https://rjm.spbu.ru/issue/feed Российский журнал менеджмента 2019-07-26T16:07:59+03:00 Бухвалов Александр Васильевич journal@rjm.ru Open Journal Systems <p>«Российский журнал менеджмента» — научный журнал в области менеджмента, издаваемый с 2003 года.<br>Основной тематический профиль РЖМ — менеджмент организаций.</p> https://rjm.spbu.ru/article/view/5090 Toward better measurement of financial performance: A robust OEVA–TEVA alternative to biased EVA 2019-07-24T16:15:48+03:00 Rauf G. Ibragimov ibragimov-rg@ranepa.ru Ignacio Vélez-Pareja nachovelez@gmail.com <p>We demonstrate analytically and illustrate with examples that the conventional measures of the residual operating income such as the Economic Value Added (EVA) are biased by design and so may yield a misleading assessment of financial performance. Fundamentally, the magnitude of the measurement error depends on the amount of realized interest tax shields and the book to value ratio. Other potentially significant sources of distortions induced by the EVA design are identified as well. We propose a robust alternative that is a concurrent evaluation of the firm’s operating and total performance by means of two related metrics, the Operating EVA (OEVA) and the Total EVA (TEVA). Coherent implementation of the OEVA–TEVA technique is simpler than the EVA both analytically and computationally. It is also able to provide additional information for the management decision making. The overall consistency of the OEVA–TEVA approach is supported by a formally proved equivalence of the corresponding OEVA–TEVA valuation model to the fundamental valuation by the cash flow discounting.</p> 2019-07-17T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://rjm.spbu.ru/article/view/3823 Enhancing Public Value of Local Public Services through Electronic Interaction 2019-07-24T16:46:19+03:00 Anastasia А. Golubeva golubeva@gsom.spbu.ru Evgenii V. Gilenko e.gilenko@gsom.spbu.ru Veronika B. Dzhedzheya dzhedzheyavb@gmail.com <p>Benefits from introducing electronic public services have been widely discussed in the academic literature. However, in recent years, research advocates a more broad approach integrating multiple indicators of social benefits. One of these approaches is associated with the concept of public value, which describes the overall value that the government creates for the society. In this research we theoretically illustrate and empirically evaluate the possibility to enhance public value of public services through the electronic interaction of citizens and authorities on a local (municipal) level. We use an example of online claim submission system on landscaping and public amenities issues. The paper is based on a survey among 150 elderly citizens of a district of St. Petersburg (Russia). Despite the fact that elderly citizens are actually willing to adopt the electronic way of communication with local authorities and even associate it with a higher level of comfort and transparency, the online interaction itself do not make them trust the authorities more or submit their claims more often. To increase the level of trust and enhance the actual public value, the authorities need to demonstrate some practical results of their activity. This paper elaborates the linkage between public value creation and public e-services implementation on a local level. We provide a theoretical framework for a more comprehensive understanding of public value enhancement through local public services.</p> 2019-07-17T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://rjm.spbu.ru/article/view/4338 Типы межфирменных связей и их сравнительная экономическая эффективность: исследование отрасли российского ритейла 2019-07-25T12:43:34+03:00 Борис Александрович Белявский bbelyavskiy@hse.ru <p>В статье на основе концепций маркетинга взаимоотношений, стратегического менеджмента и новой экономической социологии обсуждаются два принципа классификации межфирменных связей — по горизонтальному и вертикальному типам отношений. Предложена оригинальная авторская типология моделей межфирменных связей, состоящая из четырех идеальных типов. Оцениваются количественная распространенность каждого из типов отношений и их сравнительная экономическая эффективность по динамике продаж, изменению товарного ассортимента и положению относительно конкурентов. Для эмпирического анализа используются данные стандартизированного опроса 684 менеджеров компаний (ритейлеров и поставщиков), работающих в России на рынках продовольственных и непродовольственных товаров, проведенного НИУ ВШЭ в 2016 г. В результате анализа выявлены высокая распространенность выстраивания интенсивных межфирменных отношений в цепи поставок и низкая — в сетевых связях с конкурентами. Сочетание горизонтальных связей с конкурентами и выстраивание вертикальных отношений в соответствии с концепцией маркетинга взаимоотношений, как показало исследование, связано с наиболее высокими показателями экономической эффективности.