Национальный брендинг: возможности для бизнеса в России

Авторы

  • Ольга Анатольевна Кусраева Высшая школа бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.411

Аннотация

В статье представлена авторская позиция относительно внедрения национального бренда в деятельность компаний, функционирующих на территории страны. Проанализированы основные подходы к определению национального брендинга. Выявлены возможности, создаваемые национальным брендом, для бизнеса в условиях доминирующих идей: территориального брендинга, экономического подхода, политических наук, коммуникаций, фокуса на одной отрасли, калькировании иностранных практик. Установлено соотношение между понятиями пропаганда и национальный брендинг. Определены основные преимущества, которые создает национальный бренд для различных направлений деятельности, реализуемых в стране. Выделены три функции национального брендинга: приобретение желаемого положения, формирование уникальности и управление репутацией, усиление конкурентоспособности; функции проанализированы на предмет выгод, которые формирует национальный бренд для компаний. Для реализации возможностей, которые создает национальный бренд для бизнеса предложены принципы внедрения национального бренда в деятельность компаний в современных условиях.

Ключевые слова:

национальный бренд, национальный брендинг, бизнес, территориальный брендинг, функции национального брендинга, пропаганда

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Важенина И. С. О сущности бренда территории // Экономика региона, 2011. № 3. С. 18–23.

Василенко И. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта // Власть, 2013. № 7. С. 24–28.

Галумов Э. А. (2003). Международный имидж России: стратегия формирования. М., Известия.

Глинская И. Ю. Особенности формирования имиджа России в контексте глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Экономика, 2016. № 2. С. 81–89.

Данилова Е. А. Политика инноваций в стратегии формирования национального бренда России на примере оборонно-промышленного комплекса. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. Томск, 2018. 490 с.

Данилова Е. А. Стратегия формирования национального бренда России в аспекте инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса РФ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2019. № 51. С. 178–182.

Кусраева О. А. Национальный бренд и конкурентоспособность компаний: альтернативный подход к национальному брендингу // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 2021. Т. 20. № 1. C. 30–57.

Мещеряков Т. В., Окольнишникова И. Ю., Никифорова Г. Ю. Бренд как коммуникативный капитал // Проблемы современной экономики, 2011. № 1. С. 149–153.

Тюкаркина О. Роль национального брендинга в формировании внешнеполитического имиджа современной России // Власть, 2011. № 12. С. 111–114.

Alparslan N.A.S. Branding and national identity: the analysis of «Turkey: discover the potential» campaign // Bilig, 2017. Vol. 83. Pp.201–224.

Anholt S. Some important distinctions in place branding // Place Branding, 2005. Vol. 1. № 2. Pp. 116–121.

Anholt, S. (2007). Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities, and Regions. NY, Palgrave Macmillan.

Aronczyk M. Living the Brand: Nationality, Globality, and the Identity Strategies of Nation Branding Consultants // International journal of communication, 2008. № 2. Pp. 41–65.

Avraham E. Marketing and managing nation branding during prolonged crisis: The case of Israel // Place Branding and Public Diplomacy, 2009. Vol. 5. № 3. Pp. 202-212.

Blain C., Levy S., Ritchie B. Destination branding: Insights and practices from destination management organizations // Journal of travel research, 2005. Vol. 43. № 4. Pp. 328–338.

Constandinides C., Ermann U., Hermanik K. J. (2018). The On-screen Branding and ReBranding of identity politics in Cyprus. In: U. Ermann, K. J. Hermanik (eds.). Branding the Nation, the Place, the Product. New York: Routledge; 91–110.

Dzenovska D. Remaking the nation of Latvia: Anthropological perspectives on nation branding // Place Branding, 2005. Vol. 1. № 2. Pp. 173–186.

Fan Y. Branding the nation: Towards a better understanding // Place branding and public diplomacy, 2010. Vol. 6. № 2. Pp. 97–103.

Garth J., O’Donnell V. What is propaganda, and how does it differ from persuasion // Propaganda and persuasion, 2012. Pp. 1–48.

