Экономический анализ форсайта как инструмента стратегического менеджмента компании: мировые тренды и российский опыт

  • Александр Александрович Чулок Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

Аннотация

В статье представлены результаты комплексного исследования зарубежных и российских работ в области корпоративного форсайта, выявлены их ключевые исследовательские вопросы, проведен структурный анализ кейсов, даны классификация и обобщающая характеристика отечественных проектов, использующих методы форсайта, начиная с 1990-х гг. Поиск эффективного инструмента для обеспечения стратегического развития и устойчивой конкурентоспособности компании выступал объектом оживленной академической дискуссии. Однако до сих пор исследовательский ландшафт все еще сильно фрагментирован и характеризуется наличием нескольких обширных лакун, связанных с
комплексным подходом к изучению компании с учетом действия глобальных трендов, стимулов и паттернов поведения ключевых стейкхолдеров и формированием рекомендаций для менеджмента компании. Одной из платформ, объединяющих различные научные школы, является форсайт — инструмент формирования облика будущего, активно использующийся мировыми корпорациями на протяжении более 70 лет и завоевавший в последние годы широкое признание в российском сообществе. Показано, что современный этап российских корпоративных форсайтов находится в состоянии интенсивного развития и во многом начинает соответствовать мировым трендам, а также определены факторы, влияющие на спрос российский компаний на форсайт. В статье приводится прогноз возможных трендов развития форсайта как инструмента стратегического менеджмента компании на ближайшие 10 лет.

Ключевые слова:

экосистема, форсайт, корпоративный форсайт, стратегический менеджмент, планирование и прогнозирование, глобальные тренды

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 
Опубликован
2022-03-04
Как цитировать
Чулок, А. А. (2022). Экономический анализ форсайта как инструмента стратегического менеджмента компании: мировые тренды и российский опыт. Российский журнал менеджмента, 19(2), 151–176. https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.202
Раздел
Теоретические и эмпирические исследования