Склонность СЕО к нарциссизму и оптимизму: влияние на долговую нагрузку компаний до начала и в период пандемии COVID-19 (2018–2021 гг.)

Авторы

  • Елена Анатольевна Федорова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия https://orcid.org/0000-0002-3381-6116
  • Дмитрий Павлович Кротов Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия https://orcid.org/0009-0005-8252-6886
  • Анастасия Олеговна Аносова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия https://orcid.org/0009-0006-2559-7378

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.102

Аннотация

Цель исследования: оценить влияние уровня нарциссизма и оптимизма СЕО на структуру капитала компаний в развитых и развивающихся рынках до начала и в период пандемии COVID-19 (2018–2021 гг.).

Методология исследования: исследование базируется на анализе 100 иностранных компаний из списка “Forbes Global 2000” 2021 г. и 50 российских компаний, лидирующих по выручке и капитализации. Оценка нарциссизма и оптимизма проводилась посредством применения текстового анализа на основе «мешка слов» и метода подсчета местоимений. С помощью словаря Anglin оценивалось четыре формы проявления нарциссизма — superiority (превосходство), vanity (тщеславие), exhibitionism (самолюбование), self-sufficiency (самонадеянность). Тестирование гипотез о взаимосвязи между личностными характеристиками CEO (нарциссизмом и оптимизмом) и структурой капитала компании осуществлено с использованием панельной регрессии с фиксированными эффектами.

Результаты исследования: установлено, что влияние поведенческих характеристик СЕО усилилось в кризисный период пандемии COVID-19. Это может свидетельствовать о склонности управленцев действовать менее рационально и более импульсивно, причем результат подтвердился в отношении как отечественных, так и зарубежных менеджеров. Связь нарциссизма и оптимизма имеет одинаковую направленность с уровнем долговой нагрузки в российских и иностранных компаниях, т. е. для принятия решений большее значение имеют личностные характеристики менеджмента, нежели региональная специфика.

Оригинальность и вклад авторов: исследование вносит вклад в литературу по поведенческим финансам за счет оценки влияния нарциссизма и оптимизма CEO в условиях пандемии COVID-19, расширяет имеющиеся наработки в направлении анализа кризисных ситуаций и поведенческих финансов в разных экономический и социокультурных пространствах. Кроме того, в статье предлагается использовать текстовый анализ для оценки личностных характеристик CEO.

Ключевые слова:

СЕО, нарциссизм, оптимизм, корпоративное управление, структура капитала, текстовый анализ, пандемия COVID-19

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Макеева Е. Ю., Аршавский И. В. 2014. Применение нейронных сетей и семантического анализа для прогнозирования банкротства. Корпоративные финансы 8 (4): 130–141.

Федорова Е. А., Демин И. С., Хрустова Л. Е., Федоров Ф. Ю., Осетров Р. А. 2017. Влияние тональности писем CEO на финансовые показатели компании. Российский журнал менеджмента 15 (4): 441–462.

Федорова Е. А., Ледяева С. В., Федоров Ф. Ю., Демин И. С., Денисова Т. М. 2019. Влияние уровня оптимизма и уровня нарциссизма CEO на структуру капитала компании. Корпоративные финансы 13 (1): 60–75.

Федорова Е. А., Федоров Ф. Ю., Толкачев А. В. 2016. Взаимосвязь новостного фона и притока прямых иностранных инвестиций в регионы России. Пространственная экономика (4–5): 75–92.


References in Latin Alphabet

Ahn J. S., Josiassen A., Assaf G., Baker M. 2020. Narcissistic CEOs and corporate social responsibility: Does the role of an outside board of directors matter? International Journal of Hospitality Management 85. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2019.102350

Aktas N., de Bodt E., Roll R., Bollaert H. 2016. CEO narcissism and the takeover process: From private initiation to deal completion. Journal of Financial and Quantitative Analysis 51 (1): 113–137. https://doi.org/10.1017/S0022109016000065

Avolio B. J., Gardner W. L., Walumbwa F. O., Luthans, F., May D. R. 2004. Unlocking the mask: A look at the process by which authentic leaders impact follower attitudes and behaviors. The Leadership Quarterly 15 (6): 801–823. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2004.09.003

Baker M., Wurgler J. 2002. Market timing and capital structure. The Journal of Finance 57 (1): 1–32. https://doi.org/10.1111/1540-6261.00414

Ben-David I., Graham J. R., Harvey C. R. 2007. Managerial overconfidence and corporate policies. National Bureau of Economic Research (13711): 1–55.

Byun K. A. K., Al-Shammari M. 2021. When narcissistic CEOs meet power: Effects of CEO narcissism and power on the likelihood of product recalls in consumer-packaged goods. Journal of Business Research 128: 45–60. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.02.001

Campbell T. C., Gallmeyer M., Johnson S. A., Rutherford J., Stanley B. W. 2011. CEO optimism and forced turnover. Journal of Financial Economics 101 (3): 695–712. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2011.03.004

Campbell W. K., Goodie A. S., Foster J. D. 2004. Narcissism, confidence, and risk attitude. Journal of Behavioral Decision Making 17 (4): 297–311. https://doi.org/10.1002/bdm.475

Chatterjee A., Hambrick D. C. 2011. Executive personality, capability cues, and risk taking: How narcissistic CEOs react to their successes and stumbles. Administrative Science Quarterly 56 (2): 202–237. https://doi.org/10.1177/0001839211427534

Gerstner W. C., König A. E., Hambrick D. C. 2014. CEO narcissism, audience engagement, and organizational adoption of technological discontinuities. Administrative Science Quarterly 59 (1): 257–291. https://doi.org/10.1177/0001839214524154

Hambrick D. C. 2007. Upper echelons theory: An update. The Academy of Management Review 32 (2): 334–343. https://doi.org/10.5465/AMR.2007.24345254

Jiraporn P., Chintrakarn P., Liu Y. 2012. Capital structure, CEO dominance, and corporate performance. Journal of Financial Services Research 42 (3): 139–158. https://doi.org/10.1007/s10693-011-0109-8

Langabeer II J. R., Dellifraine J. L. 2011. Incorporating strategic management into public health emergency preparedness. Journal of Emergency Management 9 (2): 17–25. https://doi.org/10.5055/jem.2011.0050

Lin C. Y., Ho P. H., Chen Y., Yen J. F. 2020. CEO overconfidence and bank loan contracting. Journal of Corporate Finance 64 (C). https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2020.101637

Luthans F., Avolio B. J., Avey J. B., Norman S. M. 2007. Positive psychological capital: Measurement and relationship with performance and satisfaction. Personnel Psychology 60 (3): 541–572. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x

Nevicka B., Baas M., Ten Velden F. S. 2016. The bright side of threatened narcissism: Improved performance following ego threat. Journal of Personality 84 (6): 809–823. https://doi.org/10.1111/jopy.12223

O'Reilly III C. A., Doerr B., Chatman J. A. 2018. “See You in Court”: How CEO narcissism increases firms' vulnerability to lawsuits. The Leadership Quarterly 29 (3): 365–378. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2017.08.001

Patel P. C., Cooper D. 2014. The harder they fall, the faster they rise: Approach and avoidance focus in narcissistic CEOs. Strategic Management Journal 35 (10): 1528–1540. https://doi.org/10.1002/smj.2162

Peni E. 2014. CEO and Chairperson characteristics and firm performance. Journal of Management & Governance 18 (1): 185–205. https://doi.org/10.1007/s10997-012-9224-7

Pourehsan S., Esfandabadi S. A. J., Tajrobehkar M. 2022. The relationship between economic resilience, age and psychological well-being with the mediating role of optimism in COVID-19 epidemic in small and medium businesses. Iran Occupational Health Journal 19 (1): 215–227. https://doi.org/10.52547/ioh.19.1.215

Puri M., Robinson D. T. 2007. Optimism and economic choice. Journal of Financial Economics 86 (1): 71–99. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2006.09.003

Tversky A., Kahneman D. 1992. Advances in prospect theory: Cumulative representation of uncertainty. Journal of Risk and Uncertainty 5: 297–323. https://doi.org/10.1007/978-3-319-20451-2_24

Twenge J. M., Campbell W. K. 2009. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. Simon and Schuster: New York.

Wu W., Zheng C., Wang H., Wu Y. J. 2019. Effect of narcissism, psychopathy, and machiavellianism on entrepreneurial intention — the mediating of entrepreneurial self-efficacy. Frontiers in Psychology 10 (360). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00360

Yang J., Chang M., Li J., Zhou L. 2020. Exploring the moderated mediation relationship between leader narcissism and employees’ innovative behavior. Chinese Management Studies 15 (1): 137–154. https://doi.org/10.1108/CMS-10-2019-0363


Translation of references in Russian into English

Makeeva E. Yu., Arshavsky I. V. 2014. The use of neural networks and semantic analysis to predict bankruptcy. Corporate finance 8 (4): 130–141. https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.8.4.2014.130-141 (In Russian)

Fedorova E. A., Demin I. S., Khrustova L. E., Fedorov F. Yu., Osetrova R. A. 2017. The influence of the tone of CEO's letters on the financial performance of the company. Russian Management Journal 15 (4): 441–462. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2017.403 (In Russian)

Fedorova E. A., Ledyaeva S. V., Fedorov F. Yu., Demin I. S., Denisova T. M. 2019. The influence of the CEO's level of optimism and narcissism on the company's capital structure. Corporate Finance 13 (1): 60–75. https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.13.1.2019.60-75 (In Russian)

Fedorova E. A., Fedorov F. Yu., Tolkachev A. V. 2016. The relationship between the news background and the inflow of foreign direct investment into the regions of Russia. Spatial economics (4–5): 75–92. https://doi.org/10.14530/se.2016.4.075-092 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.06.2024

Как цитировать

Федорова, Е. А., Кротов, Д. П., & Аносова, А. О. (2024). Склонность СЕО к нарциссизму и оптимизму: влияние на долговую нагрузку компаний до начала и в период пандемии COVID-19 (2018–2021 гг.). Российский журнал менеджмента, 22(1), 29–50. https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.102

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)