Склонность СЕО к нарциссизму и оптимизму: влияние на долговую нагрузку компаний до начала и в период пандемии COVID-19 (2018–2021 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.102Аннотация
Цель исследования: оценить влияние уровня нарциссизма и оптимизма СЕО на структуру капитала компаний в развитых и развивающихся рынках до начала и в период пандемии COVID-19 (2018–2021 гг.).
Методология исследования: исследование базируется на анализе 100 иностранных компаний из списка “Forbes Global 2000” 2021 г. и 50 российских компаний, лидирующих по выручке и капитализации. Оценка нарциссизма и оптимизма проводилась посредством применения текстового анализа на основе «мешка слов» и метода подсчета местоимений. С помощью словаря Anglin оценивалось четыре формы проявления нарциссизма — superiority (превосходство), vanity (тщеславие), exhibitionism (самолюбование), self-sufficiency (самонадеянность). Тестирование гипотез о взаимосвязи между личностными характеристиками CEO (нарциссизмом и оптимизмом) и структурой капитала компании осуществлено с использованием панельной регрессии с фиксированными эффектами.
Результаты исследования: установлено, что влияние поведенческих характеристик СЕО усилилось в кризисный период пандемии COVID-19. Это может свидетельствовать о склонности управленцев действовать менее рационально и более импульсивно, причем результат подтвердился в отношении как отечественных, так и зарубежных менеджеров. Связь нарциссизма и оптимизма имеет одинаковую направленность с уровнем долговой нагрузки в российских и иностранных компаниях, т. е. для принятия решений большее значение имеют личностные характеристики менеджмента, нежели региональная специфика.
Оригинальность и вклад авторов: исследование вносит вклад в литературу по поведенческим финансам за счет оценки влияния нарциссизма и оптимизма CEO в условиях пандемии COVID-19, расширяет имеющиеся наработки в направлении анализа кризисных ситуаций и поведенческих финансов в разных экономический и социокультурных пространствах. Кроме того, в статье предлагается использовать текстовый анализ для оценки личностных характеристик CEO.
Ключевые слова:
СЕО, нарциссизм, оптимизм, корпоративное управление, структура капитала, текстовый анализ, пандемия COVID-19
Скачивания
Библиографические ссылки
References in Latin Alphabet
Translation of references in Russian into English
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Российский журнал менеджмента» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.