О стратегиях выхода российских инновационно активных несырьевых компаний на внешние рынки

  • Мария Лавровна Горбунова Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И . Лобачевского, Россия https://orcid.org/0000-0003-2733-568X
  • Юлия Викторовна Приказчикова Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И . Лобачевского, Россия

Аннотация

Изучение опыта интернационализации российских компаний, созданных в постсоветский период и зачастую связанных с сегментом «новой экономики», является актуальной исследовательской задачей, особенно в условиях поиска новых путей внешней экспансии несырьевого бизнеса. В статье на основе источников вторичной информации проведен сравнительный анализ содержательных аспектов внешнеэкономических стратегий российских компаний-«газелей». Демонстрируется, что успех рассматриваемых предприятий на внешних рынках тесно связан с инновационно ориентированным характером их деятельности. Стратегические решения компаний с точки зрения сложности организации бизнеса, принципов этноцентрической организации, степени принимаемого риска зарубежной экспансии, связи товарного предложения внутреннего и внешнего рынков в целом соответствуют начальному этапу интернационализации бизнеса. Несмотря на это, для российских динамичных средних компаний — несырьевых экспортеров характерно стремление присутствовать на значимом количестве зарубежных рынков.

Ключевые слова:

компании-«газели», несырьевой экспорт, конкурентные преимущества, инновационное поведение, стратегии интернационализации

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Бухвалов А. В., Алексеева О. А. 2015. Стратегии международных компаний на развивающихся рынках: влияние глобализации и опыт локализации производства. Российский журнал менеджмента 13 (2): 149–170.

Катькало В. С., Медведев А. Г. 2011. Интернационализация российских компаний и конфигурация их деловых операций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (2): 7–38.

Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. 2015. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. Пер. с англ. Альпина Паблишер: Москва.

Кузнецов А. В. 2006. Два вектора экспансии российских ТНК: Евросоюз и СНГ. Мировая экономика и международные отношения (2): 95–102.

Кузнецов А. В. 2007. Структура российских прямых капиталовложений. Мировая экономика и международные отношения (4): 69–76.

Кузнецов А. В. 2008. Прямые иностранные инвестиции: эффект «соседства». Мировая экономика и международные отношения (9): 40–47.

Кузнецов А. В. 2016. Зарубежные инвестиции российских компаний: конкуренция с западноевропейскими и восточноазиатскими ТНК. Вестник Российской академии наук 86 (3): 203–214.

Механик А. 2016. Citius, Altius, Fortius. Эксперт (1): 44–48.

Панибратов А. Ю., Веселова А. С., Ермолаева Л. А. 2015. Институциональные и макроэкономические факторы географического направления российских международных сделок слияния и поглощения. Российский журнал менеджмента 13 (3): 59–78.

Пивоваров И. С. 2011а. Мотивация и стратегии интернационализации бизнеса. Экономика и управление (8): 48–53.

Пивоваров И. С. 2011б. Маркетинговые стратегии многонациональных компаний. Экономика и управление (9): 60–63.

Пивоваров И. С. 2012. Стратегическое планирование в международной фирме. Экономика и управление (1): 67–72.

Эксперт (редакционная статья). 2015. Проснуться экспортером. Эксперт (13): 15.

Юданов А. Ю. 2010. Носители предпринимательства: фирмы-газели в России. Журнал новой экономической ассоциации (5): 91–108.

Юданов А. Ю. 2013. О формуле успеха среднего бизнеса в мире и в России. Российский журнал менеджмента 11 (3): 119–128.

Юданов А., Полунин Ю. 2012. Занимать, чтобы строить. Эксперт (21): 56–64.

Юданов А., Рубан О., Гурова Т., Виньков А. 2011. Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны. Эксперт (10). http://expert.ru/expert/2011/10/sozdateli-buduschego--gazeli-s-mozgom-obezyanyi/

Финкельштейн С., Харви Ч., Лотон Т. 2007. Стратегия прорыва. Пер. с англ. Киев: Companion Group.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Alkemade F., Heimeriks G., Schoen A., Villard L., Laurens P. 2015. Tracking the internationalization of transnational corporate inventive activity: National and sectoral characteristics. Research Policy 44 (9): 1763–1772.

Andersen T. J., Foss N. J. 2005. Strategic opportunity and economic performance in multinational enterprises: The role and effects of information and communication technology. Journal of International Management 11 (2): 293–310.

Autio E., Sapienza H. J., Almeida J. G. 2000. Effects of age at entry, knowledge intensity, and imitability on international growth. Academy of Management Journal 43 (5): 909–924.

Barlett Ch., Goshal S. 2000. An empirical test and extension of the Barlett and Ghoshal typology of multinational companies. Journal of International Business Studies 31 (1): 101–119.

Cerrato D., Crosato L., Depperu D. 2016. Archetypes of SME internationalization: A configurational approach. International Business Review 25 (1, part B): 286–295.

Daniels J. D., Bracker J. 1989. Profit performance: Do foreign operations make a difference? Management International Review 29 (1): 46–56.

Davila T., Epstein M., Shelton R. 2005. Making Innovation Work: How to Manage It, Measure It and Profit From It. FT Press: London.

Dunning J. H. 1973. The determinants of international production. Oxford Economic Papers 25 (3): 289–336.

Dunning J. H. 2001. The eclectic (OLI) paradigm of international production: Past, present and future. International Journal of the Economics of Business 8 (2): 173–190.

Gomes L., Ramaswamy K. 1999. An empirical examination of the form of the relationship between multinationality and performance. Journal of International Business Studies 30 (1): 173–187.

Grant R. M. 1987. Multinationality and performance among British manufacturing companies. Journal of International Business Studies 18 (3): 79–89.

Jeannet J.-P., Hennesey H. 2003. Global Marketing Strategies. Houghton Mifflin: Boston.

Hamilton L., Webster Ph. 2015. International Business Environment. 3rd ed. Oxford University Press: Oxford, UK.

Hitt M. A., Hoskisson R. E., Kim H. 1997. International diversification: Effects on innovation and firm performance in productdiversified firms. Academy of Management Journal 40 (4): 767–798.

Knight G. A., Liesch P. W. 2016. Internationalization: From incremental to born global. Journal of World Business 51 (1): 93–102.

Kuznetsov A. 2010. Urgent tasks for research on Russian TNCs. Transnational Corporations 19 (3): 81–95.

Kuznetsov A. 2011. The development of Russian multinational corporations. International Studies of Management and Organization 41 (4): 34–50.

Lee K., Carter S. 2012. Global Marketing Management: Changes, New Challenges and Strategies. Oxford University Press: Oxford.

Panibratov A. 2010. Russian Multinationals: Entry Strategies and Post-Entry Operations. Electronic Publications of Pan-European Institute, No. 15/2010. Available at: http://www.utu.fi/fi/yksikot/tse/yksikot/PEI/raportit-ja-tietopaketit/Documents/Panibratov_netti_final.pdf

Panibratov A. 2012. Russian Multinationals: From Regional Supremacy to Global Lead. Routledge: London, N. Y.

Rugman A., Verbeke A. 2004. A Perspective on regional and global strategies of MNEs. Journal of International Business Studies 35 (1): 3–18.

Simon H. 1992. Lessons from Germany’s midsize giants. Harvard Business Review 70 (2): 115–121.

Simon H. 1996. You don’t have to be German to be a hidden champion. Business Strategy Review 7 (2): 1–13.

Simon H. 2009. Hidden Champions of the 21st Century: Success Strategies of unknown World Market Leaders. Springer: London.

Suh Y., Kim M.-S. 2014. Internationally leading SMEs vs. internationalized SMEs: Evidence of success factors from South Korea. International Business Review 23 (1): 115–129.

Tallman S., Li J. 1996. Effects of international diversity and product diversity on the performance of multinational firms. Academy of Management Journal 39 (1): 179–196.

Tan D., Mahoney J. T. 2005. Examining the Penrose effect in an international business context: The dynamics of Japanese firm growth in US industries. Managerial and Decision Economics 26 (2): 113–127.

Tseng C. H., Tansuhaj P., Hallagan W., McCullough J. 2007. Effects of firm resources on growth in multinationality. Journal of International Business Studies 38 (6): 961–974.

Wind Y., Douglas P. S., Perlmutter V. H. 1973. Guidelines for developing international marketing strategies. Journal of Marketing 37 (2): 14–23.


Translation of references in Russian into English

Bukhvalov A. V., Alekseeva O. A. 2015. Strategies of international companies in emerging markets: Impact of globalization and experience of localization. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 13 (2): 149–170.

Katkalo V. S., Medvedev A. G. 2011. Internationalisation of Russian firms and configuration of their value chain. Vestnik St.-Peterburgskogo un-ta. Seriya Menedzhment (2): 7–38.

Kotler F., Berger R., Bickhoff N. 2015. The Quintessence of strategic management. Russian translation. Alpina Publisher: Moscow.

Kuznetsov A. V. 2006. Two vectors of Russian multinationals expansion: The EU and CIS. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (2): 95–102.

Kuznetsov A. V. 2007 Structure of Russian direct investments. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (4): 69–76.

Kuznetsov A. V. 2008. Foreign direct investment: The neighborhood effect. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (9): 40–47.

Kuznetsov A. V. 2016. Foreign investments of Russian companies: Сompetition with Western and East Asian TNCs. Vestnik Rossiiskoi academii nauk 86 (3): 203–214.

Mekhanic A. 2016. Citius, Altius, Fortius. Ekspert (1): 44–48.

Panibratov A. Yu., Veselova A. S., Ermolaeva L. A. 2015. Institutional and macroeconomic factors of of location choice of Russian foreign M&A deals. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 13 (3): 59–78.

Pivovarov I. S. 2011a. Motivation and strategies of business internationalization. Ekonomica i upravlenie (8): 48–53.

Pivovarov I. S. 2011b. Marketing strategies of multinational companies. Ekonomica i upravlenie (9): 60–63.

Pivovarov I. S. 2012. Strategic planning in an multinational firm. Ekonomica i upravlenie (1): 67–72.

Expert (editorial article). 2015. Wake up as an exporter. Ekspert (13): 15.

Yudanov A. Yu. 2010. Embodiments of entrepreneurial spirit: “Gazelle girms” in Russia. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii (5): 91–108.

Yudanov A. Yu. 2013. Medium-sized businesses: The formula for success in Russia and the world. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 11 (3): 119–128.

Yudanov A., Polunin Yu. 2012. Take out a loan to build. Ekspert (21): 56–64.

Yudanov A., Ruban A., Gurova T., Vinkov A. 2011. Creators of a future — the “gazelle firms” with monkey brain. Ekspert (10). http://expert.ru/expert/2011/10/sozdateli-buduschego--gazeli-s-mozgom-obezyanyi/

Finkelstein S., Harvey C., Lawton T. 2007. Breakout strategy. Russian translation. Kiev: Companion Group.
Опубликован
2016-12-27
Как цитировать
Горбунова, М., & Приказчикова, Ю. (2016). О стратегиях выхода российских инновационно активных несырьевых компаний на внешние рынки. Российский журнал менеджмента, 14(4), 49–80. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2016.403
Раздел
Теоретические и эмпирические исследования