Использование опыта США при организации и управлении строительством в СССР в 1920–1930-е гг.

  • Борис Михайлович Шпотов Институт всеобщей истории Российской Академии наук, Москва, Россия

Аннотация

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в советской промышленности широко внедрялись технологии, применявшиеся западными фирмами. Компании в США выполняли технологические или строительные проекты крупнейших советских предприятий, таких как Сталинградский тракторный завод, Нижегородский автомобильный завод, Магнитогорский металлургический комбинат и др. В 1930–1932 гг. компания Albert Kahn, Inc. из Детройта обучала советских архитекторов и инженеровконструкторов самым передовым методам ускоренного проектирования и строительства промышленных зданий «американского типа». Советское государство форсировало выпуск строительной техники, создавало специализированные проектные институты и строительные тресты для выполнения крупных промышленных заказов. Усвоение американского технического и организационного опыта в 1930-е гг. помогло модернизировать отечественную экономику и быстро восстановить 1360 предприятий, эвакуированных на восток после нападения на СССР фашистской Германии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Алешина П., Голиков С., Гуляев А и др. 1964. Горьковский автомобильный. Очерк истории завода. М.: Профиздат.

График не выполнен. Темп завоза материалов угрожающий. 1930. За Индустриализацию (29 марта).

Дзержкович А. А. 1930. Американская проектировка железных конструкций: автосборочная в Москве. Строительство Москвы (2): 3–5.

Журавлев С. В. 2000. «Маленькие люди» и «большая история». Иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920–1930-х гг. М.: РОССПЭН.

Журавлев С. В., Мухин М. Ю. 2004. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928–1938 гг. М.: РОССПЭН.

Индустриализация Советского Союза. Новые документы, новые факты, новые подходы. 1999. Сб. документов. М.: Институт российской истории РАН.

История русского искусства. 1957. Т. XI. М.: Издательство Академии наук СССР.

История русского искусства. 1964. T. XIII (дополнительный). М.: Наука.

Итоги иностранной техпомощи в автотракторной промышленности. 1930. 17.06. Российский государственный архив экономики. Ф. 7620. Оп. 1. Д. 701. Л. 45–56.

Каневский С. 1931. Разговор по душам. Работники фирмы «Остин» об Автострое. За Индустриализацию (10 февраля).

Касьяненко И. 1987. Использование американского опыта в период становления советского промышленного зодчества (сотрудничество с фирмой Альберта Кана). В сб.: Туганов О. Э. (ред.). Взаимодействие культур СССР и США: XVIII–XX вв. М.: Наука; 111–121.

Ковалев А. Я., Ковалева В. А. 1980. Промышленная архитектура Советской России. М.: Стройиздат.

Крутиков Г., Лавров В., Попов В. 1930. «Автострой» — социалистический город. Строительство Москвы (4): 20–24.

Макаровский П. Я. — заместителю управляющего ВАТО; ЦКК-РКИ. 1931. 10.11. Российский государственный архив экономики. Ф. 7620. Оп. 1. Д. 605. Л. 13–18.

Материалы по истории СССР. Документы по истории советского общества. 1959. Вып. 7. М.: Издательство Академии наук СССР.

Металлургические заводы Урала XVII–XX вв. Энциклопедия. 2001. Екатеринбург: Академкнига.

Недочеты в строительстве Нижегородского автозавода. 1930. Известия (22 февраля).

Николаев И. 1933. Архитектура советских фабрик и заводов. Архитектура СССР (2): 9–14.

Николаев И. 1937. Советская промышленная архитектура. Архитектура СССР (10): 23–29.

Паттон Ф. 1997. Сделано в США. Истории вещей, которые создавали Америку: очерки по истории американского промышленного дизайна. М.: Олимп.

Расхлябанность, чванство, косность — злейшие враги капитального строительства. 1930. Известия (19 июня).

Россия и США: экономические отношения, 1917–1933. 1997. Сб. документов. М.: Наука.

Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш., Росс Р., Рот Дж., Смит Б. 2003. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. М.: Олимп-Бизнес.

Скоростное строительство авиационного завода в Балтиморе (США). 1940. Архитектура СССР (8): 73–74.

Справочник по договорам технической помощи, заключенным с иностранными фирмами промышленностью СССР. 1931. 1.03. Российский государственный архив экономики. Ф. 7620. Оп. 1. Д. 776.

Строительство в СССР, 1917–1957. 1958. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам.

Чучин И. Г. — правлению ВАТО. 1931. 3.02. Российский государственный архив экономики. Ф. 7620. Оп. 1. Д. 605. Л. 178–181.

Шейнман И. Б. 1934. Что я видел в Америке. Что я сделал в СССР. М.: Советская литература.

Шпотов Б. М. 2000. Сталин дал заказ. Коммерсантъ-Власть (43): 52–56.

Шпотов Б. М. 2003а. Бизнесмены и бюрократы: американская техническая помощь в строительстве Нижегородского автозавода, 1929–1931 гг. В сб.: Бородкин Л. И., Петров Ю. А. (ред.). Экономическая история. Ежегодник. 2002. М.: РОССПЭН; 191–232.

Шпотов Б. М. 2003б. Политика использования западных технологий как фактор создания крупной индустрии в СССР. Проблемы теории и практики управления (4): 118–122.

Шпотов Б. М. 2004. Будни великих строек: что мешало американским инженерам работать в СССР: публикация документов. В сб.: Американский ежегодник. 2002. М.: Наука; 299–318.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Greif M. 1978. The New Industrial Landscape. The Story of the Austin Company. The Main Street Press: Clinton, NJ.

Sutton A. C. 1968. Western Technology and Soviet Economic Development, 1917 to 1930. Hoover Institution Press: Stanford, CA.

Sutton A. C. 1971. Western Technology and Soviet Economic Development, 1930 to 1945. Hoover Institution Press: Stanford, CA.
Опубликован
2005-03-16
Как цитировать
Шпотов, Б. М. (2005). Использование опыта США при организации и управлении строительством в СССР в 1920–1930-е гг. Российский журнал менеджмента, 3(1), 145–162. извлечено от https://rjm.spbu.ru/article/view/659
Раздел
История управления и управленческой мысли