Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования)

Авторы

  • Анастасия Игоревна Егорова Институт Фонд «Общественное мнение», Россия
  • Александр Юльевич Чепуренко Факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия https://orcid.org/0000-0003-1691-8556

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2022.202

Аннотация

Цель исследования: в исследовании проанализировано влияние ряда факторов разного характера на финансово-экономическую «упругость» (resilience) бизнеса российских малых предпринимателей в период внешних шоков (пандемия COVID-19, ситуация вокруг Украины).

Методология исследования: эмпирической базой исследования являются данные пяти волн лонгитюда малого бизнеса Института Фонда «Общественное мнение» (количество респондентов — 750 человек), реализуемого в 2021–2022 гг. Для анализа панельных данных выбран метод мультиномиальной логистической регрессии с фиксированными эффектами (FE-model).

Результаты исследования: в статье содержится ряд выводов, в соответствии с которыми возраст бизнеса не является значимым фактором, объясняющим степень упругости реакции бизнеса на внешние шоки: чем масштабнее рынок, тем выше вероятность того, что бизнес окажется либо устойчиво развивающимся даже в период шоков, либо проявит упругую реакцию на неблагоприятные внешние воздействия; добровольная мотивация чаще способствует упругости, чем вынужденная, и, как правило, присуща тем предпринимателям, бизнес которых оказался невосприимчив к внешним шокам; применение инновационных решений не всегда приводит к повышению упругости бизнеса в период возникновения внешних шоков — во всяком случае, на материалах панели респондентов проекта это не просматривается.

Оригинальность и вклад авторов: настоящая статья — это первая попытка дифференцировать несколько факторов, которые, по-видимому, могут повлиять на устойчивость малых и средних предприятий к внешним шокам в динамике, на данных лонгитюда, а не одномоментного исследования. Обнаружилось, что ни возраст бизнеса, ни использование инновационных решений не оказывают на упругость пролонгированного влияния. Кроме того, доля упругих предприятий, возглавляемых предпринимателями, движимыми возможностью увеличить свой доход, аналогична их доле среди вынужденных предпринимателей, в то время как среди предпринимателей, стремящихся к улучшениям (improvement driven entrepreneurs), она намного выше. Наконец, вывод о том, что объем рынка положительно связан с упругостью в условиях шоков, подтверждает важность изучения влияния объема деятельности бизнеса на его стабильные показатели. Ограничения связаны со сравнительно коротким сроком наблюдения за хозяйственным поведением респондентов (июль 2021 г. — июль 2022 г.).

Ключевые слова:

малое предпринимательство, факторы упругости, пандемия COVID-19, лонгитюдное исследование, количественный анализ, Россия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

22.12.2022

Как цитировать

Егорова, А. И., & Чепуренко, А. Ю. (2022). Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования). Российский журнал менеджмента, 20(2), 172–197. https://doi.org/10.21638/spbu18.2022.202

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)