Hassan S. Nation branding: the strategic imperative for sustainable market competitiveness // Journal of Humanities and Applied Social Sciences, 2019. Vol. 1. № 2. Pp. 146–158.

Keith, D. (2008). Nation Branding: Concepts, Issues. Practice. Burlington, MA, Elsevier.

Kim Y. K., Shim S. W., Dinnie K. The dimensions of nation brand personality: a study of nine countries // Corporate Reputation Review, 2013. Vol. 16. № 1. Pp. 34-47.

Kotler P., Gertner D. Country as brand, product, and beyond: A place marketing and brand management perspective // Journal of brand management, 2002. Vol. 9. № 4. Pp. 249–261.

Kotler P., Haider D. H., Rein I. J. (1993). Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States and Nations. New York: Free Press.

Laskin A. Defining propaganda: A psychoanalytic perspective // Communication and the Public, 2019. Vol. 4. № 4. Pp. 305–314.

Lasswell H. The Theory of Political Propaganda // American Political Science Review 1927. Vol. 21. № 03. Pp. 627–631

Lippmann, W. (1929). Public Opinion: By Walter Lippmann. NY, Macmillan Company.

Marat E. Nation branding in Central Asia: A new campaign to present ideas about the state and the nation // Europe-Asia Studies, 2009. Vol. 61. № 7. Pp. 1123–1136.

Mändmets L. The story of creating Brand Estonia // Estonian Ministry of Foreign Affairs Yearbook, 2010. Vol. 1. Pp. 71–76.

Morgan N., Pritchard A., Piggott R. New Zealand, 100% pure. The creation of a powerful niche destination brand // Journal of Brand Management, 2002. Vol. 9. № 4-5. Pp. 335–354.

Morgan N., Pritchard A., Pride R. (2011). Destination Brands: Managing Place Reputation. London: Routledge.

Myers, D. (2005). Social Psychology, 8th ed. NY, McGraw-Hill.

Olins W. Branding the Nation – The Historical Context // Journal of Brand Management, 2002. Vol. 9. № 4–5. Pp. 241–248.

Papadopoulos N, Heslop L. Country equity and country branding: Problems and prospects // Journal of brand management, 2002. Vol. 9. № 4. Pp. 294–314.

Pawłusz E., Polese A. “Scandinavia's best-kept secret.” Tourism promotion, nation-branding, and identity construction in Estonia (with a free guided tour of Tallinn Airport) // Nationalities Papers, 2017. Vol. 45. № 5. Pp. 873–892.

Rockower P. S. Recipes for gastrodiplomacy // Place Branding and Public Diplomacy, 2012. Vol. 8. № 3. Pp. 235-246.

Reibstein D.J. Improving economic prosperity through nation branding // The Marketing Journal, 2017. August. Доступ по ссылке URL: http://www.marketingjournal.org/improving-economic-prosperity-through-nation-branding-david-j- reibstein/ (дата обращения: 25 ноября 2021).

Saad K. M., Idris M. Z. Exploring Visual Representation of Malaysia Identity as a Medium of Communication in Nation Brand // Journal of Applied Environmental and Biological Science, 2017. Vol. 7. № 4. Pp. 49-55.

Samuel-Azran T., Ilovici B., Zari I., Geduild O. Practicing citizen diplomacy 2.0: “The Hot Dudes and Hummus—Israel’s Yummiest” campaign for Israel’s branding // Place Branding and Public Diplomacy, 2019. Vol. 15. № 1. Pp. 38-49.

Sevin E. Thinking about place branding: Ethics of concept // Place Brand Public Diplomacy, 2011. Vol. 7. Pp. 155–164.

Widler J. Nation branding: With pride against prejudice // Place Branding and Public Diplomacy, 2007. Vol. 3. № 2. Pp. 144–150.

Загрузки

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Кусраева, О. А. (2021). Национальный брендинг: возможности для бизнеса в России. Российский журнал менеджмента, 19(4), 614–631. https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.411

Выпуск

Раздел

Обзоры