О стратегиях выхода российских инновационно активных несырьевых компаний на внешние рынки

Авторы

  • Мария Лавровна Горбунова Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И . Лобачевского, Россия https://orcid.org/0000-0003-2733-568X
  • Юлия Викторовна Приказчикова Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И . Лобачевского, Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2016.403

Аннотация

Изучение опыта интернационализации российских компаний, созданных в постсоветский период и зачастую связанных с сегментом «новой экономики», является актуальной исследовательской задачей, особенно в условиях поиска новых путей внешней экспансии несырьевого бизнеса. В статье на основе источников вторичной информации проведен сравнительный анализ содержательных аспектов внешнеэкономических стратегий российских компаний-«газелей». Демонстрируется, что успех рассматриваемых предприятий на внешних рынках тесно связан с инновационно ориентированным характером их деятельности. Стратегические решения компаний с точки зрения сложности организации бизнеса, принципов этноцентрической организации, степени принимаемого риска зарубежной экспансии, связи товарного предложения внутреннего и внешнего рынков в целом соответствуют начальному этапу интернационализации бизнеса. Несмотря на это, для российских динамичных средних компаний — несырьевых экспортеров характерно стремление присутствовать на значимом количестве зарубежных рынков.

Ключевые слова:

компании-«газели», несырьевой экспорт, конкурентные преимущества, инновационное поведение, стратегии интернационализации

Скачивания

 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Бухвалов А. В., Алексеева О. А. 2015. Стратегии международных компаний на развивающихся рынках: влияние глобализации и опыт локализации производства. Российский журнал менеджмента 13 (2): 149–170.

Катькало В. С., Медведев А. Г. 2011. Интернационализация российских компаний и конфигурация их деловых операций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия Менеджмент (2): 7–38.

Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. 2015. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. Пер. с англ. Альпина Паблишер: Москва.

Кузнецов А. В. 2006. Два вектора экспансии российских ТНК: Евросоюз и СНГ. Мировая экономика и международные отношения (2): 95–102.

Кузнецов А. В. 2007. Структура российских прямых капиталовложений. Мировая экономика и международные отношения (4): 69–76.

Кузнецов А. В. 2008. Прямые иностранные инвестиции: эффект «соседства». Мировая экономика и международные отношения (9): 40–47.

Кузнецов А. В. 2016. Зарубежные инвестиции российских компаний: конкуренция с западноевропейскими и восточноазиатскими ТНК. Вестник Российской академии наук 86 (3): 203–214.

Механик А. 2016. Citius, Altius, Fortius. Эксперт (1): 44–48.

Панибратов А. Ю., Веселова А. С., Ермолаева Л. А. 2015. Институциональные и макроэкономические факторы географического направления российских международных сделок слияния и поглощения. Российский журнал менеджмента 13 (3): 59–78.

Пивоваров И. С. 2011а. Мотивация и стратегии интернационализации бизнеса. Экономика и управление (8): 48–53.

Пивоваров И. С. 2011б. Маркетинговые стратегии многонациональных компаний. Экономика и управление (9): 60–63.

Пивоваров И. С. 2012. Стратегическое планирование в международной фирме. Экономика и управление (1): 67–72.

Эксперт (редакционная статья). 2015. Проснуться экспортером. Эксперт (13): 15.

Юданов А. Ю. 2010. Носители предпринимательства: фирмы-газели в России. Журнал новой экономической ассоциации (5): 91–108.

Юданов А. Ю. 2013. О формуле успеха среднего бизнеса в мире и в России. Российский журнал менеджмента 11 (3): 119–128.

Юданов А., Полунин Ю. 2012. Занимать, чтобы строить. Эксперт (21): 56–64.

Юданов А., Рубан О., Гурова Т., Виньков А. 2011. Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны. Эксперт (10). http://expert.ru/expert/2011/10/sozdateli-buduschego--gazeli-s-mozgom-obezyanyi/

Финкельштейн С., Харви Ч., Лотон Т. 2007. Стратегия прорыва. Пер. с англ. Киев: Companion Group.

REFERENCES IN LATIN ALPHABET

Alkemade F., Heimeriks G., Schoen A., Villard L., Laurens P. 2015. Tracking the internationalization of transnational corporate inventive activity: National and sectoral characteristics. Research Policy 44 (9): 1763–1772.

Andersen T. J., Foss N. J. 2005. Strategic opportunity and economic performance in multinational enterprises: The role and effects of information and communication technology. Journal of International Management 11 (2): 293–310.

Autio E., Sapienza H. J., Almeida J. G. 2000. Effects of age at entry, knowledge intensity, and imitability on international growth. Academy of Management Journal 43 (5): 909–924.

Barlett Ch., Goshal S. 2000. An empirical test and extension of the Barlett and Ghoshal typology of multinational companies. Journal of International Business Studies 31 (1): 101–119.

Cerrato D., Crosato L., Depperu D. 2016. Archetypes of SME internationalization: A configurational approach. International Business Review 25 (1, part B): 286–295.

Daniels J. D., Bracker J. 1989. Profit performance: Do foreign operations make a difference? Management International Review 29 (1): 46–56.

Davila T., Epstein M., Shelton R. 2005. Making Innovation Work: How to Manage It, Measure It and Profit From It. FT Press: London.

Dunning J. H. 1973. The determinants of international production. Oxford Economic Papers 25 (3): 289–336.

Dunning J. H. 2001. The eclectic (OLI) paradigm of international production: Past, present and future. International Journal of the Economics of Business 8 (2): 173–190.

Gomes L., Ramaswamy K. 1999. An empirical examination of the form of the relationship between multinationality and performance. Journal of International Business Studies 30 (1): 173–187.

Grant R. M. 1987. Multinationality and performance among British manufacturing companies. Journal of International Business Studies 18 (3): 79–89.

Jeannet J.-P., Hennesey H. 2003. Global Marketing Strategies. Houghton Mifflin: Boston.

Hamilton L., Webster Ph. 2015. International Business Environment. 3rd ed. Oxford University Press: Oxford, UK.

Hitt M. A., Hoskisson R. E., Kim H. 1997. International diversification: Effects on innovation and firm performance in productdiversified firms. Academy of Management Journal 40 (4): 767–798.

Knight G. A., Liesch P. W. 2016. Internationalization: From incremental to born global. Journal of World Business 51 (1): 93–102.

Kuznetsov A. 2010. Urgent tasks for research on Russian TNCs. Transnational Corporations 19 (3): 81–95.

Kuznetsov A. 2011. The development of Russian multinational corporations. International Studies of Management and Organization 41 (4): 34–50.

Lee K., Carter S. 2012. Global Marketing Management: Changes, New Challenges and Strategies. Oxford University Press: Oxford.

Panibratov A. 2010. Russian Multinationals: Entry Strategies and Post-Entry Operations. Electronic Publications of Pan-European Institute, No. 15/2010. Available at: http://www.utu.fi/fi/yksikot/tse/yksikot/PEI/raportit-ja-tietopaketit/Documents/Panibratov_netti_final.pdf

Panibratov A. 2012. Russian Multinationals: From Regional Supremacy to Global Lead. Routledge: London, N. Y.

Rugman A., Verbeke A. 2004. A Perspective on regional and global strategies of MNEs. Journal of International Business Studies 35 (1): 3–18.

Simon H. 1992. Lessons from Germany’s midsize giants. Harvard Business Review 70 (2): 115–121.

Simon H. 1996. You don’t have to be German to be a hidden champion. Business Strategy Review 7 (2): 1–13.

Simon H. 2009. Hidden Champions of the 21st Century: Success Strategies of unknown World Market Leaders. Springer: London.

Suh Y., Kim M.-S. 2014. Internationally leading SMEs vs. internationalized SMEs: Evidence of success factors from South Korea. International Business Review 23 (1): 115–129.

Tallman S., Li J. 1996. Effects of international diversity and product diversity on the performance of multinational firms. Academy of Management Journal 39 (1): 179–196.

Tan D., Mahoney J. T. 2005. Examining the Penrose effect in an international business context: The dynamics of Japanese firm growth in US industries. Managerial and Decision Economics 26 (2): 113–127.

Tseng C. H., Tansuhaj P., Hallagan W., McCullough J. 2007. Effects of firm resources on growth in multinationality. Journal of International Business Studies 38 (6): 961–974.

Wind Y., Douglas P. S., Perlmutter V. H. 1973. Guidelines for developing international marketing strategies. Journal of Marketing 37 (2): 14–23.


Translation of references in Russian into English

Bukhvalov A. V., Alekseeva O. A. 2015. Strategies of international companies in emerging markets: Impact of globalization and experience of localization. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 13 (2): 149–170.

Katkalo V. S., Medvedev A. G. 2011. Internationalisation of Russian firms and configuration of their value chain. Vestnik St.-Peterburgskogo un-ta. Seriya Menedzhment (2): 7–38.

Kotler F., Berger R., Bickhoff N. 2015. The Quintessence of strategic management. Russian translation. Alpina Publisher: Moscow.

Kuznetsov A. V. 2006. Two vectors of Russian multinationals expansion: The EU and CIS. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (2): 95–102.

Kuznetsov A. V. 2007 Structure of Russian direct investments. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (4): 69–76.

Kuznetsov A. V. 2008. Foreign direct investment: The neighborhood effect. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (9): 40–47.

Kuznetsov A. V. 2016. Foreign investments of Russian companies: Сompetition with Western and East Asian TNCs. Vestnik Rossiiskoi academii nauk 86 (3): 203–214.

Mekhanic A. 2016. Citius, Altius, Fortius. Ekspert (1): 44–48.

Panibratov A. Yu., Veselova A. S., Ermolaeva L. A. 2015. Institutional and macroeconomic factors of of location choice of Russian foreign M&A deals. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 13 (3): 59–78.

Pivovarov I. S. 2011a. Motivation and strategies of business internationalization. Ekonomica i upravlenie (8): 48–53.

Pivovarov I. S. 2011b. Marketing strategies of multinational companies. Ekonomica i upravlenie (9): 60–63.

Pivovarov I. S. 2012. Strategic planning in an multinational firm. Ekonomica i upravlenie (1): 67–72.

Expert (editorial article). 2015. Wake up as an exporter. Ekspert (13): 15.

Yudanov A. Yu. 2010. Embodiments of entrepreneurial spirit: “Gazelle girms” in Russia. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii (5): 91–108.

Yudanov A. Yu. 2013. Medium-sized businesses: The formula for success in Russia and the world. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta 11 (3): 119–128.

Yudanov A., Polunin Yu. 2012. Take out a loan to build. Ekspert (21): 56–64.

Yudanov A., Ruban A., Gurova T., Vinkov A. 2011. Creators of a future — the “gazelle firms” with monkey brain. Ekspert (10). http://expert.ru/expert/2011/10/sozdateli-buduschego--gazeli-s-mozgom-obezyanyi/

Finkelstein S., Harvey C., Lawton T. 2007. Breakout strategy. Russian translation. Kiev: Companion Group.

Загрузки

Опубликован

27.12.2016

Как цитировать

Горбунова, М. Л., & Приказчикова, Ю. В. (2016). О стратегиях выхода российских инновационно активных несырьевых компаний на внешние рынки. Российский журнал менеджмента, 14(4), 49–80. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2016.403

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования