Факторы обмена знаниями в процессе управления кросс-функциональными командами

Авторы

  • Елена Георгиевна Калабина Институт экономики и финансов, Уральский государственный экономический университет, Россия
  • Ольга Юрьевна Беляк ООО «Прософт-Системы», Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.407

Аннотация

Статья посвящена исследованию факторов обмена знаниями в процессе управления кросс-функциональными командами российских компаний в процессе инновационных разработок. Целью исследования стал анализ влияния индивидуальных, организационных и управленческих факторов на активность сотрудников кросс-функциональных команд в обмене знаниями при инновационных разработках. Опираясь на результаты анкетирования 259 участников кросс-функциональных команд, проведена эконометрическая оценка, позволившая установить, что внутренняя мотивация как индивидуальный фактор играет роль модератора для объяснения взаимосвязи между организационными, управленческими факторами и активностью участников команды в обмене знаниями. При анализе управленческих факторов обнаружено, что наиболее благоприятным механизмом координации для обмена знаниями выступает взаимное согласование, которое реализуется через неформальное общение и основывается на понимании участников команды своих ролей, степени ответственности и ощущением сопричастности. Также установлено, что организационные факторы, включая систему стимулирования, оказывают незначительное влияние на активность участников команды при обмене знаниями. Полученные данные могут быть основой для дальнейшего выбора инструментов управления кросс-функциональной командой при инновационных разработках.

Ключевые слова:

кросс-функциональные команды, обмен знаниями, механизмы координации, внутренняя мотивация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Nonaka I. (1994). A dynamic theory of organizational knowledge crea-tion. Organization Science, 5 (1), 14-37.

Abdi K., Mardani A., Senin A.A., Tupenaite L., Naimaviciene J., Ka-napeckiene L., & Kutut V. (2018). The effect of knowledge manage-ment, organizational culture, and organizational learning on innova-tion in the automotive industry. Journal of Business Economics and Management, 19, 1, 1-19. https://doi.org/10.3846/jbem.2018.1477.

Kalabina, E. G., & Belyak, O. Yu. (2019). Creation of CFTs of parallel design for the development of new products. Kadrovik, 3, 62–68.

Nestik T.A. (2014). Knowledge management models in Russian organi-zations: a socio-psychological analysis. Modern management technol-ogies, 1 (37), retrieved October 9, 2021, from https://sovman.ru/article/3705/

Hsiao R.-L., Tsai S. D.-H., & Lee C.-F. (2006). The problems of embed-dedness: Knowledge transfer, coordination and reuse in information systems. Organization Studies, 27 (9), 1289–1317.

Kalabina E.G., & Belyak O. Yu. (2020). CFTs as a tool for developing the company's knowledge potential. Bulletin of St. Petersburg Univer-sity. Management, 19 (3), 336–361. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2020.303

Chen L., & Wang J. (2020). Study of Its Complexity and Evaluation on Knowledge Synergy Effect in Cross-functional Expert Team. Associa-tion for Computing Machinery, https://doi.org/10.1145/3453187.3453324

Kwan L.B. (2019) The collaboration blind spot. Harvard Business Re-view, 97, 2, 66-73.

Bagrationi K.A., & Nestik T.A. (2018). Viability of small groups in or-ganizations: state and research prospects. Organizational Psychology, 8, 4, 75–94

Foss N. J. (2007). The emerging knowledge governance approach: Challenges and characteristics. Organization, 14 (1), 29–52.

Young-Hyman T. (2017). Cooperating without Co-laboring: How For-mal Organizational Power Moderates Cross-functional Interaction in Project Teams. Administrative Science Quarterly, 62 (1), 179-214. doi:10.1177/0001839216655090

Le Meunier-FitzHugh K., & Massey G. (2019). Improving relationships between sales and marketing: the relative effectiveness of cross-functional coordination mechanisms. Journal of Marketing Manage-ment, 35, 1-24. DOI: 10.1080/0267257X.2019.1648310.

Milner B.Z. (2012). Organization theory. Мoscow: INFRA-M.

