resource]. https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20150602030556/http://www.caa.co.uk/docs/78/Q6IDSHeathrowEmployment.pdf (accessed: 27.07.2020)

Europe Economics. 2013. Heathrow Airport’s Cost of Capital. A report on behalf of Heathrow. [Electronic resource]. https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20150602030556/http://www.caa.co.uk/docs/78/HeathrowCostOfCapitalStudy.pdf (accessed: 27.07.2020).

Flughafen Berlin (BER) Kosten. [Electronic resource]. https://www.flughafen-berlin-kosten.de (accessed: 27.07.2020).

Flyvbjerg B., Holm M. S., Buhl S. 2002. Underestimating costs in public works projects: Error or lie? Journal of the American Planning Association 68 (3): 279–295. https://doi.org/10.1080/01944360208976273

Geraldi J., Stingl V. 2016. From Visions of Grandeur to Grand Failure: Alternative schools of descriptive decision theories to explain the Berlin Brandenburg Airport fiasco. EURAM. European Academy of Management 16: 1–41. Paris.

Habibia F., Birganib O.T., Koppelaarc H., Radenovićd S. 2018. Using fuzzy logic to improve the project time and cost estimation based on Project Evaluation and Review Technique (PERT). Journal of Project Management 3 (4): 183–196.

Herrera R. F., Sánchez O., Castañeda K., Porras H. 2020. Cost overrun causative factors in road infrastructure. Applied Science 10: 1–25. https://doi.org/10.3390/app10165506

Hinterleitner M. 2019. Salami tactics and the implementation of large-scale public projects. Journal of European Public Policy 26: 1696–1714. https://doi.org/10.1080/13501763.2018.1544654

Jones D., Womack J. 2000. Seeing the Whole: Mapping the Extended Value Stream. Lean Enterprise Institute: Cambridge, MA.

Lykotrafiti A. 2017. The white elephant in the room… Annotation on European Commission Decision of 3 August 2016: State aid SA.41342 (2017/N). Germany. Financing of Berlin Brandenburg Airport. European State Aid Law Quarterly 2: 299–309.

Nickel J. 2011. Why Some Airport-rail Links Get Built and Others Do Not: The Role of Institutions, Equity and Financing. Thesis. Massachusetts Institute of Technology.

Olaniran O. J., Love P. E. D., Edwards D., Olatunji O. A., Matthews J. 2016. Cost overruns in hydrocarbon megaprojects: A critical review and implications for research. Project Management Journal 46 (6): 126–138.

Omotayo T., Bankole A., Olanipekun A.O. 2020. An artificial neural network approach to predicting most applicable post-contract cost controlling techniques in construction projects. Applied Science 10: 1–24.

PwC. 2014. When Will You Think Dierently about Programme Delivery. PwC: London, UK.

Simon H. A. 1978. Rationality as process and as product of thought. American Economic Review 68 (2): 1–16.

Vu T. Q., Pham C. P., Nguyen T. A., Nguyen P. T., Phan P. T., Nguyen Q. L. 2020. Factors influencing cost overruns in construction projects of international contractors in Vietnam. Journal of Asian Finance, Economics and Business 7 (9): 389–400. https://doi.org/10.13106/jafeb.2020.vol7.no9.389

Wagner D. N. 2017. Learning from aviation project resource management to avoid project failure. PM World Journal 5 (2): 1–11.

Walkowska M. 2020. Risk and Uncertainty Management in the Heathrow Terminal 5. Project and Programme Strategy.

Yildirim H. A., Akcay C. 2019. Time-cost optimization model proposal for construction projects with genetic algorithm and fuzzy logic approach. Revista de la Construcción. Journal of ConstructionJournal of Construction 18 (3): 554–567. https://doi.org/10.7764/RDLC.18.3.554


Translation of references in Russian into English

Koval I. 2017. Berlin airport-term construction will open in October 2020. Deutsche Welle. [Electronic resource]. https://www.dw.com/ru/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%8E%D1%82-%D0%B2-%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D0%B5-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/a-41820040 (accessed: 27.07.2020). (In Russian)

Krylova M. 2018. An architectural triumph, an engineering fiasco. Tatlin. [Electronic resource]. https://tatlin.ru/articles/arxitekturnyj_triumf_inzhenernyj_proval (accessed: 27.07.2020). (In Russian)

Oschepkov V. M., Maltseva N. V. 2017. Assessment of success and failure of a project as a way to increase the efficiency of modern organization activity. Vestnik Permskogo Universiteta. Seria Ekonomika 12 (1): 136–147. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2017-1-136-147 (In Russian)

Problems of London Heathrow Airport. 2011. Kommersant. [Electronic resource]. https://www.kommersant.ru/doc/1827584 (accessed: 27.07.2020). (In Russian)

Rozhdestvenskaya Ya. 2016. New Berlin airport may never be open. Kommersant. [Electronic resource]. https://www.kommersant.ru/doc/2975285 (accessed: 27.07.2020). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.03.2021

Как цитировать

Анохов, И. В. (2021). Влияние ограниченной рациональности на создание и управление сложными инфраструктурными проектами: кейсы аэропортов Хитроу и Берлин-Бранденбург. Российский журнал менеджмента, 18(4), 551–574. https://doi.org/10.21638/spbu18.2020.404

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования