Восприятие возможностей как недостающее звено: адаптация теории запланированного поведения к предпринимательскому процессу

Авторы

  • Карина Александровна Богатырева Институт «Высшая школа менеджмента», Санкт-Петербургский государственный университет, Россия https://orcid.org/0000-0001-5715-6354

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.101

Аннотация

Цель исследования: определение роли восприятия предпринимательских возможностей в контексте теории запланированного поведения применительно к предпринимательскому процессу.

Методология исследования: для проведения исследования использованы данные российской части проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», собранные в период турбулентности 2021 г., вызванной пандемией COVID-19. В качестве методов эмпирического анализа применены логистическая регрессия, моделирование методом наименьших квадратов, а также техники для тестирования медиационных эффектов.

Результаты исследования: уточнена теория запланированного поведения применительно к предпринимательству. В частности, определены направления взаимосвязей между самоэффективностью, оценкой отношения общества к предпринимательству, страхом провала и формированием предпринимательских намерений и переходом к действиям по созданию бизнеса с учетом восприятия предпринимательских возможностей.

Оригинальность и вклад авторов: значимость исследования заключается в уточнении механизмов, определяющих развитие предпринимательского процесса на ранних стадиях. Исследование также вносит вклад в литературу, посвященную предпринимательским возможностям, анализируя их роль на этапе зарождения новой фирмы.

Ключевые слова:

предпринимательские возможности, бизнес-возможности, восприятие предпринимательских возможностей, теория запланированного поведения, предпринимательские намерения, действия по созданию бизнеса, «Глобальный мониторинг предпринимательства»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Александрова Е. А., Верховская О. Р. 2015. Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ. Российский журнал менеджмента 13 (2): 3–28.

Белоусова О., Уолш С., Грун А. 2021. После пандемии: перспективы и вызовы предпринимательству. Форсайт 15 (4): 33–41.

Богатырева К. А., Ласковая А. К., Клемина Т. Н., Орехова Ю. А. 2021. «Хороший, плохой, злой»? Влияние «темной триады» личности на формирование предпринимательских намерений. Вестник СПбГУ. Менеджмент 20 (3): 293–325.

Богатырева К. А., Широкова Г. В. 2017. Подходы к исследованию «разрыва» между намерениями и действиями в предпринимательстве. Вестник СПбГУ. Менеджмент 16 (3): 343–363.

Верховская О. Р. 2023. Мониторинг предпринимательской активности. Россия 2022/2023. Национальный отчет. [Электронный ресурс]. https://gsom.spbu.ru/research/research_statistics/gem/ (дата обращения: 25.01.2024).

Верховская О. Р., Богатырева К. А., Дорохина М. В., Ласковая А. К., Шмелева Э. В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2021/2022. Национальный отчет. [Электронный ресурс]. https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_12_13_cil_seminar/otchet_2021-red-3.pdf (дата обращения: 19.12.2023).

Зельдин М. Л., Коршунова М. Р. 2021. Формирование предпринимательского намерения у представителей разных профессий и оценка роли образования. Экономика, предпринимательство и право 11 (5): 1211–1236.

Земцов С., Чепуренко А., Михайлов А. 2021. Вызовы пандемии для технологических стартапов в регионах России. Форсайт 15 (4): 61–77.

Салмина Н. Г., Звонова Е. В., Мурат А. 2022. Самоэффективность и представление об успешности профессиональной деятельности молодых предпринимателей Монголии. Мир психологии 110 (3): 22–44.

Тамбовцев В. Л. 2023. Институциональные факторы динамики технологического академического предпринимательства. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика 58 (5): 3–24.

Трабская Ю., Метс Т. 2019. Экосистема как источник предпринимательских возможностей. Форсайт 13 (4): 10–22.

Устинова К. А., Давыдова А. А. 2021. Предпринимательские намерения населения: теоретический аспект. Вопросы территориального развития 9 (1): 1–12.

Чепуренко А. Ю. 2015. Теория предпринимательства: новые вызовы и перспективы. Форсайт 9 (2): 44–57.

Чепуренко А. Ю. 2021. Кризис как вызов и ресурс для предпринимательства: уроки пандемии. Форсайт 15 (4): 5–7.

Широкова Г. В., Беляева Т. В. 2015. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию. Современная конкуренция 9 (2): 5–31.

Щербакова Е. С., Кириллов А. А. 2021. Использование предпринимательской самоэффективности как косвенного показателя образования предпринимателей. Экономика и социум 4–2 (83): 727–730.


References in Latin Alphabet

Ajzen I. 1991. The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes 50 (2): 179–211.

Ajzen I. 2012. The theory of planned behavior. In: Handbook of Theories of Social Psychology. Lawrence Erlbaum Associates: New York; 438–459.

Ali J., Jabeen Z. 2022. Understanding entrepreneurial behavior for predicting start-up intention in India: Evidence from global entrepreneurship monitor (GEM) data. Journal of Public Affairs 22 (1): e2399.

Anderson J. R. 2023. The role of subjective norms in developing entrepreneurial intentions in university students. Journal of Strategy and Management 16 (4): 643–653.

Ardichvili A., Cardozo R., Ray S. 2003. A theory of entrepreneurial opportunity identification and development. Journal of Business Venturing 18 (1): 105–123.

Baker T, Nelson R. 2005. Creating something from nothing: Resource construction through entrepreneurial bricolage. Administrative Science Quarterly 50 (3): 329–366.

Bandura A. 2011. On the functional properties of perceived self-efficacy revisited. Journal of Management 38 (1): 9–44.

Barach M. A., Rider C. I. 2023. Discovery, discernment, and exploitation: Entrepreneurial mechanisms at the nexus of individual and opportunity. Strategic Management Journal 44 (12): 2858–2887.

Baron R. M. 2004. The cognitive perspective: A valuable tool for answering entrepreneurship's basic “why” questions. Journal of Business Venturing 19 (2): 221–239.

Baron R. M., Kenny D. A. 1986. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations. Journal of Personality and Social Psychology 51 (6): 1173–1182.

Boudreaux C. J., Bennett D. L., Lucas D. S., Nikolaev N. B. 2023. Taking mental models seriously: Institutions, entrepreneurship, and the mediating role of socio-cognitive traits. Small Business Economics 61 (2): 465–493.

Cacciotti G., Hayton J. C., Mitchell J. R., Allen D. G. 2020. Entrepreneurial fear of failure: Scale development and validation. Journal of Business Venturing 35 (5): 106041.

Companys Y. E., McMullen J. S. 2017. Strategic entrepreneurs at work: The nature, discovery, and exploitation of entrepreneurial opportunities. Small Business Economics 28: 301–322.

Cooper D., Peake W., Watson W. 2016. Seizing opportunities: The moderating role of managerial characteristics on the relationship between opportunity‐seeking and innovation efficacy in small businesses. Journal of Small Business Management 54 (4): 1038–1058.

Corbett A. C. 2007. Learning asymmetries and the discovery of entrepreneurial opportunities. Journal of Business Venturing 22 (1): 97–118.

Davidsson P. 2015. Entrepreneurial opportunities and the entrepreneurship nexus: A re-conceptualization. Journal of Business Venturing 30 (5): 674–695.

Dimov D. 2007. From opportunity insight to opportunity intention: The importance of person–situation learning match. Entrepreneurship Theory and Practice 31 (4): 561–583.

Fletcher D. E. 2006. Entrepreneurial processes and the social construction of opportunity. Entrepreneurship and Regional Development 18 (5): 421–440.

Filser M., Tiberius V., Kraus S., Zeitlhofer T., Kailer N., Müller A. 2023. Opportunity recognition: Conversational foundations and pathways ahead. Entrepreneurship Research Journal 13 (1): 1–30.

Gartner W. B., Carter N. M., Hills G. E. 2003. The language of opportunity. In: New Movements in Entrepreneurship. Edward Elgar: Northampton; 103–124.

Goktan B., Gunay G. 2011. Is entrepreneurial cognition culturally bound? A comparative study conducted in Turkey and the United States. Journal of Small Business & Entrepreneurship 24 (4): 455–470.

Hansen D. J., Shrader R., Monllor J. 2011. Defragmenting definitions of entrepreneurial opportunity. Journal of Small Business Management 49 (2): 283–304.

Hassan A., Saleem I., Anwar I., Hussain S. A. 2020. Entrepreneurial intention of Indian university students: The role of opportunity recognition and entrepreneurship education. Education + Training 62 (7/8): 843–861.

Hayek F. 1948. Individualism and Economic Order. The University of Chicago Press: Chicago.

Iacobucci D., Saldanha N., Deng X. 2007. A mediation on mediation: Evidence that structural equation models perform better than regressions. Journal of Consumer Psychology 17 (2): 140–154.

Kautonen T., Van Gelderen M., Fink M. 2015. Robustness of the Theory of Planned Behavior in predicting entrepreneurial intentions and actions. Entrepreneurship Theory and Practice 39 (3): 655–674.

Kautonen T., Van Gelderen M., Tornikoski E. T. 2013. Predicting entrepreneurial behaviour: A test of the Theory of Planned Behavior. Applied Economics 45 (6): 697–707.

Keh H. T., Der Foo M., Lim B. C. 2002. Opportunity evaluation under risky conditions: The cognitive processes of entrepreneurs. Entrepreneurship Theory and Practice 27 (2): 125–148.

Kibler E., Kautonen T., Fink M. 2014. Regional social legitimacy of entrepreneurship: Implications for entrepreneurial intention and start-up behaviour. Regional Studies 48 (6): 995–1015.

Kirzner I. 1979. Perceptions, Opportunity, and Profit: Studies in the Theory of Entrepreneurship. The University of Chicago Press: Chicago.

Kirzner I. 1985. Discovery and the Capitalist Process. The University of Chicago Press: Chicago.

Krueger N. F. 2009. Entrepreneurial intentions are dead: Long live entrepreneurial intentions. In: Understanding the Entrepreneurial Mind, International Studies in Entrepreneurship. Springer: New York; 51–72.

Liñán F., Rodríguez-Cohard J. C. 2015. Assessing the stability of graduates’ entrepreneurial intention and exploring its predictive capacity. Academia Revista Latinoamericana de Administración 28 (1): 77–98.

Madhavan M. 2018. A basic understanding to mediation analysis and statistical procedures in management research. Journal of Asia Pacific Studies 5 (1): 1–61.

Mahmood T. M. A. T., Al Mamun A., Ahmad G. B., Ibrahim M. D. 2019. Predicting entrepreneurial intentions and pre-start-up behavior among Asnaf millennials. Sustainability 11 (18): 4939.

Mahoney J. T., Michael S. C. 2005. A subjectivist theory of entrepreneurship. In: Handbook of Entrepreneurship Research: Interdisciplinary Perspectives. Springer: New York; 33–54.

Makhloufi L., Laghouag A. A., Ali Sahli A. 2024. Mediating effect of absorptive capacity on the relationship between knowledge sharing and entrepreneurial orientation and the moderating role of opportunity recognition. Journal of Research in Marketing and Entrepreneurship 26 (2): 415–439.

Mehmetoglu M. 2018. Medsem: A Stata package for statistical mediation analysis. International Journal of Computational Economics and Econometrics 8 (1): 63–78.

Meoli A., Fini R., Sobrero M., Wiklund J. 2020. How entrepreneurial intentions influence entrepreneurial career choices: The moderating influence of social context. Journal of Business Venturing 35 (3): 105982.

Mitchell R. K., Smith J. B., Morse E. A., Seawright K. W., Peredo A. M., McKenzie B. 2002. Are entrepreneurial cognitions universal? Assessing entrepreneurial cognitions across cultures. Entrepreneurship Theory and Practice 26 (4): 9–32.

Ozgen E., Baron R. A. 2007. Social sources of information in opportunity recognition: Effects of mentors, industry networks, and professional forums. Journal of Business Venturing 22 (2): 174–192.

Piperopoulos P., Dimov D. 2015. Burst bubbles or build steam? Entrepreneurship education, entrepreneurial self-efficacy, and entrepreneurial intentions. Journal of Small Business Management 53 (4): 970–985.

Radu-Lefebvre M., Loue C., Redien-Collot R. 2019. Contextualizing entrepreneurial legitimacy: The interplay of internal and external social representations. Journal of Enterprising Culture 27 (1): 1–33.

Rauch A., Frese M. 2007. Let’s put the person back into entrepreneurship research: A meta-analysis on the relationship between business owners' personality traits, business creation, and success. European Journal of Work and Organizational Psychology 16 (4): 353–385.

Renko M., Shrader R., Simon M. 2012. Perception of entrepreneurial opportunity: A general framework. Management Decision 50 (7): 1233–1251.

Sarason Y., Dean T., Dillard J. F. 2005. Entrepreneurship as the nexus of individual and opportunity: A structuration view. Journal of Business Venturing 21: 286–305.

Sarasvathy S. 2001. Causation and effectuation: Toward a theoretical shift from economic inevitability to entrepreneurial contingency. The Academy of Management Review 26: 243–263.

Shane S., Venkataraman S. 2000. The promise of entrepreneurship as a field of research. Academy of Management Review 25 (1): 217–226.

Shinnar R. S., Hsu D. K., Powell B. C., Zhou H. 2018. Entrepreneurial intentions and start-ups: Are women or men more likely to enact their intentions? International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship 36 (1): 60–80.

Shirokova G., Osiyevskyy O., Bogatyreva K. 2016. Exploring the intention–behavior link in student entrepreneurship: Moderating effects of individual and environmental characteristics. European Management Journal 34 (4): 386–399.

Stroe S., Sirén C., Shepherd D. A., Wincent J. 2020. The dualistic regulatory effect of passion on the relationship between fear of failure and negative affect: Insights from facial expression analysis. Journal of Business Venturing 35 (4): 105948.

Suddaby R., Bruton G. D., Si S. X. 2015. Entrepreneurship through a qualitative lens: Insights on the construction and/or discovery of entrepreneurial opportunity. Journal of Business Venturing 30 (1): 1–10.

Tang J., Kacmar K. M., Busenitz L. W. 2012. Entrepreneurial alertness in the pursuit of new opportunities. Journal of Business Venturing 27 (1): 77–94.

Tian H., Shamim A., Naveed A. Q., Shuja I. 2022. Predictors of entrepreneurial intentions: The role of prior business experience, opportunity recognition, and entrepreneurial education. Frontiers in Psychology 13: 882159.

Tu Y., Hao X., Rosak-Szyrocka J., Vasa L., Zhao X. 2023. Obsessive passion, opportunity recognition, and entrepreneurial performance: The dual moderating effect of the fear of failure. Frontiers in Psychology 13: 1037250.

Tumasjan A., Braun R. 2012. In the eye of the beholder: How regulatory focus and self-efficacy interact in influencing opportunity recognition. Journal of Business Venturing 27 (6): 622–636.

Tsou E., Steel P., Osiyevskyy O. 2023. The relationship between entrepreneurial intention and behavior: A meta-analytic review. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, forthcoming. https://doi.org/10.1177/14657503231214389

Vaghely I. P., Julien, P.-A. 2010. Are opportunities recognized or constructed? An information perspective on entrepreneurial opportunity identification. Journal of Business Venturing 25 (1): 73–86.