</p> 2019-07-17T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://rjm.spbu.ru/article/view/5235 Ориентация потребителя на здоровое питание: обзор литературы и разработка модели согласования интересов участников рынка 2019-07-24T14:58:09+03:00 Анастасия Юрьевна Неделько anedelko@hse.ru Ольга Анатольевна Третьяк otretyak@hse.ru <p>Ориентация потребителя на здоровое питание зависит от деятельности компаний, предлагающих продукты, государственной политики в этой сфере, а также от информированности потребителя и его способности осуществить выбор. Возможность реализации выбора населения в пользу здорового питания во многом обеспечивается тем, насколько хорошо согласованы действия компаний и государства. В статье проведен критический обзор подходов к определению вредных и полезных для здоровья продуктов питания, а также практик государственного регулирования деятельности компаний в сфере производства продуктов здорового питания. В результате обоснована необходимость согласования разнонаправленных интересов участников рынка для обеспечения регулирования продаж вредных для здоровья продуктов питания. Для решения этой проблемы предложена модель согласования интересов государства, компаний и потребителей, с помощью которой могут быть рассчитаны оптимальные цены на продукты питания и определены соответствующие ставки налогообложения.</p> 2019-07-17T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://rjm.spbu.ru/article/view/5160 Управление стрессом на рабочем месте: организационный подход 2019-07-26T16:07:59+03:00 Екатерина Васильевна Сережкина katerinaserezhkina@gmail.com <p>Изменения современного рынка труда способствуют появлению новых рисков, в частности социально-психологических, среди которых особое место занимает стресс на рабочем месте. Перед менеджментом компаний встает задача управления стрессом как организационным риском, чтобы не допустить снижения производительности труда и финансовых потерь. Предложенные психологами технологии оказываются недостаточными, что приводит к возникновению новой группы теорий, которая рассматривает стресс на работе как социальную проблему и возлагает ответственность за управление им не только на индивида, но и на саму организацию. В статье обсуждается организационный подход к изучению стресса, систематизируются социальные детерминанты стресса разных уровней — от внутриорганизационных до макросоциальных. Анализируются европейские модели управления стрессом на уровне организаций, а&nbsp; также представлены элементы государственных стратегий по отношению к проблеме. Выделен ряд малоизученных направлений исследований, делается предположение о перспективах их развития и внедрения в практику менеджмента, в том числе в России.</p> 2019-07-17T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://rjm.spbu.ru/article/view/4492 Процессуальный подход к анализу организационных изменений: кейс «Почты России» 2019-07-26T11:47:26+03:00 Елена Алексеевна Гудова egudova@hse.ru <p>На сегодняшний день теория организации может предложить разнообразные подходы к пониманию организационных изменений. Большая часть из них рассматривает изменения как любые перемены в состоянии организации между двумя промежутками времени. Организация представляется как статичная сущность, с которой что-то происходит. В противоположность этому предлагается процессуальный подход, при котором изменения являются процессом, предваряющим существование организации и делающим его возможным. Такая трактовка изменений дает более богатое видение того, как соотносятся нововведения верхнего уровня со своей реализацией в микропрактиках сотрудников. В данной статье на материале этнографии ФГУП «Почта России» иллюстрируется эвристическая ценность процессуального подхода к анализу организационных изменений. На примере двух историй внедрения услуг показывается, насколько неодинаково по скорости и содержанию протекали одновременные изменения институционального контекста и реальной деятельности почтовых отделений. Проекты по внедрению IP-телефонии и установке пунктов коллективного доступа к Интернету показывают, что попытки выделить четкие этапы или стадии изменений скорее характеризуют организацию как не всегда функциональную и рациональную, в то время как процессуальный подход позволяет преодолеть эти теоретические ограничения.</p> 2019-07-17T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement##