https://rjm.spbu.ru/issue/feed Российский журнал менеджмента 2021-07-30T14:34:45+03:00 Бухвалов Александр Васильевич journal@rjm.ru Open Journal Systems <p>«Российский журнал менеджмента» — научный журнал в области менеджмента, издаваемый с 2003 года.<br>Основной тематический профиль РЖМ — менеджмент организаций.</p> https://rjm.spbu.ru/article/view/10421 The board work experience diversity and the performance of Russian companies 2021-07-30T14:34:45+03:00 Irina V. Dergunova ivdergunova@gmail.com Tatiana G. Dolgopyatova longheel@hse.ru <p>The goal of this study is to empirically assess the influence of the board of directors’ work experience diversity on the performance of Russian non-public companies. The board work experience diversity is measured by the diversity index proposed by the authors, as well as by the number of work experience types and categories. Russian boards are characterized by a low level of diversity, directors with work experience in the same company prevail, on the second and third places is the experience in other enterprises in the industry and the experience in the group of related companies. It has been established that there are no prevailing combinations of experience in industrial companies. A positive influence of the directors’ work experience diversity on the increase of companies’ return on capital from 2017 to 2019 was found. The analysis is based on the data from a 2018 survey of industrial managers conducted by the Higher School of Economics.</p> 2021-07-28T10:51:21+03:00 Copyright (c) 2021 Irina V. Dergunova, Tatiana G. Dolgopyatova https://rjm.spbu.ru/article/view/10394 On some approaches to increasing performance and cost-efficiency of Russian regional AIDS centers 2021-07-30T14:32:55+03:00 Evgenii V. Gilenko e.gilenko@gsom.spbu.ru Andrei E. Ivanov ivanov@gsom.spbu.ru Ekaterina M. Batueva st054355@student.spbu.ru <p>The paper discusses the problem of counteracting the spread of HIV/AIDS in Russia. This disease is the main cause of death for the Russian working-age population, which annually takes tens of thousands of lives and hinders the achievement of such goals of the Russian state policy as preserving the health and well-being of Russian people. The principal elements of the system of HIV/AIDS counteraction are regional AIDS prevention and control centers (AIDS centers), whose improvement of performance is required by the “State Strategy for Counteracting the Spread of the HIV Infection in the Russian Federation for the period up to 2020 and beyond”. In this paper, based on the proposed modification of M. Porter’s care delivery value chain model, we demonstrate the ways of enhancing the performance of a regional AIDS center by increasing the value of its services and reducing the costs of their provision due to strengthening the channels of transferring information about HIV/AIDS to the population, improving the accuracy of predicting new registered cases of HIV/AIDS, as well as perfecting public procurement of the necessary medicines and consumables. Our calculations are based on real data of the Perm AIDS center. As a result, relevant recommendations are formulated for the leadership of the Perm AIDS center on the ways of interaction with the population, prediction of new HIV/AIDS cases, and conducting public procurement of drugs and consumables for the needs of the center.</p> 2021-07-28T11:27:29+03:00 Copyright (c) 2021 Evgenii V. Gilenko, Andrei E. Ivanov, Ekaterina M. Batueva https://rjm.spbu.ru/article/view/10700 Конкурентоспособность компаний в условиях продовольственного эмбарго: ориентация на бренд российских производителей продуктов питания 2021-07-30T14:30:42+03:00 Ольга Анатольевна Кусраева okusraeva@hse.ru Вера Александровна Ребязина rebiazina@hse.ru <p>В статье определены маркетинговые особенности российского рынка продуктов питания, вызванные введением продовольственного эмбарго, выявлено изменение структуры иностранных поставщиков продуктов питания в Россию, а также &nbsp;уровня конкуренции среди компаний, функционирующих на российском рынке. Демонстрируются особенности использования ориентации на бренд в условиях продовольственного эмбарго на основе эмпирического исследования 198 российских компаний — производителей продуктов питания. Данные собраны при помощи анкеты, в которую заложена шкала бренд-ориентированности компаний, разработанная с учетом особенностей российского рынка. Они проанализированы посредством проведения иерархического и неиерархического кластерного анализа. В результате сформирована типология компаний на отечественном рынке — выделено четыре кластера, различающихся уровнем ориентации на бренд и спецификой деятельности по управлению брендами: высокая ориентация на бренд; средняя ориентация на бренд, сфокусированная на коммуникациях; низкая ориентация на бренд, сфокусированная на исследованиях; отсутствие ориентации на бренд. Каждый из кластеров охарактеризован по восьми параметрам, отражающим особенности управления брендами: фокус деятельности компании по управлению брендом, идентичность бренда, квалификация сотрудников, позиционирование, ценности бренда, коммуникации, визуальная идентификация, оценка деятельности. Кроме того, выделены особенности и ограничения, совокупность которых предопределяет поведение компаний, входящих в кластер, на российском рынке. Результаты кластерного анализа сопоставлены с данными TGI Marketing Index, что позволило обнаружить наличие зависимости между показателями успешности бренда и уровнем реализации ориентации на бренд.</p> 2021-07-28T11:30:25+03:00 Copyright (c) 2021 Ольга Анатольевна Кусраева, Вера Александровна Ребязина https://rjm.spbu.ru/article/view/10282 Решение репатриантов о возвращении в Россию: определяющие факторы 2021-07-29T17:15:22+03:00 Мария Валерьевна Шагалкина mari.shag.101@gmail.com Вячеслав Вячеславович Телов vv.telov@gmail.com Марина Олеговна Латуха marina.latuha@gsom.spbu.ru Андрей Юрьевич Панибратов panibratov@mail.ru <p>В статье изучаются факторы, определяющие решение репатриантов о возвращении в Россию. Репатрианты из развитых стран обладают высоким уровнем человеческого и социального капитала, что позволяет им вносить вклад в результаты деятельности компаний в развивающихся странах. Кроме того, приток репатриантов в развивающиеся страны рассматривается учеными как средство для решения проблемы утечки умов. Россия испытывает проблему утечки умов, поскольку отток высококвалифицированных специалистов превышает их приток в страну. Однако исследований, изучающих репатриантов в российском контексте, недостаточно. Анализ выборки из 90 репатриантов из развитых стран, работающих в России, показал, что возможности карьерного роста и ожидание высокой заработной платы, а также семейные причины имеют наибольшее влияние на решение репатриантов о возвращении в страну. Практики управления талантливыми сотрудниками, направленные на их привлечение, развитие и удержание, оказались значимыми для решения репатриантов о трудоустройстве в российскую компанию. При этом по возвращении репатрианты испытывают затруднения в поиске подходящей работы и адекватной их опыту и знаниям заработной платы. Таким образом, компании в России не в полной мере оценивают знания и опыт, которыми обладают репатрианты, и то, какой вклад в развитие компании они могут внести. Результаты исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость для формирования политик и практик в области миграции на уровне страны и организаций.</p> 2021-07-28T10:45:15+03:00 Copyright (c) 2021 Мария Валерьевна Шагалкина, Вячеслав Вячеславович Телов, Марина Олеговна Латуха, Андрей Юрьевич Панибратов