Wood M. S., McKinley W. 2010. The production of entrepreneurial opportunity: A constructivist perspective. Strategic Entrepreneurship Journal 4 (1): 66–84.

Zhao X., Lynch J. G., Chen Q. 2010. Reconsidering Baron and Kenny: Myths and truths about mediation analysis. Journal of Consumer Research 37 (2): 197–206.


Translation of references in Russian into English

Aleksandrova E. A., Verkhovskaya O. R. 2015. Entrepreneurial intentions in Russia: An empirical study. Russian Management Journal 13 (2): 3–28. (In Russian)

Belousova O., Walsh S., Groen A. 2021. COVID-19 as industry forcing function: Challenges for entrepreneurship in the post-pandemic future. Foresight and STI Governance 15 (4): 33–41. (In Russian)

Bogatyreva K. A., Laskovaia A. K., Klemina T. N., Orekhova Yu. A. 2021. “The Good, the Bad and the Ugly”? The influence of dark triad personality traits on formation of entrepreneurial intentions. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 20 (3): 293–325. (In Russian)

Bogatyreva K. A., Shirokova G. V. 2017. Main approaches to exploring intention-action gap in entrepreneurship. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 16 (3): 343–363. (In Russian)

Verkhovskaya O. R. 2023. Entrepreneurial activity monitor. Russia 2022/2023. National Report. [Electronic resource]. https://gsom.spbu.ru/research/research_statistics/gem/ (accessed: 25.01.2024). (In Russian)

Verkhovskaya О. R., Bogatyreva К. А., Dorokhina М. V., Laskovaya А. К., Shmeleva E. V. Global Entrepreneurship Monitor. Russia 2021/2022. National report. https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_12_13_cil_seminar/otchet_2021-red-3.pdf (accessed: 19.12.2023). (In Russian)

Zeldin M. L., Korshunova M. R. 2021. Formation of entrepreneurial intention among representatives of different professions and evaluation of the role of education. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo 11 (5): 1211–1236. (In Russian)

Zemtsov S., Chepurenko A., Mikhailov A. 2021. Pandemic challenges for the technological startups in the Russian regions. Foresight and STI Governance 15 (4): 61–77. (In Russian)

Salmina N. G., Zvonova E. V., Murat A. 2022. Self-efficacy and perception of success in professional activity by young entrepreneurs in Mongolia. World of Physiology 110 (3): 22–44. (In Russian)

Tambovtsev V. L. 2023. Institutional factors of the technological academic entrepreneurship dynamins. Moscow University Bulletin. Series 6. Economics 58 (5): 3–24. (In Russian)

Trabskaja J., Mets T. 2019. Ecosystem as the source of entrepreneurial opportunities. Foresight and STI Governance 13 (4): 10–22. (In Russian)

Ustinova K. A., Davydova A. A. 2021. Population’s entrepreneurial intentions: A theoretical aspect. Territorial Development Issues 9 (1): 1–12. (In Russian)

Chepurenko A. 2015. Entrepreneurship theory: New challenges and future prospects. Foresight and STI Governance 9 (2): 44–57. (In Russian)

Chepurenko A. 2021. Entrepreneurship: New challenges and strategies. Foresight and STI Governance 15 (4): 5–7. (In Russian)

Shirokova G. V., Beliaeva T. V. 2015. Students’ entrepreneurial intentions: concept and main research approaches. Modern Competition 9 (2): 5–31. (In Russian)

Tsherbakova Е. S., Kirillov А. А. 2021. Usage of entrepreneurial self-efficacy as an indirect measure of entrepreneurship education. Economy and Society 4–2 (83): 727–730. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.06.2024

Как цитировать

Богатырева, К. А. (2024). Восприятие возможностей как недостающее звено: адаптация теории запланированного поведения к предпринимательскому процессу. Российский журнал менеджмента, 22(1), 5–28. https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.101

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)