Willem A., & Buelens, M. (2007). Knowledge sharing in public sector organizations: The effect of organizational characteristics on interde-partmental knowledge sharing. Journal of Public Administration Re-search & Theory, 17(4), 581-606.

Mintzberg G. (2004). Structure in a fist: building an effective organi-zation. St. Petersburg: Piter

Baker W., & Sinkula, J. (1999). The synergistic effect of market orien-tation and learning orientation on organizational performance. Journal of the Academy of Marketing Science, 27 (4), 411-427.

Edmondson A. (1999). Psychological safety and learning behavior in work teams. Administrative Science Quarterly, 44 (2), 350–383.

Morgan P., Fletcher D., Sarkar M. (2015). Understanding team resili-ence in the world's best athletes: a case study of a rugby union World Cup winning team. Psychology of Sport and Exercise, 1, 91–100.

Waris M., Khan A., Ismail I., Adeleke A. Q., & Panigrahi S. (2017). Im-pact of leadership qualities on employee commitment in multi-project-based organizations. IOP. https://doi.org/10.1088/1755-1315/140/1/012094

Mubarak F., & Noor A. (2018). Effect of authentic leadership on em-ployee creativity in project-based organizations with the mediating roles of work engagement and psychological empowerment. Cogent Business & Management, 65 (1), 1-14. http://doi.org/10.1080/23311975.2018.1429348

Alrawi Kh., Hamdan Y., Al-Taie W., & Ibrahim M. (2011). Organiza-tional culture and the creation of a dynamic environment for knowledge sharing. American Journal of Social and Management Sci-ences, 2.3, 258-264.

Hsu C., & Lin J. (2008). Acceptance of blog usage: The roles of tech-nology acceptance, social influence and knowledge sharing motiva-tion. Information & Management, 45(1), 65–74.

Perez M., Cruz V., Cruz M., Celina N., & Celina C. (2009). The influ-ence of internal and extrinsic motivation on knowledge transfer. The case of a nonprofit organization. Retrieved October 9, 2021, from https://www.researchgate.net/publication/281861234_The_influence_of_internal_and_extrinsic_motivation_on_knowledge_transfer_The_case_of_a_nonprofit_organization

Javernick-Will A. (2012). Motivating knowledge sharing in Engineer-ing and Construction Organizations: Power of Social Motivations. Journal of Management in Engineering, 28, 193-202. DOI: 10.1061/(ASCE)ME.1943-5479.0000076.

Slater S.F., & Narver J. С. (1995). Market orientation and the learning organization. Journal of Marketing, 59, 3, 63-74.

Wu W.-L., Hsu B.-F., & Yeh R.-S. (2007). Fostering the determinants of knowledge transfer: A team-level analysis. Journal of Information Science, 33 (3), 326–339.

Sergeeva A.V., Andreeva T.A. (2014). How do management practices affect the knowledge sharing between employees? Research results in secondary schools. Russian Management Journal, 12, 2, 67-98.

Hair J. F., Ringle C. M., & Sarstedt M. (2011). PLS-SEM: Indeed a sil-ver bullet. Journal of Marketing Theory and Practice, 19 (2), 139–152.

Bagozzi R. P., Yi Y., & Phillips L. W. (1991). Assessing construct va-lidity in organizational research. Administrative Science Quarterly, 36 (3), 421–458.

Yasir M., Majid A. (2017). Relationship between determinants of or-ganizational structure and knowledge sharing. International Journal of Business Excellence, 12 (3), pp. 294-307. DOI: 10.1504/IJBEX.2017.084439

Mascia D., Pallotti F., Dandi R. (2018). Determinants of knowledge-sharing networks in primary care. Health Care Management Review, 43 (2), pp. 104-114. DOI: 10.1097/HMR.0000000000000139

Загрузки

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Калабина, Е. Г., & Беляк, О. Ю. (2021). Факторы обмена знаниями в процессе управления кросс-функциональными командами . Российский журнал менеджмента, 19(4), 515–547. https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.407

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования