Практики управления знаниями в российских образовательных организациях

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.105

Аннотация

Цель исследования: анализ практик управления знаниями в российских образовательных организациях и сравнение полученных результатов с зарубежными практиками.

Методология исследования: осуществлены систематический анализ литературы и количественный опрос респондентов российских образовательных организаций. Проанализировано содержание 57 научных статей и выявлены 74 уникальные практики управления знаниями, которые были сгруппированы для проведения опроса. На основе ответов 120 руководителей административных подразделений образовательных организаций выполнено перераспределение практик по ключевым областям применения; сформирован набор практик, отличающихся от зарубежных.

Результаты исследования: по итогам анализа и систематизации вторичных источников информации предложен набор практик управления знаниями в российских образовательных организациях, отличающийся от зарубежного; на основании проведенного дескриптивного исследования и обзора литературы выявлены наиболее используемые в России практики управления знаниями.

Оригинальность и вклад авторов: работа вносит вклад в область управления знаниями, предлагая факторы различий между зарубежными и российскими практиками управления знаниями, а также дополняя и модифицируя существующий набор практик в контексте образовательных организаций.

Ключевые слова:

управление знаниями, практики управления знаниями, образовательные организации, обмен знаниями, стратегический менеджмент знаний

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Андреева Т. Е., Гутникова Т. Ю. 2009. Управление знаниями: хрестоматия. СПб.: Издательство «Высшая школа менеджмента».

Апенько С. Н., Ефимова Г. З., Семёнов М. Ю. 2023. Формирование и развитие команд стратегических проектов трансформации университетов: методологические подходы. Образование и наука 25 (4): 37–69.

Ахмедьянова Г. Ф., Пищухин А. М. 2022. Онтологический подход к проектированию научно-производственных систем. Онтология проектирования 1 (43): 57–67.

Байкалова К. В. Отток квалифицированных кадров из России — пути решения проблемы. 2016. Сибирский торгово-экономический журнал 2 (23). [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/ottok-kvalifitsirovannyh-kadrov-iz-rossii-puti-resheniya-problemy (дата обращения: 20.08.2023).

Бордунос А. К., Кошелева С. В. 2018. Свобода выбора в стратегическом управлении человеческими ресурсами компании: ограничения и возможности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент 17 (4): 499–546.

Варшавская Е. Я., Подвербных У. С. 2023. Влияние образовательного и квалификационного несоответствия на удовлетворенность трудом и потенциальную текучесть российских работников. Российский журнал менеджмента 21 (1): 115–132.

Ворон О. В. 2022. В НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» показали, как демографическое старение населения повлияет на предложение рабочей силы в России. Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала. [Электронный ресурс]. https://ncmu.hse.ru/news/638079622.html (дата обращения: 20.08.2023).

Всяких М. В., Бакаева А. В. 2015. Санкции в отношении РФ и их последствия. Проблемы экономики и менеджмента 6 (46): 143–149. [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/sanktsii-v-otnoshenii-rf-i-ih-posledstviya (дата обращения: 20.08.2023).

Гаврилова Т. А., Муромцев Д. И. 2008. Интеллектуальные технологии в менеджменте: инструменты и системы. СПб.: Издательство «Высшая школа менеджмента».

Глубокова Е. Н. 2010. Изменения в образовательном процессе современного вуза в условиях управления знаниями. Известия Волгоградского государственного педагогического университета 45 (1): 34–44.

Глушков В. М., Валах В. Я. 1981. Что такое ОГАС? М.: Наука.

Гринберг Э. Я., Плешкова А. Ю. 2018. К вопросу о подготовке специалистов по управлению знаниями. Открытое образование 22 (2): 14–26.

Демидкина К. 2023. Почти треть российских компаний ожидает сокращения сотрудников до конца 2023 года. Forbes. [Электронный ресурс]. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/486312-pocti-tret-rossijskih-kompanij-ozidaet-sokrasenia-sotrudnikov-do-konca-2023-goda (дата обращения: 22.08.2023).

Днепровская Н. В., Шевцова И. В. 2017. Уровни управления знаниями при разработке электронных курсов. Открытое образование 21 (1): 20–26.

Катькало В. С., Вербицкая Ю. Е., Фуколова Ю. В., Чернозатонская Е. В. 2023. Дайджест «Новое в менеджменте. Главные идеи менеджмента 2023». М.: ООО «Радугапринт».

Клемина Т. Н. 2013. О чем не должны забывать представители теории менеджмента и преподаватели бизнес-школ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент (1): 110–116.

Климов С. М. 2002. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП, Знание.

Колобова М. 2022. Трудовые в ресурсе: Центробанк зафиксировал снижение числа вакансий в РФ. Известия. [Электронный ресурс]. https://iz.ru/1346288/mariia-kolobova/trudovye-v-resurse-tcentrobank-zafiksiroval-snizhenie-chisla-vakansii-v-rf (дата обращения: 22.08.2023).

Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С., Ефремов И. А., Чахоян Г. А. 2023. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования. Высшее образование в России 32 (1): 9–34.

Кузык М. Г., Симачев Ю. В. 2023. Близость к технологической границе как фактор конкурентоспособности российских фирм. Российский журнал менеджмента 21 (2): 198–227.

Лунев А. П., Томашевская Ю. Н., Кошкаров А. В. 2022. Управление знаниями в системе высшего образования: теория и практика. Управленческие науки 12 (2): 86–97.

Мануйлова А. 2023. Работник двадцатипятилетия. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. https://www.kommersant.ru/doc/5952421 (дата обращения: 20.08.2023).

Митина В. 2022. России предсказали сокращение до 2 млн рабочих мест. Секрет Фирмы. [Электронный ресурс]. https://secretmag.ru/news/rossii-predskazali-sokrashenie-do-2-mln-rabochikh-mest-29-03-2022.htm (дата обращения: 22.08.2023).

Молодчик М. А. 2017. Мониторинг интеллектуальных ресурсов компании: управление активами на основе открытых данных. Менеджмент и бизнес-администрирование 1: 32–45.

Молодчик М. А., Эсаулова И. А., Молодчик А. В. 2021. Модель управления знаниями на основе организационно-мотивационных механизмов. Управленческие науки 11 (2): 85–98.

Николаева М. А. 2017. Инновационные требования к профессиональной подготовке государственных служащих. Азимут научных исследований: педагогика и психология 6 (21): 409–411.

Павленко Ю. Г. 2020. Экономические проблемы научно-технического прогресса в исследованиях Института экономики РАН. Вестник Института экономики Российской академии наук (2): 43–59.

Панкратова Т. А., Брагина З. В. 2014. Административные знания в инновационном развитии образовательного учреждения. Статистика и экономика 6 (2): 256–259.

Прохорова М. П., Лебедева Т. Е., Виноградова С. А. 2020. Навыки будущего: значимость и условия развития в российских компаниях. Московский экономический журнал (2): 524–534.

Сергеева А. В., Андреева Т. Е. 2014. Как управленческие практики влияют на обмен знаниями между сотрудниками? Результаты исследования в средних школах. Российский журнал менеджмента 12 (2): 67–98.

Широкова Г. В., Быстрова Ю. Е. 2014. Организационные изменения в молодых российских предпринимательских фирмах как фактор успешности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент (2): 60–99.


References in Latin Alphabet

Ahmed U., Aslam R., Khan N., Asad M. M. 2022. Investigating knowledge management practices in an EFL context in Pakistan. SAGE Open 12 (2).

Alexandropoulou D. A., Angelis V. A., Mavri M. 2009. Knowledge management and higher education: Present state and future trends. International Journal of Knowledge and Learning 5 (1): 96–106.

Andreeva T., Kianto A. 2012. Knowledge processes, knowledge-intensity and innovation: A moderated mediation analysis. Journal of Knowledge Management 15 (6): 1016–1034.

Andreeva T., Kianto A. 2014. Does knowledge management really matter? Linking knowledge management practices, competitiveness and economic performance. Journal of Knowledge Management 16 (4): 617–636.

Andreeva T., Sergeeva A. 2016. The more the better… or is it? The contradictory effects of HR practices on knowledge‐sharing motivation and behaviour. Human Resource Management Journal 26 (2): 151–171.

Arena C., Catuogno S., Crisci A., Naciti V. 2022. The mediating role of relational capital for the academic performance effect of IC: The influence of digital technologies. Meditari Accountancy Research 30 (4): 1050–1076.

Bhat S. A., Zahid A. T. 2018. Role of ICT facilitation in mobilizing the performance of business research process in North India: An empirical study on HEIs. Global Knowledge, Memory and Communication 67 (4): 70–90.

Bhatt G. 2001. Knowledge management in organizations: Examining the interaction between technologies, techniques, and people. Journal of Knowledge Management 5 (1): 68–75.

Bigliardi B., Galati B., Petroni F. A. 2014. How to effectively manage knowledge in the construction industry. Measuring business excellence 18 (3): 57–72.

Bisogno M., Dumay J., Manes Rossi F., Tartaglia Polcini P. 2018. Identifying future directions for IC research in education: A literature review. Journal of Intellectual Capital 19 (1): 10–33.

Bratianu C., Stanescu D. F., Mocanu R. 2021. Exploring the knowledge management impact on business education. Sustainability 13 (4). https://doi.org/10.3390/su13042313

Dávila G. A., Andreeva T., Varvakis G. 2019. Knowledge management in Brazil: What governance mechanisms are needed to boost innovation? Management and Organization Review 15 (4): 857–886.

Davenport T., Prusak L. 1998. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know. Harvard Business School Press: Boston.

Dei D.-G. J., van der Walt T. B. 2020. Knowledge management practices in universities: The role of communities of practice. Social Sciences & Humanities Open 2 (1): 1–8.

Del Giudice M., Della Peruta M. R. 2016.The impact of IT-based knowledge management systems on internal venturing and innovation: A structural equation modeling approach to corporate performance. Journal of Knowledge Management 20 (3): 484–498.

Drucker P. F. 1994. The age of social transformation. The Atlantic Monthly 274 (5): 53–80.

Fteimi N., Hopf K. 2021. Knowledge management in the era of artificial intelligence — developing an integrative framework. ECIS 2021 Research-in-Progress Papers (20).

Gavrilova T., Leshcheva I. 2014. Building collaborative ontologies: A human factors approach. In book: Collaborative Knowledge in Scientific Research Networks. IGI publishing: USA; 305–324.

Giampaoli D., Ciambotti M., Bontis N. 2017. Knowledge management, problem solving and performance in top Italian firms. Journal of Knowledge Management 21 (2): 355–375.

González-Zamar M., Abad-Segura E. 2021. Analysis of research on knowledge management in universities. In book: Reviving Businesses With New Organizational Change Management Strategies. IGI Global; 293–309. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7452-2

Grant R. 1996. Toward a knowledge-based view of the firm. Strategic Management Journal 17 (special issue): 109–122.

Heisig P. 2009. Harmonization of knowledge management — comparing 160 KM frameworks around the globe. Journal of Knowledge Management 13 (4): 4–31.

Horban O., Babenko L., Lomachinska I., Hura O., Martych R. 2021. A knowledge management culture in the European higher education system. Scientific Bulletin of National Mining University 3: 173–177.

Inkinen H., Kianto A., Vanhala M. 2016. Knowledge management practices and innovation performance in Finland. Baltic Journal of Management 10 (4): 432–455.

Jain P. 2020. Knowledge management in libraries and information Centers: A bibliometric perspective. Advances in Social Sciences Research Journal 7 (4): 431–453.

Khan M. N., Zaman U. 2021. The effect of knowledge management practices on organizational innovation: Moderating role of management support. Journal of Public Affairs 21 (3): 1–9.

Kianto A., Andreeva T. 2014. Knowledge management practices and results in service oriented versus product-oriented companies. Knowledge and Process Management 21 (4): 221–230.

Nawaz N., Durst S., Hariharasudan A., Shamugia Z. 2020. Knowledge management practices in higher education institutions-a comparative study. Polish Journal of Management Studies 22 (2): 291–308.

Ode E., Ayavoo R. 2020. The mediating role of knowledge application in the relationship between knowledge management practices and firm innovation. Journal of Innovation & Knowledge 5 (3): 210–218.

Panibratov A. 2021. Sanctions, cooperation, and innovation: Insights into Russian economy and implications for Russian firms. BRICS Journal of Economics 2 (3): 4–26.

Quarchioni S., Paternostro S., Trovarelli F. 2022. Knowledge management in higher education: A literature review and further research avenues. Knowledge Management Research & Practice 20 (2): 304–319.

Schiuma G. 2009. The challenges of measuring business excellence in the 21st century. Measuring Business Excellence 13 (2): 3–9.

Serenko A. 2021. A structured literature review of scientometric research of the knowledge management discipline: A 2021 update. Journal of Knowledge Management 25 (8): 1889–1925.

Shakina E., Barajas A., Molodchik M. 2017. Bridging the gap in competitiveness of Russian companies with intangible bricks. Measuring Business Excellence 21 (1): 86–100.

Shakina E., Barajas A. 2015. Intangible-intensive profile of a company: The key to outperforming. Journal of Intellectual Capital 16 (4): 1–25.

Shujahat M., Hussain S., Javed S. 2017. Strategic management model with lens of knowledge management and competitive intelligence: A review approach. VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems 47 (1): 55–93.

Singh P. 2018. Knowledge strategy, sharing behavior and performance: Reviewing a knowledge-oriented approach. Management Research Review 41 (3): 395–411.

Su Z., Peng M. W., Xie E. 2016. A strategy tripod perspective on knowledge creation capability. British Journal of Management 27 (1): 58–76.

Veer-Ramjeawon P., Rowley J. E. 2019. Embedding knowledge management in higher education institutions (HEIs): A comparison between two countries. Studies in Higher Education 45 (11): 2324–2340.

Veltri S., Puntillo P. 2020. On intellectual capital management as an evaluation criterion for university managers: A case study. Journal of Management and Governance 24 (1): 135–167.

Xue C. T. S. 2017. A literature review on knowledge management in organizations. Research in Business and Management 4 (1): 30–41.

Zavyalova E. K., Sokolov D. 2021. Human resource management systems and intellectual capital: Is the relationship universal in knowledge-intensive firms? International Journal of Manpower 42 (4): 683–701.

Zavyalova E. K., Kucherov D. G., Tsybova V. S. 2017. Human resource management at Russian Companies — leaders of the global economy. Foresight and STI Governance 11 (4): 52–61.

Zeinabadi H. 2022. Principals' role in teachers' knowledge-sharing beliefs, intention and behaviour in Iranian schools: Exploring the impact of knowledge-sharing leadership. Journal of Educational Administration 60 (5): 493–510.

Zelenkov Y. 2018. The impact of knowledge management and change readiness on the effectiveness of Russian private and state-owned organizations. In book: Knowledge Management in Organizations. Communications in Computer and Information Science 877. Springer, Cham.


Translation of references in Russian into English

Andreeva T. E., Gutnikova T. Yu. 2009. Knowledge Management: A chrestomathy. SPb.: Graduate school of management. (In Russian)

Apenko S. N., Efimova G. Z., Semenov M. Yu. 2023. Formation and development of teams for strategic projects of university transformation: methodological approaches. The Education and Science Journal 25 (4): 37–69. (In Russian)

Akhmedyanova G. F., Pishchukhin A. M. 2022. Ontological approach to the design of scientific and production systems. Ontology of designing 1 (43): 57–67. (In Russian)

Baikalova K. V. Outflow of qualified personnel from Russia — ways to solve the problem. Siberian Trade and Economic Journal 2 (23). [Electronic resource]. https://cyberleninka.ru/article/n/ottok-kvalifitsirovannyh-kadrov-iz-rossii-puti-resheniya-problemy (accessed: 20.08.2023). (In Russian)

Bordunos A. K., Kosheleva S. V. 2018. Freedom of choice in the strategic management of human resources of a company: Limitations and opportunities. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 17 (4): 499–546. (In Russian)

Varshavskaya E. Ya., Podverbnykh U. S. 2023. The impact of educational and qualification mismatch on job satisfaction and potential turnover of Russian workers. Russian Management Journal 21 (1): 115–132. (In Russian)

Voron O. 2022. At the NCMU «Center for Interdisciplinary Research of Human Potential» they showed how demographic aging of the population will affect the labor supply in Russia. Center for Interdisciplinary Research of Human Potential. [Electronic resource] https://ncmu.hse.ru/news/638079622.html (accessed: 20.08.2023). (In Russian)

Vsyakikh M. V., Bakaeva A. V. 2015. Sanctions against the Russian Federation and their consequences. Problems of Economics and Management 6 (46). [Electronic resource] https://cyberleninka.ru/article/n/sanktsii-v-otnoshenii-rf-i-ih-posledstviya (accessed: 20.08.2023). (In Russian)

Gavrilova T. A., Muromtsev D. I. 2008. Intelligent technologies in management: Tools and systems. SPb.: Graduate school of management. (In Russian)

Glubokova E. N. 2010. Changes in the educational process of a modern university in the context of knowledge management. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University 45 (1): 34–44. (In Russian)

Glushkov V. M., Walach V. Ya. 1981. What is OGAS? M.: Nauka. (In Russian)

Grinberg E. Ya., Pleshkova A. Yu. 2018. On the issue of training specialists in knowledge management. Open Education 22 (2): 14–26. (In Russian)

Demidkina K. 2023. Almost a third of Russian companies expect to lay off employees by the end of 2023. [Electronic resource]. Forbes. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/486312-pocti-tret-rossijskih-kompanij-ozidaet-sokrasenia-sotrudnikov-do-konca-2023-goda (accessed: 22.08.2023). (In Russian)

Dneprovskaya N. V., Shevtsova I. V. 2017. Levels of knowledge management in the development of electronic courses. Open Education 21 (1): 20–26. (In Russian)

Katkalo V. S., Verbitskaya Yu. E., Fukolova Yu. V., Chernozatonskaya E. V. 2023. Digest «New in Management. Main ideas of management 2023». M.: OOO «Radugaprint». (In Russian)

Klemina T. N. 2013. What representatives of management theory and business school teachers should not forget about. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 1: 110–116. (In Russian)

Klimov S. M. 2002. Intellectual Resources of Society. SPb.: IVESEP, Znaniye. (In Russian)

Kolobova M. 2022. Labor in the resource: The Central Bank recorded a decrease in the number of vacancies in the Russian Federation. Izvestia. [Electronic resource]. https://iz.ru/1346288/mariia-kolobova/trudovye-v-resurse-tcentrobank-zafiksiroval-snizhenie-chisla-vakansii-v-rf (accessed: 22.08.2023). (In Russian)

Korshunov I. A., Shirkova N. N., Szhonov E. S., Efremov I. A., Chakhoyan G. A. 2023. Management practices and the effectiveness of universities in the implementation of lifelong education. Higher education in Russia 32 (1): 9–34. (In Russian)

Kuzyk M. G., Simachev Yu. V. 2023. Proximity to the technological frontier as a factor in the competitiveness of Russian firms. Russian Management Journal 21 (2): 198–227. (In Russian)

Lunev A. P., Tomashevskaya Yu. N., Koshkarov A. V. 2022. Knowledge management in the higher education system: Theory and practice. Management Sciences 12 (2): 86–97. (In Russian)

Manuilova A. 2023. Employee of the twenty-fifth anniversary. Kommersant. 2023. [Electronic resource]. https://www.kommersant.ru/doc/5952421 (accessed: 20.08.2023). (In Russian)

Mitina V. 2022. Russia predicted a reduction of up to 2 million jobs. Secret of the Firm. [Electronic resource]. https://secretmag.ru/news/rossii-predskazali-sokrashenie-do-2-mln-rabochikh-mest-29-03-2022.htm (дата обращения: 22.08.2023). (In Russian)

Molodchik M. A. 2017. Monitoring a company’s intellectual resources: Asset management based on open data. Management and Business Administration 1: 32–45. (In Russian)

Molodchik M. A., Esaulova I. A., Molodchik A. V. 2021. Knowledge management model based on organizational and motivational mechanisms. Management Sciences 11 (2): 85–98. (In Russian)

Nikolaeva M. A. 2017. Innovative requirements for professional training of civil servants. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology 6 (21): 409–411. (In Russian)

Pavlenko Yu. G. 2020. Economic problems of scientific and technological progress in research of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (2): 43–59. (In Russian)

Pankratova T. A., Bragina Z. V. 2014. Administrative knowledge in the innovative development of an educational institution. Statistics and Economics 6 (2): 256–259. (In Russian)

Prokhorova M. P., Lebedeva T. E., Vinogradova S. A. 2020. Skills of the future: Importance and conditions for development in Russian companies. Moscow Economic Journal (2): 524–534. (In Russian)

Sergeeva A. V., Andreeva T. E. 2014. How do management practices influence knowledge sharing among employees? Findings from a study in secondary schools. Russian Management Journal 12 (2): 67–98. (In Russian)

Shirokova G. V., Bystrova Yu. E. 2014. Organizational changes in young Russian entrepreneurial firms as a factor of success. Vestnik of Saint Petersburg University. Management (2): 60–99. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.06.2024

Как цитировать

Плешкова, А. Ю. (2024). Практики управления знаниями в российских образовательных организациях. Российский журнал менеджмента, 22(1), 113–130. https://doi.org/10.21638/spbu18.2024.105

Выпуск

Раздел

Теоретические и эмпирические исследования